Определение многобожия (ширка) и его виды.

На модерации Отложенный

 

1 - Его определение:

Многобожия ("ширка")  придерживается  тот,  кто считает,  что кто-либо может разделять с Аллахом Его божественные ка­чества, абсолютное главенство и власть. Многобожие в основ­ном проявляется в отношении божественности тем,  что человек наряду с Аллахом обращается с мольбой к кому-то другому или предпринимает по отношению к этому, такие действия,  которые относятся к тем или иным видам поклонения,  напри­мер, приносит жертвы или обеты, или испытывает по отноше­нию к нему чувства страха или любви или  надеется на него. Многобожие является самым большим грехом ввиду следующих обстоятельств:

 

1 - Потому, что многобожие является уподоблением со­творенного Творцу,  когда нечто сотворенное наделяют теми или  иными  божественными качествами,  ибо таким образом человек приобщает кого-либо к Аллаху,  фактически сравнивает его с Ним и уподобляет его Всевышнему,  а  это  -  величайшая несправедливость,  ибо Всевышний сказал:

"...Истинно, многобожие - великая несправедливость" ("Лукман", 13).

Несправедливостью является  помещение  чего-либо  не на свое место,  и тот, кто поклоняется кому-либо помимо Ал­лаха, как раз и помещает  поклонение  не в свое место,  пред­назначая его не тому, кто этого достоин, что и представляет со­бой величайшую несправедливость.

2 - Поистине,  Аллах поведал людям,  что не простит тех, кто не откажется от многобожия,  сказав:

"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает" ("Женщины", 48).

3 - Аллах поведал, что Он сделал рай запретным для мно­гобожников,  и что они вечно будут пребывать в пламени ада.  Всевышний сказал:

"Ведь,  кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него - огонь, и нет для неправедных помощников!" ("Трапеза", 72).

4 - Многобожие сводит на нет все действия человека,  ибо Всевышний сказал:

"А если бы они придали Ему сотоварищей,  то тщетным для них оказалось бы то, что  они делали!" ("Скот",  88). 

Кроме того,  Все­вышний сказал:

"Открыто было уже тебе и тем (Посланникам), которые были до тебя, что если ты придашь сотоварищей,  то пусто окажется твое дело,  и будешь ты из числа потерпевших убыток" ("Толпы", 65).

5 -  Многобожник  стоит  вне закона и его можно безнака­занно убить и лишить имущества по словам Всевышнего:

"...убивайте многобожников,  где их найдете,  захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком  скрытом  месте!"  ("Покаяние", 5).

Что же касается Пророка,  да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал:

"Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут "Нет божества, кроме Ал­лаха", а после того, как они произнесут эти слова, их кровь и имущество станут неприкосновенными за исключением положения, когда на то Ислам дает право" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

6 - Поистине,  многобожие есть наиболее тяжкий из всех великих грехов.  Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  передает,  что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то спросил их:

"Не  поведать ли вам о том,  что является наиболее тяжким из всех великих грехов?" Мы ответили:  "Да", - и тогда он сказал: "Многобожие и непокорность (неуважение) родителям"

 Выдающийся ученый Ибн ал-Кайим сказал: "Он, слава Ему, поведал людям, что целью творения является необходимость познания Его через посредство имен Его и атрибутов, поклонение одному лишь Ему и  никому больше,  и соблюдение людьми справедливости,  благодаря которой держатся небо и земля, как сказал об этом Всевышний:

"Мы послали Наших Посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы,  чтобы люди стояли в  справедливости..." ("Железо", 25).

Аллах, слава Ему, поведал людям, что Он послал Посланников, мир над ними, и ниспослал Свое Писание, чтобы люди придерживались справедливости, наибольшей же справедливостью и одновременно ее основой  и  опорой является единобожие.  Следовательно, многобожие есть несправедливость,  как и сказал об этом Всевышний: 

"...многобожие - великая несправедливость" ("Лукман", 13).

