Разгадывание кроссвордов — это...
Источник:
Прямая речь
«Кроссворды отодвигают деменцию»
О пользе кроссвордов рассказывает научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института РАО, специалист по нейрофитнесу Илья Захаров
Разгадывание кроссвордов — это, конечно, один из древнейших видов брейн-фитнеса. И последний бум когнитивных тренировок по касательной захватил и кроссворд тоже. Прежде всего, исследователям было интересно, нужно ли создавать какие-то специальные методики, чтобы тренировать когнитивные функции, или можно обойтись теми вариантами головоломок, которые уже есть, а одна из наиболее популярных по всему миру методик — именно кроссворд.
Сейчас данные такие. Исследовали пожилых людей с начальным уровнем развития деменции. И выяснили, что у людей, которые с начала диагностики стали активно решать кроссворды, выраженность заболевания старческим слабоумием отставала от группы, которая не решала кроссворды, на 2,5 года. То есть кроссворды помогают бороться с постепенными когнитивными ухудшениями в пожилом возрасте. Это с одной стороны.
С другой стороны, обычные кроссворды, как правило, слишком легки, чтобы оказывать серьезное действие. Возможно, люди, успешно решающие кроссворды, имеющие привычку уделять этому много времени, изначально обладают большими когнитивными ресурсами. Именно эти ресурсы вызывают дополнительный интерес к кроссвордам. Именно они дают какие-то дополнительные возможности в старости.
Похожая история с шахматами. Принято считать, что шахматы развивают мышление, а это спорный вопрос. Возможно, более умные люди больше любят играть в шахматы.
Обычные кроссворды нельзя считать достаточными для настоящих брейн-тренировок. К разгадыванию кроссвордов очень быстро привыкаешь. Если решать кроссворды всегда одной и той же сложности, то очевидно будет тренироваться навык решения кроссвордов, но, к сожалению, этот навык мало на что будет переноситься. Если не усложнять задачу, то дальше мы никуда не пойдем.
Если человек собирается использовать кроссворды для тренировки ума, то их нужно выбирать все сложнее и сложнее, плюс они должны касаться все новых и новых сфер и областей. Иначе это станет просто рутиной.
Кроссворд можно использовать для "измерения" интеллекта — засекая скорость решения кроссворда, оценивая словарный запас человека.
Различают подвижный и кристаллизованный интеллект. Подвижный интеллект — это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. А кристаллизованный интеллект — это некоторый набор накопленных знаний. И в этом смысле умение решать кроссворды отражает количество накопленных знаний человека. И есть данные, что с возрастом люди начинают решать кроссворды лучше, а значит, у них увеличивается кристаллизованный интеллект.
Популярность кроссвордов можно объяснить тем, что с ними связана постоянная положительная обратная связь. Выполняя много маленьких действий, человек постоянно получает порцию положительных эмоций. Когда слово подходит, а к нему подходит еще одно слово, и еще, и еще — это дает радость. Нам приятно одерживать маленькие победы.
Кроме того, кроссворд несет и социальную функцию. Числовые головоломки сложно решать в уме, поэтому неудобно с ними обращаться за помощью к кому-то. А спросить значение слова — это понятное и простое поведение, поэтому полезность кроссворда еще и в том, что он социализирует, заставляет общаться, что в целом люди тоже любят.
Сейчас доступ к информации довольно прост. В случае со сложным кроссвордом можно погуглить и найти любые данные. Не нужно так много знаний держать в голове. Значительно важнее сейчас умение быстро оперировать информацией.
Я не уверен, что совсем сложные кроссворды помогают развивать когнитивные функции лучше, чем, например, освоение новых навыков. Это раз. Второе, из-за доступности информации подобные задачи становятся не такими ценными и интересными. Поэтому в будущем кроссворды, вероятно, будут востребованы в какой-то другой форме. Например, в образовательных учреждениях для игровой работы с детьми в школах. А в качестве варианта быстрого развлечения кроссворд, скорее всего, проиграет новым мобильным играм, но это произойдет не сразу.
