Чем больше воруешь, тем меньше наказание

На модерации Отложенный

Размах посягательств на государственную собственность не имеет значения. Вопрос не в размахе, а в двух дополнительных критериях: Кто вы? Как вы злоупотребляете государственными деньгами? Вас могут на несколько лет посадить в тюрьму или подвергнуть различным пыткам за мелкое воровство. Мне вспоминается случай с ребёнком и салфетками. В 2016 году в социальных сетях распространилась новость о краже ребёнком пачки бумажных салфеток, которого суд Самавы на юге Ирака приговорил к году тюремного заключения. Эта новость попала и в заграничные СМИ. Кто был этот ребёнок? Бедный, несчастный человек. Его никто не знал на юге Ирака, и его легко было посадить в тюрьму.

Этот случай похож на происшествие с Жаном Вальжаном – главным героем романа Виктора Гюго «Отверженные». Вальжан украл буханку хлеба, чтобы накормить свою семью, и судья посадил его в тюрьму. Кто такой Жан Вальжан? Один из самых несчастных французов. Судья не испытывал трудностей сажая его в тюрьму. Таким образом формируется порочный взгляд на человека, поведение которого делается порочным из-за порочного использования законов только против слабых. Можно сочувствовать ребёнку, которого посадили в тюрьму за кражу салфеток, можно поддерживать его в социальных сетях, но есть множество других таких же пострадавших. И этому есть причины. Можно гордиться любовью к Вальжану, но в Ираке и других странах до сих пор ещё много вальжанов.

Где границы высших ценностей и правовых норм, и можно ли нарушать законы? Если дело касается правительства, то оно может с лёгкостью заключить сделку с некоторыми, но не с любыми ворами. Нур Зухайр – самый известный обвиняемый в краже налоговых денег, он украл 4 триллиона иракских динаров. Его преступление назвали «кражей века». Услышав о сумме украденного, вы могли бы подумать, что обвиняемого приговорят к пожизненному тюремному заключению. Но такое редко бывает. Страна, которая развешивает плакаты «Закон превыше всего» на своих КПП, рядом всегда размещает таблички «Проход для особо важных персон и военных», по которому запрещено проходить обычным гражданам.



«Компетентный судья вынесет постановление об освобождении Нура Зухайра под залог, чтобы он передал всю сумму в течение двух недель», - заявил премьер-министр Мухаммад Шиа Ас-Судани. Странное заявление, поскольку мы знаем, что судья выносит решения о конфискации движимого и недвижимого имущества осуждённых, а не заключает с ними сделок о возврате денег в обмен на их освобождение. Судья должен был конфисковать все деньги Нура Зухайра, а не заключать с ним сделок. Многие считают, что закон применяется избирательно, и эта сделка преступника с судом вызывает возмущение не только у обычных граждан, но и у таких профессиональных юристов как профессор юридических факультетов в нескольких иракских университетах Хади Хусейн.

В своём блоге он написал: «Я уже не верю тому, чему учился и что сам преподавал на юридическом факультете. Я уже не верю во все те ценности, которым меня учили. Я не верю всем философским и общественным теориям, которые опираются на концепцию справедливости. Я не верю в верховенство закона, в его равное и беспристрастное применение ко всем. Дело Нура Зухайра – унизительное для каждого иракского юриста исключение из законности. Дело Нура Зухайра – яркий пример пошлого подобострастия судебной системы».

Высокопоставленные чиновники и их приближённые живут в некоем раю. Они безнаказанно воруют государственные деньги. Правонарушения перешли в область политики. Делай, что хочешь, воруй сколько сможешь, а потом судьи заключат сделку с тобой, и ты останешься безнаказанным и богатым. Нарушай законы, и с тобой будут проводить переговоры, чтобы построить дружественные отношения, гарантирующие общественное спокойствие. Почему забылся лозунг «закон превыше всего»? Почему граждане разделены по отношению к закону?


Источник: اسرق ما تشاء وسأضمن لك العفو, annabaa.org, 03.12.2022.