Этикет и нравственность в Исламе..
На модерации
Отложенный
В этой главе мы продолжим разговор о том, какое представление об Исламе сложилось у людей на основе поступков и поведения некоторых мусульман. Мы поговорим здесь о нравственности мусульманина, а также о том, что многие, ничего не зная о нравственности и нормах поведения в Исламе, утверждают, что эта религия лишена моральных устоев, и что ее последователям явно не хватает воспитанности и умения общаться с людьми. Мы, как обычно, не станем обсуждать эту тему, глядя на отдельных последователей Ислама, но обратимся к основе жизненной программы Ислама и ее великолепному воплощению – Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А чтобы нам быть объективными, перед этим следует упомянуть о том, что многие беспристрастные не мусульмане (а их немало) осознали величие этой программы и ее превосходства во всех жизненных сферах, в том числе и в сфере нравственности, и они не устают заявлять об этом во всеуслышание. В качестве примера приведу вам слова профессора Густава Любана, взятые из его книги «Цивилизация арабов». Вот что он говорит: «Моральные принципы в Коране настолько возвышены, что поднимаются над всем, что упомянуто в Писаниях всех остальных религий».
Да, Ислам своим этикетом и нравственностью превзошел все идеологии и религии, и поэтому почти в каждой книге по фикху или хадисам есть отдельная глава, посвященная этикету и нравственности. В ней речь идет о правильном поведении, благодеянии, терпении, прощении, правдивости, примирении людей, взаимопомощи, предпочтении других себе, хорошем отношении к людям, щедрости и добром слове. Также обычно выделяется глава о пороках, которые Ислам не приемлет – высокомерии, зависти, злобе, лжи, хуле, злословии, унижении других и дурных мыслях о них и т.д. О многих из этих вещей мы поговорим позже.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был послан, чтобы дополнить и усовершенствовать добродетели и этические нормы, принесенные всеми пророками и посланниками, и он пришел с совершенной программой, регулирующей поведение человека и упорядочивающей его отношения с другими. Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подтверждает это, говоря: «Поистине, я послан, чтобы дополнить и усовершенствовать добродетели». Он также пояснил, что превосходство одних людей над другими определяется их благонравием, сказав: «Лучший из вас тот, у кого наилучший нрав». И сказал он: «Самой совершенной верой обладает самый благонравный из верующих». И он связал это с наградой от Аллаха, сказав: «Не будет на Весах (в Судный День) ничего тяжелее, чем благонравие».
Вся религия воздвигнута на опорах нравственности, и мусульмане были общиной, служившей примером для других в своих моральных устоях. Более того, их нравственность была одной из главных причин того, что люди начали входить в религию Аллаха толпами. Мусульмане научились этому от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – и даже больше из его поведения и поступков, чем из данных им указаний и наставлений, и поэтому Всевышний Аллах описал его такими словами: «Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68, аят 4). И сказал Всевышний, разъясняя причины того, что люди сплотились вокруг него: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура 3, аят 159).
Когда кто-то из нас желает поговорить о нравственности и этических нормах в Исламе, он не знает, с чего начать, ибо это обширнейшая область, включающая в себя любое убеждение, акт поклонения или действие в религии Аллаха, и любой раздел религии так или иначе связан с ней. Начинается она с правил благовоспитанности по отношению к Аллаху, а также к Его посланникам, Писаниям и ангелам. За ними идут правила взаимодействия с вселенной, сотворенной Всевышним Аллахом. За всем этим следует подробное описание многочисленных разделов, связанных со всеми действиями мусульманина – ритуальным очищением, молитвой, постом, закятом, паломничеством, вступлением в брак, куплей, продажей и т.д., а также правила, регулирующие отношения с родителями, женой, детьми, соседом, другом и родственниками и правила поведения дома, в обществе и на рынке… А также правила, связанные с приобретением знания, и правила, касающиеся новорожденного, маленького ребенка, подростка, юноши и, наконец, старого человека. За ними следуют правила погребения… Это нормы поведения, регулирующие всю жизнь человека, с рождения и до смерти.
