Какая правда есть в «Праве и правде»
Я взял два маркера – синий и красный – и стал читать страница за страницей манифест, озаглавленный «Право и правда» и подписанный кумиром интеллигенции 70-х и 80-х годов, умудрившимся через тридцать лет стать ее же анти-кумиром. Синим я стал отмечать намеренные искажения той самой правды, к торжеству которой призывает автор (хотя за текстом легко угадывается авторский коллектив), а также искажения не намеренные, а появившиеся когда по недомыслию, а иногда из-за неаккуратного обращения со словом, неумения точно выразить верную мысль и, тем более, - верное чувство. А красным я собирался отмечать верные и нужные мысли.
Скажу сразу, что красным маркером я воспользовался не сразу: синий так и летал по тексту, раскрашивая новый (хотя и совсем не новый) миф, который приготовил автор для народа. Да что там миф – целую мифологию. И хотя меня и подмывало в начале чтения заняться разоблачением этой мифологии, но скоро я понял, что для этого нужно писать очень о многом, чему терпеливых читателей может и не найтись, например,о том, какой далекой от святости была «Святая Русь», или о том, что слово «государство» вошло в широкое употребление в смысле, используемом автором, на много веков позднее того времени, когда автор «прописал» его в истории. Ну и так далее...
Но я взялся писать эту заметку не для того, чтобы рассказать о несделанном мною критическом разборе «Права и правды», а для того, чтобы рассказать о нескольких местах, которые отметил мой красный маркер. Потому что в этих местах проступают мысли, очень важные для нашего общественно-политического интеллектуального поля. И не беда, что они прозвучали в столь сомнительном текстовом окружении от человека со столь, как бы сказать помягче... неоднозначной репутацией. Сами мысли от того не хуже. Что же это за мысли?
1. Россияне ждут сегодня от нас именно таких реформ и таких перемен. Не возврата к прошлому — этого в России не будет! А обращения к будущему — достойному будущему великой страны.
Не возврата к прошлому, а созидания будущего. Именно этого понимания сегодня катастрофически не хватает общественно-политической мысли. Вся она без каких либо исключений направлена на воспроизведение старого, бывшего – либо своего, либо чужого; либо близкого, либо давнего. Нас зовут кто в 9-й век, кто в 19-й. Кто в 14-й, кто в 20-й. При этом демонстрируя поразительную способность к непониманию элементарнейшего факта, что никаких ВОЗВРАТОВ в развитии общества не бывает. Как только общественно-политическая мысль перестает заниматься творчеством нового и начинает заниматься припоминанием бывшего, она перестает быть мыслью. Это то, что происходит сегодня.
2. Патриотизм — это общность любви, а не ненависти.
И это элементарнейшая мысль сегодня начисто покинула общественное сознание. Само слово «патриотизм» стало синонимом ненависти. Те, кто называют себя «патриотами», без каких бы то ни было исключений объединены только одним общим чувством – чувством ненависти к тем, кого они считают виновниками бед страны. И забота у них одна – этих виновников наказать побольнее. Для заботы же о благе страны (той самой, в которой только и может проявляться любовь к ней) у них не остается никакого душевного ресурса. Это уже даже не «любовь с кулаками». Это просто кулаки, которые стали называть себя «любящими страну». И пока мы эту ненависть не осознаем и не сделаем общеизвестной, нам все так же не удасться начать заниматься делом любви, то есть не сокрушением супостатов, а созиданием новой жизни.
3.
Государство обязано... рассматривать материальное производство как средство для производства духовного,которое является для него целью. Внутренняя политика страны должна предусматривать механизмы для реализации приоритетного развития духовного производства, в первую очередь: науки, культуры и образования.
В другом месте: Мы выступаем за экономику с «человеческим лицом».
Важнейшая мысль, которую мы потеряли, когда раскатывали по бревнышку советское прошлое. Единственное, чего не хватает в михалковской формуле – это указания на то, что духовное производство – это, прежде всего, производство человека, духовное развитие человека. Все остальное духовное производство – наука, искусство, образование – подчинено производству нового человека.
Здесь должен быть главный приоритет всей политики – и внутренней, и внешней. Об этом нужно говорить не 9-м пунктом на 20-й странице, а самым первым пунктом на самой первой странице.
4. Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия —континентальная Империя, а не национальное государство.
В отношении выделенного мною синим «континентальная империя» говорить нужно особо – Россия БЫЛА империей, но никогда ею НЕ БУДЕТ впредь. Время империй прошло. Но вот то, что Россия не национальное государство и не может быть национальным государством и что наша геополитическая роль и геополитический масштаб иного порядка – это нам всем: и националистам, и «либералам – западникам и космополитам», понять совершенно необходимо. Наша общность иного масштаба, наши задачи иного масштаба. И мы никогда не сможем понять их, пока будем мыслить масштабами национальных государств, масштабами империй прошлого или иными другими известными и привычными нам масштабами.
5. Мы против абсолютизации любой формы собственности.
Еще один момент, очень трудно находящий понимание. Известные нам по учебникам политэкономии (особенно марксисткой) формы собственности – «частная», «государственная», «личная», «кооперативная» и так далее- все это вчерашний день экономической жизни. Пока мы будем в рамках этой категориальной схемы пытаться конструировать свое будущее, ничего кроме прошлого у нас получаться не будет. Формы собственности, формы распоряжения экономическими объектами меняются постоянно и будут меняться. И нет ничего зазорного в том, чтобы устанавливать те или иные ограничения на право «владельцев» крупных заводов или месторождений. Например, более чем естественно выглядят запреты и ограничения на их права на зарубежные инвестиции или на личное потребление. Либерал, который с порога отрицает такие ограничения, - это очень глупый либерал. Занимаясь социальным творчеством, нам необходимо заниматься и творчеством экономическим, а не твердить те или иные мантры, бывшие модными десятки лет назад. (Михалков, правда, имел в виду не совсем это, но использованная им словесная формула вполне достойна красного маркера.)
