Научный зигзаг сланцевой революции
Бурное развитие новых технологий добычи нефти и газа получило название «сланцевой революции» в 2012 году. Через 10 лет после первых установок горизонтального-наклонного бурения с гидроразрывом пластов, заработавших в некоторых штатах США. Лёгкая нефть и сланцевый газ действительно совершили энергетическую революцию. Однако она коснулась только отдельных районов исключительной державы, благодаря сочетанию ряда глобальных и региональных факторов.
Только в США имеются обширные и малонаселённые территории с низким залеганием богатых углеводородных залежей – при этом развитие транспортной и технологической инфраструктуры позволяет быструю и эффективную разработку месторождений.
Только в США есть многочисленный штат квалифицированных специалистов (геологов, инженеров, буровиков, транспортников и т.д.), незамедлительно готовых к революционному добывающему труду.
Только в США существуют мощные и гибкие финансовые инструменты. Способные обеспечить сложнейшую работу по извлечению углеводородных потоков долларовым морем доступных кредитов.
Резкий рост мировых цен на нефть и газ удивительным образом совпал с первыми экспериментами бурильного фрекинга. 100+ $ ценник за баррель эталонной Brent поддерживал сланцевую революцию надёжным базисом рентабельности и прибыльности на протяжении 12 лет – с 2002 по 2014 годы.
В 2013 году американские газовики вышли на первое мировое место по добыче голубого топлива (680 млрд. м3), половина (320 млрд. м3) приходилась на сланцевый газ. Аналогичную структуру успехов демонстрировали нефтяники. Предполагаемые запасы сланцевых углеводородов, эффект от их добычи сотрясали новостные сюжеты во всемирном масштабе. Будоражили мечты об энергетической независимости, о технологических скачках в область финансового изобилия и геополитического лидерства.
Ещё несколько лет назад Международное Энергетическое Агентство EIA оценивало сланцево-газовый потенциал отдельных стран следующим образом:
- Аргентина – 22 триллиона кубометров.
- Мексика – 19.2 трлн. м3.
- ЮАР – 13.7 трлн. м3.
- Бразилия – 6.4 трлн. м3.
- Польша – 5.3 трлн. м3.
- Франция – 5.1 трлн. м3.
Речь идёт об извлекаемых запасах. Магия больших чисел от EIA потрясала воображение. Например, Польша добывает всего 5 млрд. кубометров газа ежегодно и еще 10 млрд. м3 покупает у «Газпрома». Сланцевая революция для Польши означала газовую независимость на 500 лет вперед. Мексика, Аргентина и ЮАР могли стать глобальными игроками на рынке поставок сжиженного газа, могли обеспечить дешёвым топливом собственную промышленность и сограждан, могли стать новыми «тиграми» экономического роста.
Однако Польша вместо сланцевых разработок построила терминал для приёма сжиженного газа, а Франция полностью запретила фрекинг на своей территории. В Аргентину вместо инвесторов пришёл двойной дефолт. Мексика вместо обмена энергетическими потоками продолжила поставки в США наркотиков и нелегальных мигрантов. В ЮАР развивается угольная добыча, но не наклонное бурение пластов изобилия.
Газового прорыва ни в одной из топ-стран EIA не произошло – как не произошло его и в близкой к американскому фрекинг-чуду Канаде.
Не грянула сланцевая революция в революционной Венесуэле, критично зависимой от притока углеводородной валюты. Этого переворота не случилось в КНР, хотя Китай импортирует топливо со всего света и весьма нуждается в собственных источниках энергии. Не произошло сланцевой революции в странах Азии и Африки. Где рабочая сила избыточна и оплачивается символично, а серьёзному инвестору могут продать целую провинцию и закрыть туда доступ всем международным контролёрам – от миссий ООН до гуманитарных неформалов.
Технологии наклонно-горизонтального фрекинга обрушили цены на природный газ в США ещё три года назад. Кризис перепроизводства топлива не нашёл выхода в экспансии на внешние рынки – ввиду политического запрета такового экспорта для нефти и низкой рентабельности дальних поставок для газа. Затяжной спад мировых нефтецен уравнял стоимость барреля и кубометра по всему миру. Градиент выгоды исчез, проблемы за ширмой революционной риторики остались.
Прорыв американского сланца базировался на долгосрочных кредитах, на занижении себестоимости добычи, на других манипуляциях с отчётностью, на постоянном бурении новых скважин. Месторождения быстро иссякают (вдвое за 2-3 года), для промышленной эксплуатации необходима глубинная закачка тысяч тонн воды с химикатами. Когда во всей Европе сланцевый газ с нефтью искали 60 буровых установок, в США работали 2.000! По данным EIA, во всем мире (кроме США) в 2012 году пробурено менее 4.000 энергетических скважин – в исключительной стране их понаделали более 45.000! Экологические последствия такой работы давно вызывали опасения, недавно подтверждённые научным образом.
Группа американских учёных-сейсмологов изучили причины аномального роста количества и силы землетрясений в штате Техас и других районах сланцевой нефтегазодобычи. Сейсмический процесс в центральной части США стартовал в 2008 году и лишь нарастает с течением лет.
Установлена связь между числом пробуренных скважин и земными толчками – связь количественная и качественная. Разломы земной толщи вызываются бурением и усиливаются закачкой воды по фрекинг-технологии. Они проявляются оседанием и вспучиванием поверхности при землетрясениях, повреждением дренажных и канализационных систем. Закачка смешанной фрекинг-канализационной жижи сама провоцирует землетрясения (Техас, 2014 год, магнитуда 4.8 балла). Данные спутниковой разведки в революционном штате за 2007, 2010 и 2014 годы показывают очевидную корреляцию между давлением в сланцевых пластах и вероятностью сейсмической угрозы.
Публикация журнала «Science» выбивает почву из-под ног сторонников и активистов сланцевой революции. На зыбком киселе энергетического счастья не построишь – как и процветания на хаосе цветных революций. Заблаговременный запрет фрекинга в большинстве развитых государств позволяет предположить осведомленность ответственных лиц о крайне негативных последствиях данной технологии. Продырявить собственную страну ради заокеанской похвалы и бесплатно провалиться в тартарары способны не только лишь все.
Комментарии