А если желаем поговорить подробнее, то о чем сказать? О правилах принятия пищи и питья? Или же о правилах, касающихся дороги? Или о нормах, касающихся сна и пробуждения, посещения туалета, супружеской связи или приветствия? Далее, о какой из добродетелей, предписанных Исламом, рассказать? О правдивости, справедливости в отношениях между людьми, милосердии, щедрости, великодушии, альтруизме, стыдливости, оберегании языка от запретных речей, поддержании родственных связей, любви ради Аллаха, помощи друг другу в благих делах, верности обещанию?... И с чего начать, если мы пожелаем написать о пороках и дурных нравственных качеств, которые не приемлет Ислам? С прелюбодеяния и разврата? Или же с притеснения, обмана, хулы и сплетен? Или с воровства, взятки, лжи, клеветы, плохого отношения к соседу, проклятия? А может, с отвратительных и непристойных слов, злобы, зависти, ненависти? Ислам разъяснил все это и многое другое так подробно, как не сделала этого ни одна религия или идеологическая система в мире.
При этом Ислам, требуя от человека благонравия и отдаляя его от пороков, учитывает природу человека и его слабость, и не ждет от него непорочности ангелов, которым чужды человеческие пороки и которым не свойственны человеческие недостатки. Ислам признает слабость человека, его стремление к наслаждениям и склонность идти на поводу у своих прихотей. Как следствие, Ислам признает то, что человек не лишен недостатков и не защищен от ошибок, и объявляет лучшими из людей тех, кто быстро замечает свой проступок, сожалеет о нем и раскаивается. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшие из ошибающихся – кающиеся». Человек, обращаясь и раскаиваясь, не нуждается в ком-то, кто донес бы его раскаяние до его Господа. Ведь существует прямая связь между рабом и его Господом. И если верующий умеет наслаждаться теми минутами, когда он раскаивается и выражает свое сожаление перед своим Создателем, они становятся одними из самых прекрасных мгновений в его жизни. Таким минутам сопутствует плач и чувство страха и смирения перед Аллахом, и о грехе его не знает никто, кроме его Господа, Который знает все сокрытое и самое тайное, и Он один прощает и покрывает Своих рабов.
А соблюдать все эти нравственные и этические нормы, охватывающие все жизненные сферы, мусульманина заставляет осознание того, что Аллах видит его и наблюдает за ним, а также ожидание награды от Аллаха. Эти моральные устои опираются на сильную веру и твердое вероубеждение (акыду). И чем больше раб приближается к своему Господу, тем больше укрепляются в его душе эти благородные нравственные качества. А они, в свою очередь, заставляют его тело двигаться ради совершения благих деяний.
Когда мусульманин помогает незнакомому человеку, прощает ему его ошибку, помогает ему поднять ношу, которую он не в силах поднять, дает ему что-то, чего у него нет, помогает ему в решении какой-то проблемы или делает для него что-то, в чем он нуждается – когда он делает это по побуждению своей веры и из желания приблизиться к Аллаху, он ощущает легкость, которая наполняет его душу, а тело его готово воспарить над землей. И он чувствует, как дух его трепещет и порхает, потому что он ощутил сладость веры и узнал дорогу к своему Господу.
Иногда он негодует на своего друга, который задел его чем-то или создал ему какие-то неудобства, и он уже собирается объявить ему бойкот и сказать: «Ты мне не друг, и я не хочу с тобой больше знаться!». Но в последний момент он колеблется и говорит себе: «Поистине, он – человек, и все люди ошибаются, и я совершаю ошибку невзначай, а потом мне становится ясно, что я ошибся». И он поворачивается к другу и разговаривает с ним так, будто тот ничего плохого ему не делал, обращается к нему своим сердцем, чувствуя, что он любит его ради Аллаха, и наслаждается мыслью об ожидающей его великой награде у Аллаха, - потому что он понял суть предписаний Аллаха.
Бывает также, что верующий чувствует, что любит какого-то человека, при этом он не нуждается в нем и ничего не ждет от него. Он любит его, не завидуя его талантам и способностям, но воспринимает их как нечто, принадлежащее данному человеку, и желает ему еще большего, любит его и тянется к нему, и душа его летит к нему… Он любит его искренней любовью ради Аллаха, укрепившейся в его сердце по милости Аллаха…
И он чувствует, что деньги, лежащие у него в кармане, словно и не принадлежат ему. Он возвышается над алчностью и стремлением к богатству, и вытаскивает эти деньги из их потайного места во избежание скупости и дает их в руки кому-то из нуждающихся. При этом он чувствует себя так, словно он избавился от тяжести, которая тянула его к земле, и, делая это, он просветляет свой дух, стремящийся к тому, что у Аллаха, и заставляет свое сердце подчиняться установлениям небес.
