Беломор. Узбэки. Ретро
Я хочу представить два своих самых первых рассказа. Пять с половиной лет назад, я их робко выложил в Гайдпарке, в котором делал первые шаги. Я еще никого не знал, никто не знал меня. Мне некого даже было пригласить...
Очень хорошая тема, так интересно оглянуться...

Беломор.
3 августа 1990 года офицерский состав большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Макаров» пополнился свежеиспечённым лейтенантом, назначенным на должность командира ракетной противолодочной группы. Корабль был ошвартован правым бортом к третьему причалу, ярко светило солнце, сопки были изумрудно-зелёными, а небо голубым. Позади было училище, диплом, безумный выпускной банкет и первый, уже не каникулярный, отпуск. Впереди была целая жизнь….
Первую неделю с корабля удалось сойти только пару раз, правда, утешало то, что почти четыре дня мы провели в море. Никто мной особо не интересовался и ничему особо не обучал. Возникало чувство какой-то ненужности и бесполезности. Но это только казалось. Постепенно, словно присматриваясь, корабельный организм включал меня в свой состав. Появлялось понимание, первые проблемы и первые решения. Подошло время и первого наряда.
Уже 12 августа заступил вахтенным офицером на трапе. Если кому-то показалось нечто романтическое при слове «вахтенный офицер», поспешу разочаровать. Суть наряда заключалась в организации пропускного режима. На сутки заступает три офицера (мичмана) и три старшины (матроса), которые по четыре часа, чередуясь, стоят около трапа, один с пистолетом, а другой с автоматом. Если честно, достаточно скучно, а зимой невероятно холодно. Но, как говорится, кто на что учился.
Прослужив на корабле целых девять дней, я ощутил себя если не морским волком, то, по крайней мере, человеком бывалым.
Поэтому, стоя на трапе, курил аккуратно, папиросой внутрь, готовый мгновенно её скомкать и уничтожить в случае необходимости (вообще-то, на посту курить было не положено). На флагмане БПК «Адмирал Исаченко», ошвартованным на том же третьем причале, только левым бортом и стоящим, соответственно, напротив «Макарова», все засуетились, забегали, раздалась команда «Смирно» и с корабля на трап вышел комбриг, капитан 1 ранга Доброскоченко.
Папироса мгновенно оказалась в левой руке, указательный палец готов был затушить тлеющий огонёк, а остальные ликвидировать «гильзу». Правая рука была приложена к козырьку для отдачи воинского приветствия, а левая, с папиросой, немного отведена за туловище. Сам себе я казался воплощением находчивости и военно-морской смекалки.
Комбриг уходил по плавпирсу в сторону берега, угроза вроде бы миновала, но вдруг он обернулся и, глядя на меня, спросил: «Лейтенант, что ты куришь?». Честно говоря, этот вопрос сбил меня с толку. Если бы он прозвучал «зачем?», то хитроумный план был бы приведён в действие и, сделав удивлённые глаза, я отпирался бы до конца. А так…….
«Беломор, товарищ капитан 1 ранга», - ответил я, недоумевая.
Комбриг в прыжке развернулся на месте.
«Какой такой Беломор!», - раздался его рык, спугнувший чаек и заставивший ретироваться с корня причала группу спустившихся было по нему офицеров.
«Вторая фабрика, Урицкого, Ленинград», - только и успел сказать я. Матрос, стоявший в наряде вместе со мной, начал пятиться назад, глядя на меня, как на прокажённого, на «Исаченкове» все замерли.
Помню ураган, огромные глаза и усы комбрига, его крики, правда, слова не отложились, они просто взорвали мир вокруг. Помню лицо командира, экстренного вызванного к трапу. Не довелось видеть торнадо, но, наверное, это было что-то похожее. На следующий день, после осмотра и проворачивания оружия и технических средств, я уже шёл на другой конец Североморска, чтобы отнести на гауптвахту свой продовольственный аттестат, а четырнадцатого августа, на двенадцатый день своей офицерской службы, уже «сидел». Так начиналась жизнь, в которую я не раз влюблялся и в которой не раз разочаровывался, но она всегда была и, надеюсь, останется желанной и интересной.