Многобожие есть наихудший вид несправедливости, а единобожие - высшее проявление справедливости. То, что является наиболее несовместимым с вышеупомянутой целью, одновременно является и величайшим грехом.  Далее Ибн ал-Кайим говорил:  «Поскольку многобожие само по себе противоречит этой цели,  то нет греха, большего, чем этот,  поэтому Аллах и сделал рай недоступным для многобожников и сделал их кровь, имущество и семьи дозволенными для тех, кто придерживается единобожия, и они могут обращать их в рабов из-за того, что эти люди от единобожия отказались.

Аллах, слава Ему, отказался принимать от многобожника какое-либо деяние и принимать заступничества (шафаат) за  него,  внимать зову  его  или  удовлетворять просьбу такого человека в загробном мире. Поистине, раз многобожник приравнивает к Нему нечто из сотворенного Им, значит он меньше всех знает о Нем. Подобное является не только пределом невежества, но и пределом несправедливости, хотя  на  самом  деле многобожник причинил несправедливость не по отношению к своему Господу, а только по отношению к самому себе».

7 - Поистине,  многобожие это такой порок и недостаток,  от которого Господь,  слава Ему, освободил Себя, тот же, кто приравнивает к Аллаху нечто,  приписывает Ему то, от чего Он свободен, тот проявил тем самым высшую степень враждебности и противодействия по отношению к Нему.

2 - Виды многобожия

Многобожие бывает двух видов:

Первый вид - это абсолютное, большое многобожие, которое ставит человека вне религии,  и если он не покается в нем и не откажется от этого,  то после смерти будет вечно пребывать в аду. Такое  многобожие  подразумевает  совершение действий,  связанных с поклонением кому-либо помимо Аллаха как,  например,  обращение со словами мольбы не к Нему,  или жертвоприношения и приношение обетов не Аллаху,  а могилам святых,  джиннам и  шайтанам,  ощущение чувства страха перед покойными,  джиннами или шайтанами,  которые якобы могут повредить человеку или наслать на него  болезнь,  или обращение  с  просьбами об удовлетворении своих нужд или утолении скорби не к Аллаху,  то есть к единственному,  кто может помочь в этом,  а к тем,  кто ничего сделать не в состоянии (подобные вещи совершаются ныне вокруг гробниц авлияъ[1]. Всевышний же сказал:

"И поклоняются они помимо Аллаха тому,  что не вредит им и не помогает,  и говорят: "Это - наши заступники у Аллаха" ("Йунус", 18).

Второй вид - это частичное, малое многобожие, которое не ставит человека вне религии, но вредит его единобожию, ума­ляет его и может вести к большому многобожию.

Оно де­лится на два вида:

Вид первый:  явное многобожие, которое выражается в сло­вах и делах.  Словами,  относящимися к малому  многобожию,  могут  быть клятвы человека,  который клянется не Аллахом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

"Поклявшийся не Аллахом впал  в  неверие  и  многобо­жие" (Этот хадис передал ат-Тирмизи).

Кроме того, сообщается, что когда один человек сказал Про­року, да благословит его Аллах и приветствует:

"Как пожелал Аллах и ты", - Пророк возразил ему: 

"Ты приравнял меня к Ал­лаху!  Впредь говори: "Как  пожелал Аллах" - и ничего не добав­ляй к этому!" (Этот хадис приводит ан-Насаи). 

Иногда еще го­ворят: 

"Если бы не Аллах и такой-то".  Было бы правильно го­ворить: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то", или: "Если бы не Аллах, а потом такой-то", ибо слово "потом" расставляет все по своим местам,  указывая на то,  что воля раба является вторичной по отношению к воле Аллаха, как сказал об этом Всевышний: 

"Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров (т.е. ваше желание зависит от желания Аллаха)"("Скручивание", 29).

Что же касается союза "и", когда необходимо указать на абсолютное объединение и соучастие,  то он не указывает на какой-либо порядок и подчиненность одного другому как,  например, в таких фразах:  "Для  меня только Аллах и ты" или:  "Это благодаря Ал­лаху и тебе" и так далее.