Ну, вот вроде бы и все. Пять мыслей. Мало это или много? По-моему, немало. И то, что они тонут в болоте совсем иного качества, как раз и побудило меня к тому, чтобы вытащить их на поверхность, обсущить и представить вашему вниманию.
Комментарии
Если целью государства является духовное, то ему среди множества вариантов духовности надо будет обозначить одно, а остальные давить. Это называется идеология. А государственная идеология у нас запрещена конституцией - и по моему, правильно.
Не думаю, что запрет на государственную идеологию, во-первых, правильный, а во-вторых, реальный, реализуемый. Сама конституция - это выражение комплекса идей, который (по идее) и есть государственная идеология. Так что такой отказ во многом самообман. Государственная идеология присутствует в любом государстве: хоть в Швейцарии, хоть в США, хоть в Иране. Вопрос в том, что это за идеология.
Далее. Из объявления государством приоритета духовности не следует обуживание этого понятия и подавление "плохих духовностей". Это может быть, но это само по себе совершенно не обязательно. Более того, понимание, что такое духовность, делает неизбежным и понимание ее многоальтернативности: то, что духовно для одного, давно пройденный этап для другого и пустой звук для третьего.
Далее. Если некая мысль кажется кому-то сомнительной, она и является сомнительной. Но это-то как раз и означает, что о ней необходимо говорить, чтобы ее прояснить.
Говорили. И писали. И в администрацию президента, и в думу, и в правительство. Даже и в средства массовой информации. Но тогда не было команды. А сейчас её дали и предложили Михалкову озвучить очередную "разработку" верхних "идеологов".
И главное здесь должно быть не высказывание "мыслей" (тем более, чужих), а предложение способов решения проблем, стоящих перед страной. Чего и нет пока ни в одной "кремлёвской" разработке!
Вопрос "как?", конечно, здесь очень важен. Но еще важнее вопрос - "что?": что это должно быть за величие, каким оно должно быть? Величие вооруженного до зубов бандита, держащего в страхе всю округу, или какое-то иное величие? Вот в чем вопрос, и вот о чем нужно думать. "Манифест" здесь просто удобный повод...
Вы правы, конечно, и в том, что господствующее в обществе понимание сильного государства, в самом деле, неработающее и оттого нуждающееся в коррекции. В такой коррекции и заключается смысл таких тем, как поднятая мною.
А вот в отношении "велосипеда" согласиться никак не могу. Нигде в мире нет подчинения экономики духовному развитию общества. Эволюция понятия "собственность" происходит в разных странах и тут, в самом деле, есть чему учиться, но это как раз не тот случай, где все вопросы закрыты. Проблемы есть в разных странах, и решаются они в разных странах по-разному. И я не стал бы сразу говорить, что китайское решение здесь лучше бельгийского или наоборот. Возможно, для России нужно искать и какое-то третье, свое. А может быть - и нет. Но чтобы об этом думать, прежде всего, нужно поставить саму задачу. Она сегодня не поставлена, и ее постановка будет встречать яростное сопротивление со стороны "новых собственников".
Увы, когда у власти дилетанты, то и консультанты у них столь же просвещёны.
И не про консультантов, и не про тех, кого они консультируют... Это все темы истоптанные и совсем неинтересные. Интересные темы - это про нас. Про нашу способность или неспособность что-то этой власти с ее консультантами, прихлебателями, политтехнологами и прочей братией - противопоставить...
То, что они не очень умные (честные, смелые и т.д.), не интересно. Интересно, какие мы и как нам стать умнее, честнее, смелее и далее по тому же списку.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А забивать себе голову глупостями и напитываться злобой - это путь как раз очень устраивающий недоброжелателей России. Дебилизация и растление население, если и не была устроена ими по плану, то уж точно им очень на руку. Чем больше самых разных дураков - дураков-либералов, дураков-патриотов, дураков-верующих, дураков-атеистов и т.д., тем им лучше: управлять проще...
Комментарий удален модератором
Что же касается желающих кушать членов партии, то такие нужны только ЕР. Никуда такие члены не годятся. Нет других - будем продолжать жить, как живем. До вспышки...
Про дорогие революции - много бы их уже насовершали, если бы дело было в деньгах... Телевизионные дяденьки совсем законопатили мозги... Чтобы совершить революцию, нужна революционная ситуация - у Ленина все очень хорошо расписано... Хотя и он понимал не все.
Комментарий удален модератором
а значит, и борьбу за освобождение доросших до суверенитета народов.
пример ес делает империи концлагерем.
думаю, скоро появится новый тип местного самоуправления,
когда даже не очень большие этносы будут сами вершить политику и экономику.
пещерные принципы вражды, разделенности и недоверия пора оставить истории.
Нет, завоевалки, Вы правы, давно пора оставить. Совсем иными должны быть и принципы российского лидерства и принципы будущей геополитики... А вот какими именно - об этом нужно думать. Но, конечно, не "пацанскими", как они видятся и Дугину, и Проханову, и Михалкову...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А без этого и не понять, что такое "оккупированная страна" и в чем "оккупация". Впрочем, это уже и Валентин Григорьевич понимает плохо.
А впрочем, простите еще раз - Вы едва ли поймете, о чем я говорю.
Комментарий удален модератором