Детали
Скрещенье букв, скрещенье слов
История кроссворда исчисляется десятками веков, а его предшественники были в ходу целые тысячелетия назад
В Помпеях на заборе тоже написано
Английские археологи, раскопавшие в 1868 году древнеримский Кариниум, нашли там каменную плиту века эдак III-IV. На плите было странное изображение пересеченных слов. К чему эти слова, ученые не поняли — не подавали еще в британских кофейнях к утреннему кофе газету с кроссвордом.
А вот когда уже в 1936 году исследователи очистили от копоти одну из колонн города Помпеи и на ней проступила комбинация пересекающихся слов, которые читались одинаково и сверху вниз, и слева направо, и в обратном направлении — тут сомнений не было. Мир в 36-м году вовсю решал кроссворды, археологи радостно опознали пращура любимой игры. А датой его появления определили 79 год нашей эры.
И все-таки римляне не были первыми кроссвордистами. Первыми были греки. В коллекции Балтиморского университета в США хранится копия 4000-летней таблицы, найденной археологами на острове Крит.
В основе таблицы — так называемый магический квадрат, одни и те же слова в нем, пересекаясь, располагаются по горизонтали и вертикали. Оказывается, кроссворд был популярен еще в античные времена, особенно им увлекались правители и жрецы, самые грамотные граждане того времени. Помимо тренировки интеллекта "магический квадрат" обещал защиту от всяческой порчи, его сила зависела от длины зашифрованных слов.
Подарок на Рождество
Книга рекордов Гиннесса свидетельствует, что первый современный кроссворд размером 9х9 клеток опубликовал нью-йоркский журнал Sant Nicolas в сентябре 1875 года. Но тогда это начинание как-то завяло. И только в 1913 году возродилось в том же Нью-Йорке.
В канун рождественских праздников 1913 года сотрудник респектабельной газеты New York World Артур Уинн получил от редактора задание придумать в праздничный номер развлечение, способное увлечь читателей целыми семьями. Артур Уинн вспомнил, как в детстве вместе с дедом составлял словесные "магические квадраты". Уинн решил усовершенствовать идею, чтобы слова по горизонтали и вертикали не повторяли друг друга, а упоминались только раз. Кроме того, шустрый газетчик изменил конфигурацию сетки, отказавшись от строгого квадрата, наполнил ее большим количеством слов, отделенных друг от друга зачерненными клетками. Так 21 декабря ромб из 32 переплетающихся слов был опубликован в воскресном приложении к New York World под названием Fun. Этот фан оказался удачным. После первой публикации читатели завалили редакцию письмами с просьбой продолжения. Законы рынка в то время работали немного по-другому, чем теперь, поэтому New York World целых 10 лет оставалась единственной газетой, печатающей кроссворды.
Но постепенно конкуренты осмелели, и новый жанр стал распространяться другими изданиями. В 1923 году начался всеамериканский бум: колоссальным тиражом в 750 тысяч был выпущен первый сборник кроссвордов. Была создана "Американская лига любителей кроссвордов", утвердившая единые правила составления любимой головоломки.
Тогда же проснулась Европа. Лондонская Sunday Express первой напечатала кроссворд 2 ноября 1924 года. Через два месяца к ней присоединилась столичная Sunday Times, придумавшая призы для самых быстро соображающих читателей. С тех пор кроссворды стали частью образа жизни европейцев. Респектабельные газеты некоторое время сопротивлялись новому веянию или, может, проверяли, приживется ли оно. Но в 1929 году первый кроссворд опубликовала Manchester Guardian, а в 1930-м и солидная Times, впоследствии сделавшая кроссворд своей ежедневной рубрикой.
В те славные времена первые британские "кроссмейстеры" становились знаменитостями. Например, Эдвард Поюс Мозерс, выступавший под псевдонимом Торквемада. Начав в 1925 году публиковать кроссворды в Saturday Westminster, а затем в Observer, он создавал филигранные рукотворные произведения, целиком состоящие из загадок, ребусов, шарад, логогрифов. А главная заслуга Мозерса состоит в изобретении тематического кроссворда, в котором все слова связаны с определенной темой, чаще всего перекликающейся с профилем издания.
