Art-туризм. Интервью с путешественницей Марией Оленевой. Часть 2
На модерации
Отложенный
Екатерина: Так как ты сама занимаешься живописью, ты берешь с собой, наверное, краски в путешествия? Много ли рисуешь в поездках?
Мария: Я чаще всего беру с собой скетчбук и карандашик или мягкий материал. Акварель я брала один раз. Или дважды. И у меня не было всё-таки времени и возможностей (в силу того, что я путешествую автостопом) придаться акварели в полной мере. С мягкими материалами у меня всё довольно хорошо. С ними легче всего: графит, сангина. Такого плана штуки мне нравятся гораздо больше в путешествии, чем краски. В виду того, что они не занимают совершенно место, и ими можно рисовать на довольно большом количестве разных материалов. То есть, можно взять, не знаю, картон или бумагу, и не нужно брать холст или что-то специальное. И, конечно, скетчи – то есть, карандаш, всегда с собой блокнотик для эскизов, ластик, точилка.
На самом деле, сильно зависит то, насколько успевается рисовать, от маршрута и сути путешествия. В Америке, например, я довольно много рисовала. Просто из-за того, что путешествовала там не очень быстро, и часто возникали ситуации, когда я чего-то ждала. Соответственно, ожидание позволяет порисовать. А когда я еду куда-то, где нужно быстро двигаться и много всего за какое-то короткое время проходить… Вообще мне хотелось бы рисовать больше в поездках, мне нравится!
Екатерина: Как ты думаешь, какие места, в которых ты была, могут быть интересны для художника с точки зрения живописности?
Мария: Я бы, наверное, брала бы что-нибудь не банальное, потому что если сказать “юг Франции”… Все понимают, что на юге Франции очень много чего можно нарисовать красивого. Можно было бы Эфиопию порисовать, например. Единственное – что это такая страна, куда человеку, который никогда не был заграницей, я вообще не советовала бы ехать. Если человек уже стреляный воробей, побывал в десятке стран, то она интересна в плане людей. Там очень колоритные люди, очень колоритные улицы и дома. Там ощущение, что ты попадаешь во времена Иисуса Христа, две тысячи лет назад… Там так всё выглядит.
Кому нравится природа, наверное, было бы очень прикольно пожить где-нибудь в лоджах, если есть деньги. Это, правда, дорого. В Кении, в Уганде, на севере Танзании в зоне национальных парков. И порисовать африканскую природу дикую, зверей порисовать можно. Львы – они очень ленивые твари, они все время спят, их очень легко нарисовать сонными.
Еще Мексика. Ну вообще везде, практически во всех тропических странах или околотропических есть очень много натуры. И еще во всех странах, где есть горы. А если страна и тропическая и горная – то там точно будет ситуация полной победы!
Бирма очень колоритная страна, в городе Паган я видела толпы художников. Не знаю, насколько они были арт-туристами. Всем, наверное, легко представить Грецию, Италию, Францию, Ирландию. А из нетуристических прикольных мест – Бирма. В Пагане прекрасные виды – пагоды на рассвете, пагоды на реке, про которые писал в “По дороге в Мандалай” Киплинг.
Екатерина: Здорово! Хотела бы я тоже порисовать в Бирме! Тогда вопрос по экзотическим странам. В Африке, Латинской Америке интересно обстоят дела с народными, декоративно-прикладными видами творчества. Что там запомнилось больше всего?
Мария: В восточной Африке есть род искусства, который называется тинга-тинга. Это похоже на чунга-чанга! (Смеется). Это такие мультипликационные звери очень смешные, очень своеобразные. Они похожи на то, что человек съел кактус (галлюциногенный, конечно), хотя не водятся кактусы в юго-восточной Африке. Тинга-тинга и всё, что с ней связано – это прикольно, есть большие рынки, которые продают тингу-тингу. Это очень специфическое, на любителя – людям, которым нравится модерн в широком смысле этого слова. Кому классическое искусство нравится, классические ремесла – странно будет. Потому что тинга-тинга кислотно выглядит, довольно современно. Несмотря на то, что это традиционное искусство стран восточной Африки.
В Мексике интересны мурали. Это не то, чтобы купить и привезти, это именно пофоткать. Это стены огромные, расписанные в стиле а-ля соцреализм. Не знаю, как правильно назвать, но мне кажется, что это именно соцреализм и есть.
Огромное количество картин в стиле Маяковского, кому он нравится. Это прямо поэзия Маяковского, только в красках на стенках.
