Головокружение от успехов, или «Тревога» в российской армии

Мы настолько привыкли, что наша армия сильна, что почти не замечаем, точнее, не желаем замечать того, что над ВС России появились пока легкие "облака", которые грозят превратиться в грозовые тучи.

Мы с удовольствием говорим и пишем о наших самолетах, которые как минимум не уступают западным. Мы "мусолим" Армату и её производные, сравнивая с лучшими образцами западных армий. Мы рассуждаем о преимуществах новых ракет и комплексов.

И в это время, прямо сегодня, то там, то сям звучат различные заявления правительственных чиновников, армейского начальства о переносе сроков поставки вооружения на некоторое время, скажем так. Об отложенных спусках кораблей на воду. О корректировке сроков поставки в войска чего-либо.

Так в чем дело? Почему так происходит? Ведь совсем недавно все чиновники, включая президента и премьера, дружно говорили о выполнении оборонного заказа, как о деле чуть ли не чести для России. Многие помнят апрельское заявление Путина о безусловном выполнении госзаказа? А многие способны точно сказать, насколько он выполнен и выполнен ли вообще?

Всё дело в том, что в бюджете не оказалось необходимых средств! Кризис, который мы "успешно преодолеваем", все-таки достал нас своими когтями. Мы много говорили о том, что санкции вредят Европе и США, а нам вроде как на пользу идут. Развиваем, увеличиваем выпуск, завоевываем рынки...

В любой аналитической программе нашего ТВ можно услышать полный набор таких высказываний. Поддержка президента и реальные успехи наших военнослужащих в Сирии вселили в нас надежду, что всё исполнится. Правительство найдет деньги и нам, и армии.

Промышленность начнет работать не только хорошо, но и быстро и дешево.

Новые идеи разработчиков будут реализованы в кратчайшие сроки. Решение премьера Медведева о корректировке ГОЗа на 2016 год, подписанное 5 сентября, всего лишь первый звонок. Понятно, что конкретных данных по этому вопросу сегодня нет. Единственное, что можно предположить, предприятия оборонки не получат некоторой части обещанных средств. А это, в свою очередь, означает, что рушатся планы ГОЗа на следующий год.

Снежный ком корректировок будет обрастать подробностями постепенно. И вот уже не скрывая, что, впрочем, делает ему честь, уже сам Путин говорит о том, что к 2018 году наша армия будет перевооружена на 70%, и госзаказ будет уменьшен. И говорит о том, что замещать места оборонного заказа надо, но не кастрюлями и сковородками. С одной стороны, кто предупрежден, тот вооружен.

А с другой? Сложно предугадать, чем займутся предприятия, чудом вытащенные из долговых ям. И куда денутся рабочие, которые окажутся в один момент лишними? Хотя один сценарий мы уже прошли. Правда, некоторая конкретика уже "проклюнулась".

Знаменитую "Армату" Министерство обороны планировало сделать основным танком уже к 2020 году. С этой целью предполагалась закупка более 2000 таких машин для воинских частей. По данным производителей танков, был заказ аж на 2300 машин. Однако совсем недавно на сайте Министерства обороны появилась совсем другая цифра: за 2017-19 годы планируется закупить до 70 "Армат".

Естественно, причины изменения заказа не называются. Думаю, через какое-то время будут озвучены версии о каких-то недоработках, о модернизации уже имеющегося, ещё какие-то.

На самом деле, причина банальна. Военный бюджет урезают и будут урезать. Все логично, ибо не возьмешь ты с полки денег, если их туда не клал. Так говорят в народе. Ещё запутаннее выглядит ситуация с ВМФ. Необходимость модернизации флота России видят даже слепые. Корабли, как и люди, стареют, теряют ударную мощь, превращаются в уважаемых ветеранов.

А нужны воины. И этих "воинов" нужно строить. Строить много. Советское наследие уже не может гарантировать достойного ответа агрессору. С 2007 года строительство вроде бы началось. Ракетные катера, малые суда и даже подводные крейсера стали выходить из доков на испытания. На верфях закладывались новые крейсера, фрегаты. Возрождение началось.

Первым "тормозом" стала наша излишняя вера в "любовь и дружбу братских народов". Когда строительство было остановлено украинской стороной. Украинские двигатели перестали нам поставляться. На самом деле, вопрос о постановке на боевую технику и вооружение "своих" комплектующих остро встал ещё в прошлом веке. И в СССР его успешно решили. А в России отложили "на потом".

Потом начался "камнепад" заявлений военных и правительственных чиновников о сокращениях в нуждах флота. Напомню читателям, БДК проекта 11711. Большой десантный корабль, который должен был заменить советские БДК.

В 2004 году было заявлено о необходимости 6 таких кораблей для ВМФ. Потом проект решили пересмотреть. Сегодня мы видим два корабля. Два вместо шести. Проект решено закрыть. "Иван Грен" и "Петр Моргунов" — вот всё, что будет передано флоту после испытаний. Можно бесконечно говорить о подводном флоте.

