Art-туризм. Интервью с путешественницей Марией Оленевой. Часть 2

На модерации Отложенный

Екатерина: Так как ты сама занимаешься живописью, ты берешь с собой, наверное, краски в путешествия? Много ли рисуешь в поездках?

Мария: Я чаще всего беру с собой скетчбук и карандашик или мягкий материал. Акварель я брала один раз. Или дважды. И у меня не было всё-таки времени и возможностей (в силу того, что я путешествую автостопом) придаться акварели в полной мере. С мягкими материалами у меня всё довольно хорошо. С ними легче всего: графит, сангина. Такого плана штуки мне нравятся гораздо больше в путешествии, чем краски. В виду того, что они не занимают совершенно место, и ими можно рисовать на довольно большом количестве разных материалов. То есть, можно взять, не знаю, картон или бумагу, и не нужно брать холст или что-то специальное. И, конечно, скетчи – то есть, карандаш, всегда с собой блокнотик для эскизов, ластик, точилка.

Цитата, Мария ОленеваНа самом деле, сильно зависит то, насколько успевается рисовать, от маршрута и сути путешествия. В Америке, например, я довольно много рисовала. Просто из-за того, что путешествовала там не очень быстро, и часто возникали ситуации, когда я чего-то ждала. Соответственно, ожидание позволяет порисовать. А когда я еду куда-то, где нужно быстро двигаться и много всего за какое-то короткое время проходить… Вообще мне хотелось бы рисовать больше в поездках, мне нравится!

Екатерина: Как ты думаешь, какие места, в которых ты была, могут быть интересны для художника с точки зрения живописности?

Мария: Я бы, наверное, брала бы что-нибудь не банальное, потому что если сказать “юг Франции”… Все понимают, что на юге Франции очень много чего можно нарисовать красивого. Можно было бы Эфиопию порисовать, например. Единственное – что это такая страна, куда человеку, который никогда не был заграницей, я вообще не советовала бы ехать. Если человек уже стреляный воробей, побывал в десятке стран, то она интересна в плане людей. Там очень колоритные люди, очень колоритные улицы и дома. Там ощущение, что ты попадаешь во времена Иисуса Христа, две тысячи лет назад… Там так всё выглядит.

Кому нравится природа, наверное, было бы очень прикольно пожить где-нибудь в лоджах, если есть деньги. Это, правда, дорого. В Кении, в Уганде, на севере Танзании в зоне национальных парков. И порисовать африканскую природу дикую, зверей порисовать можно. Львы – они очень ленивые твари, они все время спят, их очень легко нарисовать сонными.

Еще Мексика. Ну вообще везде, практически во всех тропических странах или околотропических есть очень много натуры. И еще во всех странах, где есть горы. А если страна и тропическая и горная – то там точно будет ситуация полной победы!

Бирма очень колоритная страна, в городе Паган я видела толпы художников. Не знаю, насколько они были арт-туристами. Всем, наверное, легко представить Грецию, Италию, Францию, Ирландию. А из нетуристических прикольных мест – Бирма. В Пагане прекрасные виды – пагоды на рассвете, пагоды на реке, про которые писал в “По дороге в Мандалай” Киплинг.

Художник на пленэре

Екатерина: Здорово! Хотела бы я тоже порисовать в Бирме! Тогда вопрос по экзотическим странам. В Африке, Латинской Америке интересно обстоят дела с народными, декоративно-прикладными видами творчества. Что там запомнилось больше всего?

Мария: В восточной Африке есть род искусства, который называется тинга-тинга. Это похоже на чунга-чанга! (Смеется). Это такие мультипликационные звери очень смешные, очень своеобразные. Они похожи на то, что человек съел кактус (галлюциногенный, конечно), хотя не водятся кактусы в юго-восточной Африке. Тинга-тинга и всё, что с ней связано – это прикольно, есть большие рынки, которые продают тингу-тингу. Это очень специфическое, на любителя – людям, которым нравится модерн в широком смысле этого слова. Кому классическое искусство нравится, классические ремесла – странно будет. Потому что тинга-тинга кислотно выглядит, довольно современно. Несмотря на то, что это традиционное искусство стран восточной Африки.

Тинга-тинга

В Мексике интересны мурали. Это не то, чтобы купить и привезти, это именно пофоткать. Это стены огромные, расписанные в стиле а-ля соцреализм.

Не знаю, как правильно назвать, но мне кажется, что это именно соцреализм и есть. Огромное количество картин в стиле Маяковского, кому он нравится. Это прямо поэзия Маяковского, только в красках на стенках.