В Африке прикладное искусство во многом заточено под вкусы туристов, оно именно как форма самовыражения очень мало сохранилось. В основном прикладное искусство (слово “прикладное” там подчеркнуто пять раз) – прикладное в том плане, что его можно продать. Это такой набор штампов, который копируется африканскими племенами с целью продать. И более того, в половине случаев это вообще товары, из Китая привезенные, которые сделаны в форме носорогов. Тебе какая-нибудь бабка в деревне этого носорога продает, ты его покупаешь за десять долларов, думаешь, что она всю ночь его вырезала. А там “Made in China” написано на обратной стороне!
Екатерина: А в каких-то совсем глухих местах?
Мария: Ну в глухих местах нельзя сказать, чтобы было много сувениров или каких-то таких вещей. Можно просто одежду национальную, например, покупать. Я хожу в юбке — канге, могу показать. Совсем народным ремеслом ее не назовешь, потому что они всё-таки фабричного производства. Но это что-то очень популярное в народе и показывающее африканские идеи. Целые улицы есть в восточной Африке, посвященные продаже вот этой ткани для канги. Покупается отрез ткани, она разрезается на две части, из одной части делается юбка, из другой – тюрбан. Наверняка видели фотографии или изображения негриц в тюрбанах – это оно, та ткань, про которую я говорю.
Из Мексики я привезла ипиль или уипиль. Это платье, традиционное для индейцев майя. Прямоугольное, сделанное на женщин с плохой фигурой. Женщинам с хорошей фигурой сложно найти себе уипиль, потому что они в нем как в пододеяльнике выглядят обычно. Я купила себе уипиль на двенадцатилетнюю девочку, поэтому он на мне очень порнографично смотрится. Уипиль – это белый отрез ткани прямоугольный, который у груди имеет квадратный вырез расшитый, и по нижнему краю расшит. И также по рукавам иногда пущен какой-нибудь узор. Это традиционная одежда индейцев майя, и она от деревни к деревне разнится – разная цветовая гамма. Оно белое всегда, но то, какие цветы вышиты, различает деревни между собой. Вот такой уипель у меня есть, его можно купить в Мексике. Особенно если вы похожи на тумбу, то очень вам пойдет. Есть страны, где вся индустрия моды заточена под тумбообразных женщин. То же самое в Гватемале.
Это самое интересное – национальную одежду покупать. У меня есть всякие индусские штаны отвисшие, прикольные. Их нельзя назвать напрямую выражением прикладного искусства, но в целом они, мне кажется, передают дух, идею.
В Намибии много классных браслетов. В Южной Африке очень много всего, но тоже сложно отличить традиции от чего-то такого, что в последние пару лет популярно. Все-таки я не этнограф, и не всегда развесистую клюкву можно определить по первому взгляду. Часть вещей – ты видишь, что это сделанная в Китае ерунда, которой никогда в Африке не было, но она везде продается. А часть вещей – смотришь, и не понимаешь: правда ли это какой-то этно-сувенир?
В Зимбабве очень интересные были рынки, но там продавались в основном какие-то мелкие вещи: браслетики, украшеньица, побрякушки – что-то такое маленькое.
В Мексике есть очень и интересная керамика, называется талавера. Это могут быть как керамические кувшины-горшки-кружки-посуда, так и, например, раковины в стиле талавера. На наши изразцы немного похоже, только другое. Сложно описать словами. Керамику из Мексики можно привезти такую интересную, расписанную.
Из Перу шапки люди везут. Из альпаки шапки стоят какие-то смешные деньги, копейки, а в России такие же стоят значительно дороже.
Екатерина: Там достаточно холодно для того, чтобы шапки носить?
Мария: Перу – это горная страна, там достаточно холодно бывает в горах, да. На побережье – нет, а когда в горы поднимаешься – можно померзнуть. Что еще везут… Из Уругвая я привезла калебас. Это кувшин для питья чая мате, но его можно и в Москве сейчас уже купить. Экзотические сувениры вполне могут быть и в Москве, если задаться целью их найти.
В США можно найти прикольные лоскутные одеяла у всяких диких людей типа сектантов, мормонов всяких, амишей. Они правда стоят, эти одеяла… Моя бабушка за такие деньги согласилась бы, наверное, в рабство уйти, сколько одно одеяло стоит. Но, впрочем, и одеял она не шила. (Смеется).
Екатерина: Спасибо! Удачного путешествия в Югославию!
Мария: Спасибо!
Комментарии
"Диких людей... мормонов всяких"...
Да, понятия зашкаливают...
"Дикие мормоны" создали на абсолютно бесплодной пустынной земле экономически крепкий штат Юта и город Солт-Лэйк-Сити, столицу зимней Олимпиады.
Чем же жители штата Юта, среди которых более 60% мормонов, "дикие"? Тем, что более 90% жителей штата относятся к белой расе? Или по какому другому признаку? Кто знает?
Достаточно часов или фотоаппарата, чтобы головы лишили.