Это лишь некоторые примеры того, как мусульманин придерживается морально-этических норм Ислама. Это лишь подтверждает сказанное мною о том, что необходимо различать религию, созданную Аллахом, и тех, кто заявляет о своей принадлежности к ней. Сегодня мы наблюдаем, как мусульмане бредут наугад и подражают обычаям и нравам кого попало. А причина этого в том, что они отдалились от установлений Небес и сердца их не стремятся более к тому, что у Аллаха. Предписания исламской религии не могут выполняться автоматически, подобно тому, как работает бездушный механизм. Для того, чтобы в ней поддерживалось кровообращение, нужна устойчивая идеология, твердая вера и крепчайшая связь с Аллахом.
Мне осталось только привести примеры из Книги Аллаха и хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), показывающие величие этого всеобъемлющего нравственного закона. Когда вы прочтете их, вы увидите перед собой замок, построенный из добродетелей, достоинств и благовоспитанности, который возвысился над замками всех остальных религий.
Я всегда предпочитаю приводить тексты, не комментируя их, потому что они говорят сами за себя и не нуждаются в разъяснениях. Поэтому я оставляю читателя наедине с ними, чтобы он обратился к ним и смог увидеть их величие без всяких посредников. Я привожу здесь эти аяты и хадисы без определенного порядка, поскольку все они – прекрасные розы, и какую бы ни сорвал ты первой, ты ничего не потеряешь. Сначала я представлю вашему вниманию упомянутое в Книге Аллаха, а затем упомянутое в хадисах. Еще раз напоминаю вам, что это – примеры грандиозной нравственной программы, регулирующей всю жизнь человека.
Аяты Благородного Корана:
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (сура 2, аят 153).
«Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (сура 2, аяты 155-157).
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний День, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (сура 2, аят 177).
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (сура 2, аят 195).
«Но ведь Аллах не любит нечестия» (сура 2, аят 205).
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (сура 2, аят 215).
«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура 2, аят 262).
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Богатый, Выдержанный» (сура 2, аят 263).
«Но если один из вас доверяет что-то другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» (сура 2, аят 283).
«Они (верующие) терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (сура 3, аят 17).
«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных» (сура 3, аят 76).
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (сура 3, аят 92).
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого – ширина небес и земли, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура 3, аяты 133-134).
«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно» (сура 4, аят 29).
«Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (сура 4, аят 36).
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура 4, аят 58).
«Кто будет ходатайствовать хорошим заступничеством, тому оно станет уделом. А кто будет ходатайствовать дурным заступничеством, тому оно станет ношей. Аллах наблюдает за всякой вещью» (сура 4, аят 85).
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» (сура 4, аят 86)
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4, аят 114).
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» (сура 4, аят 135).
«Аллах не любит, когда говорят дурное вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо (и он рассказывает об этом). Аллах – Слышащий, Знающий» (сура 4, аят 148).
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура 5, аят 1).
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура 5, аят 2).
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека ничего сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помяните назидание» (сура 6, аят 152).
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (сура 7, аят 33).
«…которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств, которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отвечают на зло. Им уготована Последняя обитель (Рай)» (сура 13, аяты 20-22).
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание» (сура 16, аят 90).
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16, аят 125).
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из твоих родителей или оба они достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!». Не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура 17, аяты 23-24).
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус (высшая ступень Рая), в котором они пребудут вечно» (сура 23, аяты 1-11).
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание. Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (сура 24, аяты 27-28).
«Когда дети из вашего окружения достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Аллах – Знающий, Мудрый» (сура 24, аят 59).
«Когда вы входите в дома, то приветствуйте (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (сура 24, аят 61).
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура 25, аят 63).
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура 25, аят 67).
«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура 25, аят 72).
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители (Раю), но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (сура 28, аят 77).
«О, сын мой!
Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле горделиво. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это голос (ревущего) осла» (сура 31, аяты 17-19).
«Не равны добро и зло. Ответь на зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура 41, аят 34).
«…которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (сура 42, аят 37).
«Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура 42, аяты 41-43).
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте (чтобы удостовериться, что он не лжет), чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура 49, аят 6).
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (сура 49, аят 10).
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, те лучше них. Не обижайте (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (сура 49, аят 11).