В Африке прикладное искусство во многом заточено под вкусы туристов, оно именно как форма самовыражения очень мало сохранилось. В основном прикладное искусство (слово “прикладное” там подчеркнуто пять раз) –  прикладное в том плане, что его можно продать. Это такой набор штампов, который копируется африканскими племенами с целью продать. И более того, в половине случаев это вообще товары, из Китая привезенные, которые сделаны в форме носорогов. Тебе какая-нибудь бабка в деревне этого носорога продает, ты его покупаешь за десять долларов, думаешь, что она всю ночь его вырезала. А там “Made in China” написано на обратной стороне!

Екатерина: А в каких-то совсем глухих местах?

Мария: Ну в глухих местах нельзя сказать, чтобы было много сувениров или каких-то таких вещей. Можно просто одежду национальную, например, покупать. Я хожу в юбке — канге, могу показать. Совсем народным ремеслом ее не назовешь, потому что они всё-таки фабричного производства. Но это что-то очень популярное в народе и показывающее африканские идеи. Целые улицы есть в восточной Африке, посвященные продаже вот этой ткани для канги. Покупается отрез ткани, она разрезается на две части, из одной части делается юбка, из другой – тюрбан. Наверняка видели фотографии или изображения негриц в тюрбанах – это оно, та ткань, про которую я говорю.

Из Мексики я привезла ипиль или уипиль. Это платье, традиционное для индейцев майя. Прямоугольное, сделанное на женщин с плохой фигурой. Женщинам с хорошей фигурой сложно найти себе уипиль, потому что они в нем как в пододеяльнике выглядят обычно. Я купила себе уипиль на двенадцатилетнюю девочку, поэтому он на мне очень порнографично смотрится. Уипиль – это белый отрез ткани прямоугольный, который у груди имеет квадратный вырез расшитый, и по нижнему краю расшит. И также по рукавам иногда пущен какой-нибудь узор. Это традиционная одежда индейцев майя, и она от деревни к деревне разнится – разная цветовая гамма. Оно белое всегда, но то, какие цветы вышиты, различает деревни между собой. Вот такой уипель у меня есть, его можно купить в Мексике. Особенно если вы похожи на тумбу, то очень вам пойдет.  Есть страны, где вся индустрия моды заточена под тумбообразных женщин. То же самое в Гватемале.

Цитата, Мария ОленеваЭто самое интересное – национальную одежду покупать. У меня есть всякие индусские штаны отвисшие, прикольные. Их нельзя назвать напрямую выражением прикладного искусства, но в целом они, мне кажется, передают дух, идею.

В Намибии много классных браслетов. В Южной Африке очень много всего, но тоже сложно отличить традиции от чего-то такого, что в последние пару лет популярно. Все-таки я не этнограф, и не всегда развесистую клюкву можно определить по первому взгляду. Часть вещей – ты видишь, что это сделанная в Китае ерунда, которой никогда в Африке не было, но она везде продается. А часть вещей – смотришь, и не понимаешь: правда ли это какой-то этно-сувенир?

В Зимбабве очень интересные были рынки, но там продавались в основном какие-то мелкие вещи: браслетики, украшеньица, побрякушки – что-то такое маленькое.

В Мексике есть очень и интересная керамика, называется талавера. Это могут быть как керамические кувшины-горшки-кружки-посуда, так и, например, раковины в стиле талавера. На наши изразцы немного похоже, только другое. Сложно описать словами. Керамику из Мексики можно привезти такую интересную, расписанную.

Талавера

Из Перу шапки люди везут. Из альпаки шапки стоят какие-то смешные деньги, копейки, а в России такие же стоят значительно дороже.

Екатерина: Там достаточно холодно для того, чтобы шапки носить?

Мария: Перу – это горная страна, там достаточно холодно бывает в горах, да. На побережье – нет, а когда в горы поднимаешься – можно померзнуть. Что еще везут… Из Уругвая я привезла калебас. Это кувшин для питья чая мате, но его можно и в Москве сейчас уже купить. Экзотические сувениры вполне могут быть и в Москве, если задаться целью их найти.

В США можно найти прикольные лоскутные одеяла у всяких диких людей типа сектантов, мормонов всяких, амишей. Они правда стоят, эти одеяла… Моя бабушка за такие деньги согласилась бы, наверное, в рабство уйти, сколько одно одеяло стоит. Но, впрочем, и одеял она не шила. (Смеется).

Екатерина: Спасибо! Удачного путешествия в Югославию!

Мария: Спасибо!