Если Хиллари победит.... США крындец...

«Если Хиллари победит, нашей нации конец»

Роджер Стоун объясняет, в чем разошелся с Дональдом Трампом, и предсказывает Америке беспорядки, если Хиллари Клинтон станет президентом.........  (печатается с сокращениями...)

 

«Я не разделяю видение Трампа»

Я интересуюсь, не притворялся ли Стоун, когда в прошлом году покинул Трампа с его избирательной кампанией. «Вы немного преувеличиваете», – говорит Стоун, чей темп речи напоминает мне футбольного комментатора. Как и Трамп, он привык рубить воздух, обозначая конец фразы, и делает это быстро и яростно. «Я не разделяю видение Трампа, как подать свою кандидатуру. Он никогда не делал опросов общественного мнения, он все время палил наобум: ни аналитики, ни целеполагания, ни каким-либо образом проплаченных медиаресурсов. Он решил пойти ва-банк и сделал ставку на коммуникационную стратегию, состоящую в том, чтобы давать столько интервью, сколько можно вместить в сутки, и обставлять свои митинги как медиасобытия, заманивая на них кабельные телеканалы – чтобы они освещали его выступления так, будто мы заплатили миллионы долларов», – рассуждает Стоун. Это стало причиной его короткой ссоры с Трампом. Вспоминая об этом, Стоун признает, что был не прав.

Еще он терпеть не мог руководителя избирательной кампании Трампа Кори Левандовски, который в июле этого года подал в отставку после того, как стала известна история с журналисткой, пытавшейся пройти к Трампу: он грубо схватил ее за руку, оставив синяки. Стоун утверждает, что Левандовски как минимум трижды обманывал его, когда еще только предполагалось, что они будут работать вместе. «Не нужно мне гуано от всякого гнилья», – говорит он. Стоун потом убедил Трампа нанять Манафорта, а позже ему на смену Стивена Баннона, возглавляющего крайне правый консервативный сайт Breitbart News. Ни у первого, ни у второго нет опыта ведения избирательных кампаний. Учитывая резкое снижение рейтингов Трампа, я задаюсь вопросом, был ли это мудрый выбор.

«Единственный миллиардер, не принадлежащий к элите»

«Трамп никогда не забывает, что у него корни из района Куинс, – объясняет Стоун. – Его отец Фред, как и сам Дональд, куда лучше себя чувствует в компании плотников или сантехников, нежели богачей. Он [Дональд] единственный миллиардер, кого я знаю, не принадлежащий к элите. Ему не нравятся мальчики из хедж-фондов [цитирует Трампа]: «Они не платят налогов, они богаты. Я вижу их в своем клубе. Я люблю содрать с них $350 000 за привилегию заплатить по высшему разряду за еду. Почему эти ребята не платят справедливую цену?» Поэтому я думаю, что в отличие от элиты WASP он способен понимать средний класс и налаживать связь с рабочим людом». (WASP, White Anglo-Saxon Protestant – белые англо-саксонские протестанты. – «Ведомости».) Стоун и про себя может сказать то же самое. Он появился на свет в семье из среднего класса на границе штатов Нью-Йорк и Коннектикут. Рос он в относительно аполитичной среде, хотя и отец, и мать были сторонниками президента Дуайта Эйзенхауэра. «Я мечтал стать актером, но родители посчитали это плохой идеей, – вспоминает Стоун. – Они хотели видеть меня электриком или водопроводчиком».

Своим прозрением Стоун обязан пожилой даме из соседней квартиры. Эта «классическая старая леди в теннисных туфлях» дала ему почитать книгу Барри Голдуотера «Совесть консерватора», которая перевернула взгляды Стоуна на мир. На президентских выборах 1964 г. Голдуотер с разгромным счетом проиграл демократу Линдону Джонсону. Стоун прочел и другой классический труд консерваторов – «Выбор, а не эхо» Филлис Шлафли, которая скончалась в этом году 5 сентября. 15 августа ей исполнилось 92 года, и Стоун убедил Трампа позвонить ей с поздравлениями. «Когда я открыл для себя Голдуотера, это было то, что нужно, – вспоминает Стоун. – Я понял, что Линдон Джонсон был коррумпированным психопатом. Не понимаю, как кто-то мог проголосовать за этого мошенника».

Но по-настоящему Стоун повзрослел благодаря Никсону, выигравшему выборы в 1968 г: «Никсон говорил о молчаливом большинстве и «забытых американцах» – точно так же, как сейчас Трамп». Рабочий пригород, где прошло безоблачное детство Стоуна, теперь заполнен McMansions («дома на скорую руку» – большие дома из дешевых материалов по аналогии с фастфудом McDonald’s. – «Ведомости»). «Теперь это довольно мажорное место», – сожалеет Стоун.