Что касается действий малого многобожия,  то к ним отно­сится ношение колец или привязывание нитки для избавления от  беды  или предотвращения ее,  подвешивание амулетов из боязни дурного глаза или влияния джиннов.  Если подобные действия  человек  совершает будучи убежденным  в  том,  что они являются только лишь причиной отвода бед,  но сами по себе не отводят, а фактически отводит Аллах именно  в этом случае, они относятся к малому многобожию,  так как Аллах не сделал их причиной для данной цели.  А если же человек совершает их будучи убежденным в том,  что подобные  действия сами по себе способны предотвращать беду или избавлять от нее, то это уже большое многобожие,  так как подобное  свидетельствует  о том, что человек полагался и надеялся на другого помимо Аллаха.

Второй вид малого многобожия - это скрытое многобожие, которое проявляется в желаниях и намерениях,  обусловленных  неискренностью  и стремлением к  славе,  к  примеру,  когда человек совершает нечто приближающее его к Аллаху,  но желает при этом слышать в свой адрес похвалы  от людей,  например,  совершает молитву или раздает милостыню ради похвал или когда человек  поминает  Аллаха или читает Коран красивым голосом, чтобы это услышали люди и похвалили его. Когда подобная показуха примешивается к какому-нибудь делу, она  делает его недействительным,  ибо Аллах Всевышний сказал:

"И кто надеется встретить своего Господа,  пусть творит благие дела и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого" ("Пещера", 110).

Обращаясь к своим сподвижникам,  Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал:

"Более всего я опасаюсь, что вы станете впадать в малое многобожие".  Они спросили его: "А что такое малое многобожие?" Он ответил: "Это показуха" (Этот хадис приводят  Ахмад,  ат-Табарани  и  ал-Багави в "Комментарии к Сунне").

К этому  же  относятся  обрядовые действия,  совершаемые ради мирских благ,  например,  если человек совершает хадж,  работает муэдзином или имамом на молитве из-за денег,  и то же самое относится к изучающим шариатские науки или отправляющимся на  священную войну ради этого.  Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

"Несчастен раб динара,  несчастен раб  дирхама  и несчастен раб одежды,  который, когда ему дают, он бывает доволен, а когда не дают, то начинает негодовать" (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Имам Ибн ал-Кайим,  да помилует его Аллах, сказал: "Что касается многобожия в желаниях и намерениях, то это безбрежное море и мало кто может спастись от него.  Если человек делает  что-либо не ради  Аллаха,  намереваясь  достичь чего-нибудь иного,  помимо приближения к Нему и получения награды от Него, это означает, что он впал в многобожие в своих желаниях и намерениях.  Что же касается искренности,  противоположной показухе, то она подразумевает проявление искренности  человеком  по  отношению к Аллаху и в его делах, и в словах,  и в желаниях, и в намерениях в равной  степени.

Это есть  истинная  ханифитская  религия и такова религия Ибрахима, которой Аллах повелел придерживаться всем своим рабам,  ибо никакая другая религия ни от кого принята не будет, и это то, что является истинной сутью Ислама,  как сказал об этом Всевышний:

"Кто же ищет  не  ислама как религии,  от того не будет принято и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток"  ("Семейство Имрана", 79). 

 

“Такова  религия Ибрахима, мир над ним,  а не захотевший ее есть глупейший из глупых"[2].

Из всего   вышеизложенного  следует,  что  между  абсолютным (большим) и частичным (малым)  многобожием  имеются  определенные различия, которые состоят в следующем:

1 - Большое многобожие в отличие от малого  ставит  человека вне религии.

2 - Большое многобожие в отличие от малого приводит к  тому, что человек навечно оказывается в пламени ада.

3 - Большое многобожие разрушает все  дела человека. Что  же  касается  малого многобожия,  то, когда человек впадает в него,  разрушаются лишь те дела его, к которым примешивалось малое многобожие,  или те, которые были совершены ради показухи или ради мирской цели,  или ради той и другой цели вместе.

4 -  Большое многобожие в отличие от малого делает дозволенными кровь и имущество человека и ставит их вне закона.



[1] Авлияъ -

[2] “Удовлетворительный ответ”, стр. 115.