"Гонений на религию в СССР нет" - интервью митрополита Сергия. 1930 год
На модерации
Отложенный
Ответы митрополита Сергия (Страгородского) на пресс-конференции с представителями советской печати о положении православной церкви в СССР 15 февраля 1930 г.
Проклятие от "сергианства" еще долго будет откликаться постсоветскому христианству. Ибо тогда абсолют Евангельской истины отодвигается на второй план. Краеугольным камнем становится целесообразность, превращаясь в идола и главного бога. Наилучшим образом это проиллюстрирует следующий документ (оказавшийся в моей библиотечке).
Вопрос: Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?
Ответ: Гонения на религию в СССР никакого не было и нет. В силу Декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно, и никаким государственным органом не преследуется.
Больше того, последнее постановление ЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию.
Вопрос: Верно ли, что безбожники закрывают церкви и как к этому относятся верующие?
Ответ: Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.
Вопрос: Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, выселяются и т.д.
Ответ: Репрессии, осуществляемые Советским правительством, в отношении верующих священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за различные антиправительственные деяния.
Вопрос: Допускается ли в СССР свобода религиозной пропаганды?
Ответ: Священнослужителям не запрещается отправление религиозных служб т произнесение проповедей (только к сожалению, мы сами подчас не особенно усердствуем в этом).
Вопрос: Соответствуют ли действительности сведения, помещаемые в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами Соввласти по отношению к отдельным священнослужителям. (Например, "Морнинг Пост" от 20 декабря 1929 г. и 4 февраля 1930 г.).
Ответ: Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это сплошной вымысел, клевета, совершенно не достойная серьезных людей.
К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за их религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях.
Вопрос: Как управляется Церковь и нет ли теснения для управления?
Ответ: У нас, как и в дореволюционное время, существуют центральные и местные церковные управления. В управлении наших органов до сих пор не было никаких теснений.
Вопрос: Пользуется ли какое-либо религиозное течение привилегиями со стороны Соввласти перед другими религиозными течениями? И не оказывается ли Советским правительством поддержка одному из этих течений?
Ответ: По советскому законодательству все религиозные организации пользуются одинаковыми правами.
Вопрос: Как вы относитесь к недавнему обращению Папы Римского?
Ответ: Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляют недавнее обращение Папы Римского против Сов. власти. ...Мы считаем излишним и ненужным это выступление Папы Римского, в котором, мы, православные, совершенно не нуждаемся.
Вопрос: Как вы относитесь к выступлению архиепископа Кентерберийского на Кентерберийском церковном соборе?
Ответ: Нам кажется вообще странным и подозрительным внезапное выступление целого сонма... разного рода церквей. ... трудящиеся люди Лондона расценивают выступление Кентерберийского как выступление, "пахнущее нефтью".
15 февраля 1930 г.
Госархив РФ, Ф 6343, ОП. 1., Д 263, ЛЛ 57 Машинописная копия
Комментарии
ОПЯТЬ - ДУТАЯ СЕНСАЦИЯ.
Епископ в это время входил в "обновленческую церковь".Его соглашательская позиция получила негативную оценку церкви,как в СССР,так и Зарубежной.
Появился даже термин - "СЕРГИАНСТВО".
Термин имеет вполне выраженную негативную оценочную коннотацию, и использование предполагает полемический контекст.
А вы постыдились бы. Два комментария и два минуса оппоненту.
Слабак.