Узбэки.
В сентябре 1990 года на БПК «Адмирал Макаров» проходила плановая замена торпедного оружия. Так как с кораблём мы были ровесники, то погрузочного устройства торпедного аппарата уже не было в принципе. Ещё хорошо, что в наличии была торпедная тележка, правда, одна, вместо двух, которую мы таскали корабельной стрелой с борта на борт. Торпеда вынималась из трубы аппарата с помощью гаечного ключа, засунутого в хвостовое оперение, к которому был привязан прочный шкерт.
По команде, рывками, матросы вытягивали торпеду на тележку, подворачивая торпедный аппарат, потому что тележка была одна, а труб целых пять. Грузилась торпеда по-другому. Её клали на тележку и подворачивали аппарат, чтоб голова самонаведения смотрела в загружаемую трубу.
Валик весла упирался в хвостовое оперение и матросы, опять же по команде, аккуратненько её туда проталкивали. Ко всему привыкаешь, и когда во время приема на Балтике новенького БПК «Адмирал Чабаненко» приходилось грузить боезапас с помощью имеющихся новеньких механизмов, обеспечивающих и ручной и полуавтоматический режимы, так и хотелось перейти на весло, что мы иногда и делали. Кстати, получалось гораздо быстрее.
Комбриг поднялся к нам на борт в тот момент, когда веслом мы заталкивали четвёртую торпеду, и сразу направился к нам. Так уж повелось на флоте, что личный состав боевой части-3, минно-торпедной, где мне и довелось служить, зовут румынами.
Существует огромное количество версий, почему это так, возможно, опишу всё, что знаю, в отдельном очерке. Итак, мои румыны толкали веслом торпеду, а она не очень-то и хотела лезть в аппарат.
Покосившись на меня и что-то буркнув на мой доклад, по любимому алгоритму любого начальника, комбриг похлопал по мокрой от пота спине матроса и добродушно спросил: «Устал, румын, тяжелая работа?».
К нему повернулся старший матрос Нуреддинов и честно ответил: «Товарищ капитан 1 ранга! Я нэ румын. Я узбэк!».
Командир корабля чуть не свалился за борт. Свита комбрига едва сдерживалась, чтобы откровенно не расхохотаться. Мне почему-то припомнилась гауптвахта. Комбриг покраснел и засопел.
Нуреддинов, поняв, что сказал что-то не то, начал втягивать голову в плечи. Наконец, Доброскоченко сказал: «Ну, что ж. Везде будут румыны, а на Макарове – узбэки». Сказал и пошёл в сторону трапа. Погрузка продолжилась. Но « узбэком» я был еще целых два года, пока в составе экипажа БПК «Адмирал Чабаненко» не улетел в Калининград. Но это была уже совсем другая история.

Комментарии
Я тоже так залетел, похожим образом, главное никаких улик не оставил, чисто из-за языка спалился. Но это мелочь.
Я читала это. Тогда ещё!
И мне почему-то кажется, что именно в ТМВ. Я тоже тогда только пришла в Макспарк.
Спасибо Вам!
А что такое комбриг,в смысле ,его функции на корабле,что-то типа боцмана?
Андрей,спасибо за приглашение " на борт"..Очень оригинальное,невозможно было не принять :))..Только увидела сообщения..Спасибо. Сейчас напишу свой адрес. Сообщения в МП не рассылаются.
http://maxpark.com/user/3939340125
Флотские байки. "Узбэки"
http://maxpark.com/community/7033/content/3420389
Она раскидывала их по разным сообам и я ее уговорил завести собственное хранилище...
На память и в одном месте.
Как чувствовал...
http://maxpark.com/community/6613
http://maxpark.com/community/7033/view/recent/year/all/5202
Только вот смущает,про " узбеков" ,это не военная тайна?)))))))))))