О новых ракетных крейсерах. Но и они, увы, в большинстве своем остаются только в проектах. Строительство кораблей такого класса очень дорогое удовольствие. И значит, пока неподъемное. Даже ракетные войска стратегического назначения не получат всего того, что обещано. Хотя, во все времена приоритет был всегда именно за этими войсками. Нет, "Ярсы" и подобные системы будут поставляться.

А вот системы стационарного базирования "Сармат" вернее всего по первоначальному плану разместить не получится. Напомню, отслужившие свой срок и уже устаревшие "Воеводы" (известные большинству под натовской "кличкой" "Сатана") планировалось заменить на "Сарматы" уже к 2020 году.

Сегодня понятно, что эти планы не выполнимы. Уже сегодня. В лучшем случае, такая замена будет проведена в 2021 году. Или несколько позже. Так где же выход из создавшейся ситуации? И есть ли он вообще? Утверждаю — есть. И выход в том, чтобы использовать сегодня те наработки, которые есть и уже опробованы в боях. Когда командующий ВДВ заявил о создании танковых рот и рот на БМП в подчиненных ему частях о каких машинах он говорил? А он говорил о танках Т-72Б3 и БМП-2.

Надеюсь, никто не упрекнет генерала Шаманова в глупости и нежелании иметь у себя самое мощное и современное вооружение? Так почему именно эти машины? Да просто потому, что и танк, и боевая машина имеют огромный потенциал для модернизации. И в ближайшие десятилетия этот потенциал будет использован. А массовое серийное производство удешевило эту технику до предела. А длительная эксплуатация в войсках практически выявила все "минусы" этих машин.

Модернизация Т-72 до уровня Т-72Б3 обходится чуть более 50 млн. рублей. Говоря другими словами, за одну "Армату" мы можем получить сразу несколько Т-72Б3. Естественно, более желателен был бы Т-90, но и он "кусается" по стоимости. Точно такая же ситуация и со знаменитым комплексом Т-50. Самолет готов. Более того, он запущен в серию. И по планам должен стать основным.

В наших планах это "громадьё" выглядело внушительно. Уже в 2020 году мы должны были иметь 60 истребителей в войсках. А в дальнейшем их производство должно было нарастать. В реальности получилось примерно так же, как с "Арматой". Хотели сеть на "шпагат", но брюки мешают... Хорошо, если в 2020 году мы будем иметь полк таких машин. Но есть же у нас вполне боеспособный, даже в соревновании с американскими F-22 и F-35, Су-30МК. И, по утверждению конструкторов, потенциал этих машин далеко не исчерпан.

И что в итоге? А в итоге мы видим знаменитые "полстакана воды". Часть читателей сейчас горестно вздыхает. Армия в "загоне". Другая часть размышляет о том, сможет ли российская армия в том виде, в котором мы её имеем, реально противостоять противнику. Третья часть радостно хихикает. Провалили модернизацию. Неумехи.

А мы говорили... Я не зря назвал статью по-сталински.

Это не мания величия и не желание покрасоваться знанием работ "вождя народов". Мы действительно маленько "закружились". Всё и сразу не получилось. Я вообще считаю, что правильное движение — это ходьба, бег. Но не "лягушачьи" прыжки. Движение должно быть равномерным и в одном направлении. Потому модернизация армии должна продолжаться. Продолжаться, несмотря ни на что. Но не надрывая пупка.

Говорить о нашем оружии и боевой технике как о хламе, я бы поостерегся. Особенно после того, что показала эта техника в сирийских боях. Точно так же говорить о превосходстве западных армий в каких-то компонентах тоже. Да, если рассматривать армию как мир, всегда найдется "брешь". Но эта брешь всегда "затыкается" чем-то другим. Головокружение быстро проходит, если выйти из центрифуги или лопинга. Если, конечно, у вас правильно работает вестибулярный аппарат.

Думаю, в нашем Министерстве обороны служат здоровые люди. И еще один момент. То, что у нас не просто воруют дорвавшиеся до такой возможности чиновники, никому объяснять не надо. Интернет и телевизор редкий день не сообщают об очередном «залетевшем».

Тех, у кого «закружилась голова от успехов», надо останавливать. Методами того человека, кого я процитировал. Жестко и надолго. Взять того же Захарченко. 9 миллиардов рублей — это много. Т-90, например, сегодня стоит ориентировочно 120 миллионов рублей. То есть у скота в образе человеческом лежало в ухоронках 75 танков. Два батальона. Неплохо… И это у одного из заместителей…

А если еще по родне поискать, то уверен, можно было бы и на бригаду наскрести легко и непринужденно. «Эффективные манагеры» нашего времени показали, что эффективно они могут только воровать. Из того самого бюджета, из того самого ГОЗа.

Надо реально менять ситуацию в корне. И драть этот корень с хрустом и треском по образцу и подобию 37 года.

С конфискацией всего, что только можно.