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть плоть своего покойного брата - ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура 49, аят 12).
«…а ведь предположение не может заменить истину» (сура 53, аят 28).
«Воздают ли за добро чем-то, кроме добра?» (сура 55, аят 60).
«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным» (сура 58, аят 11).
«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной алчности, являются преуспевшими» (сура 59, аят 9).
«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу» (сура 68, аяты 10-13).
«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (сура 83, аяты 1-3).
«Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (сура 93, аяты 9-11).
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура 99, аяты 7-8).
«Клянусь предвечерним временем, что люди – в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура 103, аяты 1-3).
Хадисы – изречения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
- «Поистине, лучшие из дел – кормить людей и приветствовать тех, кого знаешь и кого не знаешь»;
- «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, вы не уверуете (по-настоящему), пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на дело, делая которое, вы полюбите друг друга? Приветствуйте друг друга»;
- «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не уверует раб (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает для себя»;
- «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не уверует раб (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать своему соседу того же, чего желает для себя»;
- «Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть не причиняет вреда своему соседу»;
- «Кто указал на добро, того ждет такая же награда, как и человека, который это добро сделал»;
- «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт»;
- «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли - это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной, не проявляйте ненависти друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха»;
- Передает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) от своего Господа: «Поистине, я запретил Себе несправедливость и сделал ее запретной среди вас, не притесняйте же друг друга»;
- «Притеснение (других) – мрак в Судный День»;
- «Известно ли вам, что такое хула?». Люди сказали: «Аллах и Посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «(Это когда) упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, ты возведёшь на него напраслину»;
- «Верующий не порочит, не проклинает, и не произносит непристойных и дурных слов»;
- «Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова»;
- «Не попадет в Рай сплетник»;
- «Не относится к нам тот, кто обманывает нас»;
- «Не гневайся, и ты будешь в Раю»;
- «Силен не тот, кто побеждает многих, по-настоящему силен тот, кто способен сдержать себя в гневе»;
- «Поистине, Аллах – Мягок, и Он любит мягкость во всех делах»;
- «Облегчайте, и не затрудняйте, радуйте, а не отвращайте»;
- «Кто лишен мягкости, тот лишен всякого блага»;
- «Поистине, Аллах внушил мне, что вы должны быть скромными – так, чтобы ни один из вас не проявлял высокомерия по отношению к другому и не поступал несправедливо по отношению к нему»;
- «За поение любого живого существа (верующего) ожидает награда»;
- «Любое благое дело является милостыней»;
- «Отдаляйте себя от Огня даже с помощью половинки финика (отданной в качестве милостыни), а если не найдете (и этой половинки), то с помощью доброго слова»;
- «Нет веры у того, у кого нет верности и надежности»;
- «Возвращай доверенное тебе тому, кто тебе его доверил, и не предавай того, кто предал тебя»;
- «Каждый из вас должен давать милостыню». Люди спросили: «О, Пророк Аллаха, а кто не найдет (что отдать в качестве милостыни)?». Он сказал: «Пусть он работает своими руками и приносит пользу себе и раздает милостыню». Люди спросили: «А если он (все-таки) не найдет?». Он сказал: «Тогда он должен помочь попавшему в беду». Люди спросили: «А если он не найдет (чем помочь ему)?». Он сказал: «Тогда он должен совершать одобряемое и воздерживаться от зла, и это будет для него милостыней»;
- «Аллаху ненавистны три дела: пересуды и кривотолки, напрасная трата денег и множество вопросов»;
- «Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, когда покупает, продает и взыскивает (с людей)»;
- «Самый ненавистный для Аллаха человек – непримиримый спорщик»;
- «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах». Люди сказали: «Но мы не можем не делать этого, ведь там мы (собираемся и) беседуем (друг с другом)!». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если уж вам непременно нужно (собираться там, то, по крайней мере) отдавайте дороге должное!». Люди спросили: «А что значит отдавать должное дороге?». Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого»;
- «Не сообщить ли вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими?» − Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил это трижды. Люди сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха!». Тогда он сказал: «Это − многобожие и непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, он лежал на боку, а потом сел и сказал: «И клеветнические речи и лжесвидетельство! И клеветнические речи и лжесвидетельство! И клеветнические речи и лжесвидетельство!». Передатчик хадиса сказал: «И он продолжал повторять эти слова, пока мы не стали говорить: «О, если бы он умолк!»;