Кем пока хочет стать (выучиться) твоя Шурочка- Саша?
Спасибо тебе. .
"О бедном румыне замолвите слово
Ваш муж не пускает коня на постой
Но женское сердце нежнее комбрига (три раза и пожалобней)
Оно повстреча-а-а-ется ка-а-а-к-то со мной".
Нам песня строить и жить помога-и-и-и-ттттт....!!!
"Проходить узости с перпом, со стар-оффом, с Тузиком - сложный манёвр, производимый самоходным вооружённым плавсредством, в отсутствие на мостике вышестоящего начальства, либо в его присутствии, что усуглубляет.
( составлено для НАТО)
Спасибо, Андрей!
Оба рассказа понравились. :)
спасибо огромное!
И тогда было интересно, и сейчас перечитала с удовольствием. Спасибо, "узбэк". :-))
В Североморске БПК "Отличный" и другие посещал
Счетверённые КТ под ракеты "Москит" мы производили
Порядки на советских кораблях меня неприятно поразили
Там,как при царизме, всю команду на три сорта разделили
Матросы за длинными столами едят синий овёс из мисок
У мичманов тарелки и получше еда,но тоже какая-то бурда
Офицеры сидят по четверо и наслаждаются вкусом сосисек
И матросы-официанты им подают какао и на сервизе блюдА
...........................................................................................
Когда открыли крышку КТ,то оттуда хлынула вода
А мы варили изделие под рентген,чтобы микроклимат был
И с атомной головкой боезапас без осечки врага разбомбил
Ребята,про могущество и порядок российского флота нам врут
Там на камбузе лариски пешком ходят и стасики в рот прут
И при СССР был бардак и мичманы шило стаканами жрали
А офицерьё сгущёнку и рябчики налево продавали
Сейчас всё хуже и не зря же Путин Балтфлот прорядил
Многих флотоводцев уволил и некоторых даже посадил
И на эсминце "Современный" был хороший завхоз
Нас хорошим обедом угостили и шила налили
Фигуристые молодые официантки спать проводили
Ля, ля-ля-лЯ, ля-ляляля, ля-ля!"
Укупник.
И спасибо корректору - приятно читать:))
А рассказы понравились, живые. Такой задиристый морской волчонок )
Развелось их тут...
Пламенный привет с Ближнего Востока! Ваш Поэль.
-микрорайон квартиры(деревеньки) противоположный Дальнему Западу.
уже в нынешнее время на установке по подготовки нефти, высокая комиссия, поинтересовалась у мастера сей установке что там за пачка валяется вдалеке, тот долго не думая по привычке, так как гонял работяг за курево, ляпнул что мол пачка из под сигарет таких то. И к вечеру сей ляпун был уволен с черной меткой, за то знал что вдалеке лежит пачка из под сигарет, значит сам и скурил да выкинул, хотя мастер и был из некурящих... но это уже не важно... сейчас таксистом сей мастер работает, а курево ненавидит... Так что не только автор мог попасть в такой переплет....
как сказать, курить вредно, а от губы еще никто не загибался...
А так, я сам много раз сидел на губе как нерадивый подчиненый, но не больше 15 минут, все таки на добрых начальников мне везло,хотя им наверное меньше, торнадо в исполнении начальства не видел, хотя не раз и пристрелить хотели,
А с узбэком нарочно такое не придумаешь,
Просто напомнило, вы с беломором ляп допустили, да еще и на посту, ну и меня то же потянуло на ляпы...
За два года моей службы в армии у меня 24 благодарности и 24 суток объявленного ареста. Но 15 суток, полученные от командира дивизии генерал-майора Куприенко я так и не отсидел... :)
А может это просто из-за рифмы: мины-румыны?.. :)
Но сначала посмотрю "Шарф"; грешен - люблю неоднозначное! :)
в старинном анекдоте, где родители, запрещая пацану говорить "жопа", поясняют, что такого слова нет. Пацан удивляется: "Жопа есть, а слова нет!..".
Интересно пишите, надо сборник издавать.
С почтением