Только тогда Гособоронзаказ будет выполняться в срок и без проблем. А президенту не придется изворачиваться, рассказывая о 70 процентах, достаточных для того, чтобы мы себя чувствовали спокойно. Не так ли?

Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов

Кому война, кому мать родна! Экономические вампиры, высосали из страны в семь раз больше, чем всегда. https://stat.newsland.com/community/politic/content/komu-voina-komu-mat-rodna-ekonomicheskie-vampiry-vysosali-iz-strany-v-sem-raz-bolshe-chem-vsegda/5443496

Пожиратели процента на дикой измене https://stat.newsland.com/community/politic/content/pozhirateli-protsenta-na-beshenoi-izmene/5442193

Российские предприятия становятся банкротами с ужасающей скоростью https://stat.newsland.com/community/politic/content/rossiiskie-predpriiatiia-stanoviatsia-bankrotami-s-uzhasaiushchei-skorostiu/5438781

Вместо создания рабочих мест, ограбление нищих. https://stat.newsland.com/community/politic/content/vmesto-sozdaniia-rabochikh-mest-ograblenie-nishchikh/5436215

Число безработных в России превысило 4 млн человек https://stat.newsland.com/community/politic/content/chislo-bezrabotnykh-v-rossii-prevysilo-4-mln-chelovek/5434892

сердючина ты, простофиля. https://stat.newsland.com/user/4100866290/content/serdiuchina-ty-prostofilia/5434880

Мины Сердюкова продолжают взрываться

Кадровый погром военных «реформ» долго будет аукаться нашей армии. Военным комиссариатам 26 регионов России добавили головной боли. В эти заведения прибывают выездные группы кадровиков Восточного военного округа (ВВО) для того, чтобы попытаться вернуть на военную службу хотя бы часть молодых офицеров, выгнанных взашей из армейских рядов по организационно-штатным мероприятиям в период так называемой «сердюковской реформы» Вооруженных сил.

Вот строки из официального документа Счетной палаты России, опубликованного в 2014 году. При штатной численности в 1 миллион человек, «по состоянию на 1 января 2013 года списочная численность военнослужащих (ВС РФ) составила 766,055 тысячи человек, на 10594 воинских должностях содержался гражданский персонал». Некомплект армии к тому времени — практически четверть!

Сотни тысяч уволенных из армии — это было бы полбеды, если бы одновременно Сердюков не загубил и систему военного образования. Речь даже не о том, что множество военно-учебных заведений России было попросту расформировано. Что-то у нас все же ведь осталось? И, казалось бы, сегодня армия могла бы потихоньку затыкать вакансии хотя бы выходящими оттуда лейтенантами.

Так ведь и этого не получается. Потому что сегодня без слез пересчитывать выпускников военных училищ, институтов и академий невозможно. Тут арифметика тоже проста, как казарменная табуретка. Юноша, пожелавший носить офицерские погоны, на лейтенанта обычно учится пять лет.

Стало быть, те, кто придет в армию взводным в следующем году, должны были стать «абитурой» в 2012-м. Но в тот год в военно-учебные заведения России было набрано всего около 8 тысяч человек. Однако это еще хорошо для тех смутных времен. Потому что в 2010 году по требованию тогдашнего министра обороны набора в курсанты в России не было вообще. А значит — некого оказалось производить в офицеры в 2015-м.

В 2011-м набрали всего 1160 ребят. Это на миллионную-то по штату армию! Но тут время того «эффективного менеджера» в кресле министра обороны истекло, и положение с военными кадрами стало круто меняться. Одним из первых решений Сергея Шойгу на новой должности было резкое увеличение набора курсантов в военно-учебные заведения с 2013 года.

В высшие учебные заведения ВМФ — сразу в пять раз, в Военную академию Ракетных войск стратегического назначения — в 15 раз, в вузы войск Воздушно-космической обороны в 20 раз. Только пусть этот водопад цифр вас не вводит в заблуждение. Надо учитывать от каких базовых показателей начинался отсчет. Скажем, курсантов-сухопутчиков в тот год набрали в три раза больше, чем в последний «сердюковский» год.

Но это составило всего 3 тысячи человек. Крохи, если взглянуть на нынешние кадровые прорехи. Но самое главное: подавляющее большинство ставших в 2013-м курсантами, офицерские погоны получат в 2018 году. А кому править службу в полках и на кораблях до того времени? В Восточном военном округе по решению его командующего лихорадочно ищут ответ на этот вопрос.

Потенциальным кандидатам сулят, конечно, золотые горы, невиданное в российской провинции стабильное жалование, блестящие перспективы. Но знающие толк в службе мужики, выходит, чешут в затылках и не строятся в очереди у дверей военкоматов.

Почему? Полагаю, потому, что бульдозер тех «реформ» их жизни однажды уже переехал по живому. Карьеры, мечты, надежды, жизненные планы — все полетело коту под хвост. И чтобы пережившие такой удар судьбы снова поверили Министерству обороны — ох, ребята, это ж как надо стараться.