- «Освобождайте испытывающего трудности (здесь имеется ввиду находящийся в плену), кормите голодного и навещайте больного»;
- «О мальчик, скажи: «С Именем Аллаха», ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»;
- «Я никогда не ем, опираясь на что-нибудь»;
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил есть, лежа на животе;
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не порицал еду. Если он желал ее, он ел. А если она ему не нравилась, он оставлял ее;
- «Когда один из вас пьет, пусть он не дышит в сосуд»;
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал пить из носика бурдюка;
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил дуть на еду или питье;
- «Пейте, ешьте, раздавайте милостыню и одевайтесь, не допуская при этом расточительности и гордыни»;
- Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) навестил больного и сказал ему: «Не беда, очистишься с позволения Аллаха»;
- «Не войдет в Рай тот, кто порывает родственные связи»;
- «Кто не милует, тот не будет помилован»;
- «Я и обеспечивающий сироту будем в Раю как эти» - и он показал на свой средний и указательный палец;
- «Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой»;
- «Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!». Люди спросили: «Кто, о, Посланник Аллаха?». Он сказал: «Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла»;
- «Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть не причиняет вреда соседу. Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть проявляет щедрость к своему гостю. Кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит»;
- «Не разрешается мусульманину покидать брата своего (с которым он в ссоре) на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого»;
- Один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Дай мне совет». Тот сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил (свою просьбу), но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) каждый раз говорил: «Не гневайся»;
- «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага»;
- «Воистину, то, что люди познали из ранних пророчеств: если нет у тебя стыда, то делай все, что тебе угодно»;
- «Если один из вас трижды попросил разрешения войти, но ему не разрешили, пусть он возвратится»;
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо детей, приветствовал их;
- «Не должен один человек заставлять другого встать, чтобы самому сесть на его место»;
- «Если вас будет трое, пусть двое не беседуют между собой тайно, ибо это может огорчить третьего»;
- «Богатство заключается не в обилии имущества. Истинным богатством является богатство души»;
- «Пусть ничто из одобряемого не представляется тебе ничтожным и маловажным, даже если это просто встреча своего брата с улыбкой на лице»;
- «Не сообщить ли мне вам о том, что выше степенью, чем пост, молитва и милостыня? Люди сказали: «Конечно!». Он сказал: «Улаживание раздоров и разногласий между вами, ибо распри и разногласия между вами уничтожают (религию)»;
- «Козни и обман ведут в Огонь»;
- «Проклятие Аллаха на том, кто дает взятку и на том, кто ее берет»;
- «Отдавайте работнику его плату до того, как успеет высохнуть его пот»;
- «Бойтесь Аллаху и относитесь одинаково справедливо ко всем своим детям».
Какая религия или идеологическая система обладает таким огромным резервом нравственности и благовоспитанности, какой есть у Ислама? И это притом, что я лишь привел примеры замечательных морально-этических норм в Исламе. А кто желает удостовериться в том, что исламский этикет охватывает все стороны жизни, пусть обратится к ясному свету – Книге Аллаха, Великому Корану – и полистает жизнеописание Печати пророков Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а затем перейдет к жизнеописаниям представителей первого поколения мусульман и тех, кто последовал за ними в благодеянии. Они являли собой Коран, ходящий по земле, озаряющий своим светом все человечество и показывающий ему пример благороднейших нравственных качеств и прекраснейших проявлений благовоспитанности. Я предпочитаю не приводить примеры, показывающие то, как мусульмане исполняют эту нравственную программу, поскольку я сам направил читателя к тому, чтобы он оценивал Ислам, исходя из того, что собой представляет сама эта религия, основой которой являются Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не смотрел на то, что делают мусульмане, которые могут поступать правильно, а могут совершать ошибки. Ибо последний подход приводит к смешиванию религии с поведением тех, кто ее исповедует, несмотря на великие примеры исламской нравственности, показанные многими мусульманами, особенно в первые века после зарождения Ислама
Прошу Аллаха, чтобы Он украсил нас с вами благовоспитанностью, и наделил нас по милости Своей прекрасным нравом, и раскрыл наши сердца для Истины, и помог нам приносить пользу людям. И да благословит Аллах Мухаммада, его семейство и его сподвижников и тех, кто последовал за ним, до самого Судного Дня.
Комментарии