Южноафриканский след
В противоположной стороне света о кроссвордах не знали до тех пор, пока в 1925 году добропорядочный кейптаунец Виктор Орвилл не загремел в тюрьму. Он был виновен в крупной автомобильной катастрофе, которая унесла жизнь его собственной жены и поставила крест на всей его респектабельной жизни. Три года несчастный арестант томился в одиночной камере, пол которой был вымощен квадратными плитками. От скуки Орвилл целыми днями шагал от стены к стене и однажды вдруг стал придумывать слова, которые мысленно вписывал в плитки-клеточки, по одной на каждую букву. Меняя направление маршрута, Орвилл заметил, что слова могут пересекаться, и в этом есть своя логика и рисунок. Когда идея окончательно созрела, заключенный перенес ее на бумагу — расчертил сетку, вписал в нее слова, чертеж сопроводил перечнем определений, по которым следовало искать ответы. Орвилл решил поделиться открытием с согражданами и отправил самую достойную свою работу в редакцию крупной газеты Кейптауна. Проект назывался "Туда-сюда по квадратам".
Нельзя сказать, что редактор газеты был воодушевлен письмом какого-то там зэка. Но когда он решил позабавить своих гостей историей про сумасшедшего читателя, кроссворд Орвилла был встречен шумным одобрением. Гости дружно взялись за решение головоломки, а хозяину заявили, что он обязан опубликовать эту превосходную игру в своей газете. Редактор последовал совету друзей, и кроссворды Орвилла стали постоянной рубрикой, причем не только этого издания, но и нескольких других, благо в тюрьме у автора было достаточно времени для творчества. К моменту выхода на свободу у Орвилла на счету была солидная сумма, полученная в качестве гонораров за кроссворды. Туристам Кейптауна теперь показывают могилу Виктора Орвилла, на плите которой высечена кроссвордная сетка.
Советские переплетения
Первая русскоязычная крестословица появилась 18 августа 1925 года в ленинградской "Новой вечерней газете". Она называлась "Переплетенные слова" и была значительно скромнее своих сегодняшних потомков. Размеры поля — 9х9 клеток, слов — от 16 до 20, сами слова недлинные — от 3 до 5 букв, зато симметрия рисунка была идеальной!
Московские издания не спешили подражать загранице, но в 1928 году столичный журнал "Смена" все-таки скопировал и перевел один из зарубежных образцов, бесхитростно озаглавив его "Переплетение слов" и предварив пояснительным текстом: "За границей эта игра называется "Загадки с крестом". В омнибусах, в театре, дома — везде, где есть минута отдыха, люди сосредоточенно сидят и решают эти загадки".
Под именем "кроссворд" кроссворд выступил уже в журнале "Огонек" сначала в качестве пробной рубрики в 1929 году, и уже на правах постоянного жильца в 1936-м.
В 1934 году пустила кроссворд на свои страницы и "Комсомольская правда", спустя еще четыре года ее примеру последовал журнал "Смена". Сразу два молодежных издания, органа ЦК ВЛКСМ, позволили себе развлекательную рубрику — это был знак, что рубрика признана достаточно серьезной, развивающей советскую молодежь. Все вечерние газеты больших городов распускались цветами кроссвордов на последних страницах. Более солидная партийная "Правда" разродилась кроссвордом только в перестройку. Но все без исключения кроссворды советских изданий были непосредственным слепком с огоньковского образца.
Подготовила Ольга Волкова
Комментарии
http://www.kommersant.ru/doc/3047266
-Но,- без подсказок, чисто - по памяти!
-А шахматы...У нас на курсе был откровенный дурак.Всё время, даже в сессию,- с шахматной доской под мышкой! Преподаватели - шахматисты прощали ему абсолютный ноль знаний...И институт он окончил! Кого он уж лечил,- не знаю...