До революции русский флот господствовал на Черном море

В ноябре 1914 года русская эскадра из 5 броненосцев, 2 крейсеров и 13 эсминцев двигалась к турецким берегам с задачей обстрела турецкого порта Трапезунд. Задачу выполнили и возвращались обратно, внезапно из тумана вынырнули 2 зловещих силуэта: новейшие немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау», действовавшие под турецким флагом.

Плохая видимость определила исключительно малую дистанцию боя — всего 40 кабельтов (около 7 километров). Русские открыли огонь первыми. С такой дистанции промахнуться было трудно, и первый же двухорудийный залп «Евстафия» принес попадание в третий 150-мм каземат левого борта «Гебена». Однако туман и активное маневрирование немецких кораблей помешали добиться новых попаданий. Германский крейсер начал стрелять примерно на минуту позже, его первый залп лег перелетом, но дальше начались попадания. Всего «Евстафий» получил три немецких снаряда, от разрывов которых погибли 33 человека и 25 были ранены. Через месяц «Гебен» снова вышел в море, но 26 декабря подорвался на двух русских минах и с большим трудом вернулся на базу, где ремонтировался до апреля 1915 года.

27 апреля 1915г. русская эскадра в составе 2-х групп кораблей  направилась к Босфору для обстрела береговых укреплений. Пользуясь преимуществом в скорости "Гебена" его командир Р.Аккерман решил атаковать  дредноуты "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав". Началась ожесточенная артиллерийская дуэль на значительной дистанции. Ход боя переломило появление  российского броненосца «Пантелеймон». Старший артиллерийский офицер «Пантелеймона» лейтенант В.Г. Мальчиковский вторым залпом с дистанции более 100 кабельтовых накрыл «Гебен», добившись попадания в среднюю часть корпуса. Снаряд разорвался у нижней кромки брони главного пояса, вызвал затопление бортового коридора и вывел из строя 150-мм орудие.  Вскоре «Гебен» получил еще два подпадания 305-мм снарядами, вызвавших значительные разрушения. Немецкий командир  приказал резко отвернуть в сторону, "Гебен" увеличил скорость и удрал в Босфор, как обычно.

8 января 1916г. во время очередного выхода "Гебен" столкнулся с новым русским линкором «Императрица Екатерина Великая», построенном в Николаеве. Пять залпов «Гёбена», выпущенные с максимальной дистанции, легли с недолётами. Крейсер начал отход, постепенно увеличивая дистанцию. Русский линкор развил максимальную скорость и продолжал преследование ещё 30 минут ведя огонь из 305-мм орудий: последние залпы были сделаны с дистанции 22,5 км. «Гёбен» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор.

Русский флот до конца войны запер немецкие крейсера в крошечном Мраморном море.

Уйти в Средиземное море они не могли, так как пролив Дарданеллы был надежно блокирован союзниками. До конца Первой мировой войны русский флот фактически контролировал обстановку на Черном море, осуществляя регулярные обстрелы турецких портов, препятствуя перевозкам угля и сухопутных сил по морю. Блокада Черноморским флотом угольного района и Босфора оставила немцев и турок практически без топлива.

На сухопутном Кавказском фронте дела шли также успешно. В 1916г. началось общее наступление русской армии: в феврале был взят ключевой для региона восточной Турции город-крепость Эрзерум. Позже русские войска провели успешные десантные операции на побережье Анатолии: в Ризе (март 1916) и Трабзоне (апрель). К августу 1916 восточная часть Анатолии была занята русской армией.

После октябрьского 1917 переворота Россия вышла из Первой Мировой войны, чтобы вступить в войну Гражданскую. В 1918г. «Гебен» безнаказанно действовал в Черном море, поскольку противника там уже не было. Русский флот был частью затоплен большевиками по условиям Брестского мирного договора, а частью просто небоеспособен. Немецкий крейсер спокойно заходил в Севастополь, Одессу, Новороссийск, из последнего немцы увели немало российских судов.

2 мая 1918 г. немецкий линейный крейсер "Гебен" вместе с легким крейсе­ром "Гамидие" вошел в гавань оккупированного немецкими войсками Севастополя, где почти все русские корабли были покинуты своими экипажа­ми. Они были взяты под охрану немцами.

 

Русский линкор "Императрица Екатерина Великая": 12 305-мм орудий в 4-х башнях. Затоплен по приказу Ленина в гавани Новороссийска. 18 июня 1918 года три взорвавшиеся у борта "Императрицы Екатерины Великой" торпеды эсминца "Керчь" ни в чем не изменили положение корабля и только от четвертой, вызвавшей взрыв погребов между второй и третьей башнями, в обоих бортах образовалась сплошная брешь. Линкор начал крениться и через 3 минуты 42 секунды опрокинулся. Продержавшись вверх днищем еще 37 минут (из всех кингстонов били высокие фонтаны воды) корабль затонул на глубине 40 м.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/SMS_Goeben_(1911)

http://military.sevstudio.com/boi-s-gebenom/

http://flot.sevastopol.info/ship/linkor/impekaterinvel.htm