«Тут был расчет»

Как и Стоун, Трамп ходил в Studio 54, легендарную дискотеку 1970-х в Нью-Йорке, славившуюся отсутствием ограничений.

Как и Стоун, Трамп принадлежит к тому крылу республиканцев, которое убеждено, что правительству не следует лезть ни в спальню к гражданам, ни в зал заседаний советов директоров. Трамп всегда хвастался своими победами над женщинами. Но стать кандидатом от республиканцев он умудрился, убедив евангельских христиан в том, что вновь обратился к религии.

Было ли это притворством? «Позиция евангельских христиан такова: «Не важно, кем вы были три года назад. Кому какое дело, что вы были гомосексуалистом 10 лет назад? Теперь вы спасены». Но как они могли поверить Трампу? «Ну, [христианские декларации Трампа] помогли ему выдвинуться, – печально говорит Стоун. – Я уверяю, тут был расчет». «А что же вы сами, – спросил я Стоуна, – вы до сих пор либертин?» (Либертинизм – философия, отвергающая принятые в обществе нормы. – «Ведомости».) Похоже, мой собеседник неверно понял вопрос и пустился в длинные рассуждения о том, что он всегда был либертарианцем. Я обращаю внимание, что сказал «либертин». Стоун запинается. «Я отказываюсь обсуждать мою частную жизнь, я не кандидат на госслужбу и никогда не был ультраправым христианином», – в конце концов отрезал он.

Это довольно честное высказывание. Тем временем Стоун горит желанием поделиться мнением о бывшем сопернике Трампа Теде Крузе, который выставил как знамя свою веру. Кампания Трампа до сих пор преодолевает последствия того, что на республиканском съезде в Кливленде в июле Круз не поддержал Трампа. Вместо этого он призвал на ноябрьских выборах «голосовать по совести».

Мы заканчиваем ланч. Оба заказали двойной эспрессо. По мере того как обед подходил к концу, Стоун звучал все более кофеиносодержаще: «Трамп обратился в пресвитерианство, потому что он лидер. Тед Круз – елейный двуличный доминионист [ветвь евангелистской церкви]. Он мошенник».

 

«Возможно, мне придется переехать в Коста-Рику»

А что он может сказать о Хиллари Клинтон, спрашиваю я. Что если она одержит вверх над Трампом?

Слова у Стоуна начинают вылетать еще быстрее прежнего. В какой-то момент он говорит настолько резко, что половина ресторана оборачивается взглянуть, что там за суета.

«Если Хиллари победит, нашей нации конец, – отрубает Стоун. – Нас сомнут орды молодых мусульман, как Германию и Францию, насилуя, убивая, оскверняя. Вы уже можете это наблюдать. Это уже происходит».

Стоуна захватывает нарисованный им безысходный кошмар. Кажется, он не отдает себе отчета, что все его слушают. «Если Хиллари Клинтон победит, будут массовые беспорядки и гражданское неповиновение, крайне разделенное правление (ситуация, когда в США одна партия контролирует исполнительную власть, другая – одну или обе палаты парламента. – «Ведомости»). Никакой доброй воли. Никаких добрых отношений. Будет систематическая ревизия всех ее действий, потому что тот, кто мошенничал раньше, станет мошенничать и впредь. Это будет досадно. Возможно, мне придется переехать в Коста-Рику».

Обеспокоенный пророчествами Стоуна, я интересуюсь, задумывался ли он хоть раз о чем-то, кроме политики. Его поведение меняется. Мрачный настрой исчезает. «Ну конечно!» – восклицает он и с энтузиазмом пускается перечислять свои колонки о моде, поддерживаемые, как он говорит, обеими партиями. Их публикует Daily Caller, консервативный веб-сайт, каждый год составляющий рейтинг лучше и хуже всего одевающихся знаменитостей. В первый попал сенатор Тед Кеннеди в основном благодаря своим свитерам с шотландским орнаментом. Стоун одобряет и воротник «Виндзор» Билла Клинтона. Нравится ему и костюм от Бриони, который носит Трамп. «Трамп практически изобрел красный деловой галстук в 1980-х гг.», – восхищается Стоун.

Но Стоун не может не упомянуть еще раз о Хиллари. Я оплатил счет, время расставаться. Где-то полчаса назад Стоун заметил, что ему скоро надо уходить. Но без колебаний задерживается, лишь бы донести свою точку зрения:

«Хиллари три года как в моем списке хуже всех одевающихся людей. Она не имеет ни малейшего понятия, что ей идет. Похоже, ее одевает Стиви Уандер (слепой соул-певец. – «Ведомости»)». Ему так нравится эта старомодная колкость, что он повторяет ее еще раз. Сделав акцент на шутке, он жмет мою руку – и мы расходимся в разные стороны.

Перевел Антон Осипов