Статистики готовы к фальсификациям в переписи
Перепись населения России вызвала яростные споры как о целесообразности мероприятия, так и об обоснованности расходов на нее. Руководитель «Петростата» Олег Никифоров на удивление откровенно ответил «Росбалту» на «критику снизу».
Аргументы критиков «Переписи-2010» сводятся к трем серьезным замечаниям. Во-первых, переписчики опрашивают далеко не всех граждан, поэтому о полноте обследования населения страны говорить не приходится. Больше того, в «Росбалт» поступает информация о том, что студенты, нанятые переписчиками, халатно относятся к своим обязанностям и вместо реальных опросов в лучшем случае оставляют в почтовых ящиках приглашения зайти на переписной участок, а в худшем — заполняют бланки выдуманной информацией.
Как рассказал «Росбалту» один из участников акции, попросивший не называть его имени, «приблизительно половина переписанных в крупных городах — переписаны по домовым книгам. Реальных сведений там нет. При этом те, кто живет не по месту прописки, переписываются дважды — переписчикам указывают писать по домовым книгам тех, кого не удалось переписать иначе. Переписчики же добавляют от себя сведения о гражданах, стараясь заполнить все графы типового бланка».
Второе замечание касается самой процедуры проведения переписи. В XXI веке, который назван веком информационных технологий, заставлять сотни тысяч переписчиков пешком обходить миллионы квартир и домов и заполнять бумажные бланки – выглядит анахронизмом. Критики также напоминают, что еще в 2008 году правительством России была анонсирована государственная программа «Электронное правительство», которая к 2010 году должна была уже заработать и обеспечить «Росстат» достоверной и полной информацией о каждом жителе страны.
Третье существенное замечание – непрозрачность расходов на перепись, сумма которых, по некоторым данным, превысила 17 млрд рублей. Критики утверждают, что половина этой суммы досталась дружественным чиновникам рекламным компаниям, а не переписчикам, вознаграждение которых оказалось смехотворным.
Руководитель «Петростата» Олег Никифоров согласился ответить «Росбалту» на самые резкие вопросы по поводу переписи.
- Критики говорят о недостоверности и неполноте результатов, получаемых переписчиками. Какой смысл записывать шутки вроде «национальность – эльф»?
- Журналисты и пользователи Интернета раздувают проблему. В действительности люди отвечают честно и полно, а что касается эльфов и прочей нечисти, то по результатам переписи 2002 года могу сказать, что на 145 млн нормальных ответов таких шутников набралось всего 45 тысяч. Это совершенно несерьезное отклонение от нормы, которое мы учитываем при обработке результатов, и мы не ожидаем значительного увеличения числа шутников в 2010 году.
- Россияне жалуются, что переписчики халатно относятся к своей работе, переписаны далеко не все граждане страны. Как же вы будете работать с этой неполной и недостоверной информацией?
- Мы готовились к этой переписи три года, анализируя данные паспортных столов и планируя участки для работы каждого переписчика. Переписчики выходят в район, зная, с каким количеством граждан им придется общаться, и если не удается опросить всех, информация позже дополняется данными из других источников. Должен признать, что в городах, действительно, сильны протестные настроения, в некоторых поселениях до половины горожан отказываются участвовать в переписи. В сельской местности ситуация иная. Но критики не должны забывать, что мы используем надежные математические модели, позволяющие экстраполировать полученные результаты на весь массив населения, поэтому аналитика, основанная на результатах переписи, будет вполне адекватной реальной ситуации.
Законы больших чисел так просто не обмануть, поэтому фальсифицировать данные просто не получится.
- Почему бы «Росстату» не воспользоваться огромными и уже оцифрованными массивами данных из загсов, пенсионного фонда, паспортных столов, налоговой службы? Ведь эти данные являются намного более достоверными и полными, чем то, что рассказывают про себя граждане.
- Вы говорите про целевые регистры, у которых свои, специфические цели. Полной картины про конкретного человека эти базы данных не дают. Кроме того, они крайне инерционны – зачастую информация о смерти человека идет до базы почти год. Еще важно, что перепись изучает каждого человека по 25 позициям, а в названных вами базах содержится всего две-три позиции. Что касается электронных данных, то обратите внимание – даже в США при проведении переписи пользуются бумажными бланками, а опросы в Интернете используются для менее масштабных проектов.
- Переписчики практически не мотивированы, им платят смешные суммы, а студенты жалуются, что их заставляют работать переписчиками вместо учебного процесса. Это правда?
- Участие студентов в переписи не является самодеятельностью «Росстата». Три года назад между министерством образования и «Росстатом» было заключено специальное соглашение, согласно которому для участия в переписи были отобраны гуманитарные вузы, студенты которых участвовали в переписи в качестве производственной практики. Замечу, что технические вузы в этой акции не участвовали, поскольку для них это непрофильное мероприятие. А для гуманитариев изучение демографии, социальных технологий и тому подобных вещей является частью учебного процесса, так что отказ от него равнозначен отказу от обучения.
- Оппозиция очень резко выступила против переписи – ваш офис в Петербурге на улице Грота даже недавно пикетировали. В Интернете тоже полно нелестных мнений про перепись.
- Я готов согласиться с необходимостью наличия в стране даже самой непримиримой, самой деструктивной оппозиции – это нормально для демократической страны. Но поддержка таких политиков среди всего населения в действительности крайне мала – выборка мнений в Интернете не является репрезентативной, потому что Интернет есть в России далеко не у каждого. Я сейчас читаю в Сети нелепые рассказы про неграмотных переписчиков или про тотальные фальсификации опросов и как профессионал понимаю, что это вымысел, призванный привлечь пользователей Сети к фигуре рассказчика или его политическим воззрениям.
- Сегодня разразился скандал с заявлением челябинского мэра – он заявил, что будут составлены «черные списки» из граждан, отказавшихся участвовать в переписи, и что затем эти граждане будут наказаны.
- Это, конечно, глупости – никаких «черных списков» и наказаний не будет, потому что это все абсолютно незаконно. Думаю, чиновник слишком эмоционально переживает за мероприятие. Но сама идея обязательности участия в переписи не нова – мы даже выходили в Госдуму с таким предложением, но нас не поддержали. Хотя, к примеру, в Турции участие в переписи обязательно – в стране на сутки объявляется комендантский час, граждане обязаны сидеть дома и ждать, когда их перепишут. Возможно, и наш парламент однажды вернется к идее сделать перепись обязательной для всех – тогда, по крайней мере, у критиков нынешней процедуры не останется аргументов «против».
Комментарии