Лужков прав

Лужков прав – как прав он был и с Крымом, называя его русской землей в те годы, когда другие высокопоставленные чиновники даже не думали об этом. Лужков хотел быть и был федеральным политиком – и в 1999-м даже возглавлял партию «Отечество Вся Россия», которая, не появись Путин, билась бы за то, чтобы выпадающую из рук Ельцина власть взяла связка Примаков – Лужков. В идеологическом плане Лужков – государственник, патриот. Но все-таки в первую очередь он был мэром, и именно по городским делам стоит оценивать его.

Как человек Лужков очень колоритный тип – в детстве хулиган, потом начальник конструкторского бюро, доктор химических наук. Директор большого НПО, потом, уже на заре перестройки, начальник управления в союзном Министерстве химической промышленности. Тогда его заметил руководивший Москвой Ельцин и в 1987-м сделал первым замглавы Мосгорисполкома. Это по-нынешнему уровень первого вице-мэра – хотя тогда решения принимались в горкоме КПСС. Возглавил же столицу он в 1992-м, когда стало понятно, что «всенародно избранный» мэром профессор Попов ничего не понимает в управлении городом. Лужков в 1991-м в связке с ним был избран вице-мэром, и город упал ему в руки.

Это было время распада всего и вся – и в стране, и в столице. И удача Москвы в том, что во главе города оказался человек-практик, а не рыночный догматик из «гайдаровцев». Постепенно Лужков навел хоть какой-то порядок. Конечно, он выдвинулся в эпоху смуты и пытался, как мог, упорядочивать хаос.

Лужков, как и другие оппозиционеры вроде Шаймиева или Рахимова, пытался отстоять городское имущество от натиска приватизаторов-олигархов. И делал это успешно – но потом сам стал частью олигархического капитализма. Не потому, что лично был жаден. Скорее всего, раз пошла такая пьянка, нельзя стоять в стороне. И, главное, чтобы отстоять интересы города, нужны свои олигархи.

И они появились – родственники (свояк Евтушенков, потом собственная жена Елена Батурина), Андрей Бородин с Банком Москвы, всякие Тельманы Исмаиловы, и прочие, и прочие. Сформировался уникальный в своем роде хозяйственный комплекс, в котором были идеально сбалансированы интересы всех участников, работавший на благо всего города. Именно это имел в виду Медведев, когда утверждал, что "Коррупция пронизала все уровни городской власти".