Белорусская "рыбка"
На модерации
Отложенный
Если собака кусает собственный хвост, это не является признаком его самокритичности. Это значит, что блохи пожирают его. (Хямби-кант Муслим)
На завершившейся неделе в интервью российскому информационному агентству ТАСС Александр Лукашенко буквально в нескольких фразах попытался оценить сегодняшнее состояние российско-белорусских отношений. Стоит отметить, что президент РБ всегда весьма тонко ощущает определённую натянутость в контактах с российским руководством и, учитывая последствия очередного «подмораживания» с Россией, всегда использовал возможность обратиться к российской общественности напрямую.
Чаще всего, такого рода «послания» от лица официального Минска используются для того, чтобы «перевести стрелки» ответственности за очередные межгосударственные «проблемы» на Москву. Однако, в современных условиях, когда с одной стороны, публичного белорусско-российского скандала нет, а с другой -- грубый «наезд» на Кремль в сегодняшней России бесперспективен, то А. Лукашенко был вынужден взять «часть» вины за стагнацию между Москвой и Минском на себя: ««Мы, наверное, в чем-то не понимали Россию. Россия хваталась то за газовую, то за нефтяную трубу, то не пропускала наши товары. Мы где-то, наверное, себя не совсем правильно вели, хотя старались «старшего брата» не обижать и не злить — это тоже правда» http://naviny.by/new/20160906/1473170453-lukashenko-ob-otnosheniyah-s-rossiey-staralis-starshego-brata-ne-obizhat-i.
Но что интересно. Дело в том, что, как всегда, белорусское руководство пиарит себя минимум на два, а то и три «фронта» одновременно. Понятно, что выше приведенное заявление рассчитано исключительно на Россию, а если точнее, на российское руководство. И только там слова А. Лукашенко о том, что «Мы где-то, наверное, себя не совсем правильно вели» и должны были быть услышаны.
На внутриполитическом поле, в белорусском медиа-пространстве как раз необходима демонстрация полной правоты Минска в отношениях с Москвой. По этой причине рупор белорусских властей – газета «СБ», использовал только предыдущую часть выступления А. Лукашенко, оставив за скобками все сетования, о том, что «неправильно себя вели: «Сложный путь, но мы его проходим достойно, хоть и с некоторыми шероховатостями... Мы приняли много решений, которые уравнивают белорусов и россиян в правах. Мы отошли от той пропасти, которая могла быть между Беларусью и Россией... Но было бы неправдой, если бы мы говорили только об этой положительной стороне. У нас масса проблем» (конец цитаты). (http://www.sb.by/prezident-belarusi/article/sng-vsego-25-let.html ).
В общем, на «общих» проблемах печатный официоз белорусских властей и остановился. Понятно, что вот такая дозированная «правда», строго разделенная для «потребителей», не только обесценивает саму суть в целом вполне правильно звучащего заявления белорусского президента, но и ставит вопрос об искренности слов главы белорусского государства.
Кто прав? Тот, кто платит…
Основная часть работы любого политика, так или иначе, связана с ложью. Проще говоря, все политики обязательно лгут. Это пишется не для того, чтоб обрушить на политический истеблишмент огонь критики и призывов к высокой морали. Работа у них такая… Естественно, лгут политики тоже не всегда, а по принципу сломанных часов, которые все равно два раза в сутки обязательно показывают правильное время. Иначе говоря, высказывания политиков, в зависимости от ситуации, периодически совпадают с правдой. В данном случае, если сложить обе половинки заявления А. Лукашенко, то можно сказать, что в целом, белорусский президент говорил правду. Действительно, в российско-белорусских отношениях есть проблемы, как и вопросы о том, кто прав, а кто виноват. Но и тут есть серьезный нюанс.
Автора этих строк часто упрекают в том, что он обычно, анализируя российско-белорусские отношения, преподносит позицию российской стороны, как исключительно справедливую и позитивную. Мол, бывает и Москва виновата в том или ином очередном кризисе российско-белорусских отношений. В общем, используется исключительно односторонний подход в ущерб позиции официального Минска.
Однако автор анализирует не только российско-белорусские отношения, но и, к примеру, российско-казахстанские и где такой «односторонний» подход не используется. Причина в том, что Казахстан в большей степени является самодостаточным и, несмотря на ряд экономических проблем последних двух лет, экономически независимым государством. По этой причине Назарбаев не нуждается в постоянном российском кредитовании, низких ценах на российские энергоносители и т.д. В целом, между Москвой и Астаной идет равноправный диалог.
Такого рода отношений никогда не было и пока не может быть между Москвой и Минском. В случае выхода белорусско-российских отношений на формат российско-казахстанских Беларусь ожидает дефолт и полный экономический коллапс в лучшем случае через пару месяцев и никакие МВФ её экономику не спасут.
По этой причине претензии к Москве в отношении её белорусской политики, которых в равноправном формате можно набрать фантастическое количество(?), не имеют смысла, так как Москва остается пока монопольным и единственным спонсором современной Беларуси. Права Москва или неправа, обижаться на неё или осуждающе показывать на неё пальцем бессмысленно в условиях, когда именно Россия обеспечивает экономическое выживание Беларуси.
Но видимо, кое-кому в Минске до сих пор приходится в едва ли не в ежедневном режиме напоминать, что, с одной стороны, «суверенитет стоит денег» и денег исключительно своих, заработанных, а не одолженных. Нельзя обеспечивать суверенитет в кредит.
С другой стороны, суверенитет означает мировые цена на импорт. За любые исключительные особые условия необходимо платить. А вот платить Минск очень не любит. По традиции белорусское руководство старается конвертировать свои долги и союзные обязательства в пустые клятвы, которые Минск никогда не выполнял, и чувства, которые питают друг к другу соседние и далеко не чужие друг другу народы.
По этой причине все разговоры о суверенном независимом внешнем курсе Беларуси, о некой самостоятельности Минска на мировой арене можно сравнить только с суетой рыбки-лоцмана, которая пляшет перед мордой огромной акулы и уверена, что она не только имеет право на «объедки» со «стола» своей спутницы, но и указывает «акуле» истинно «правильный» курс.
Но если уж окончательно пойти по колее политической зоологии, то стоило бы напомнить, что такая «рыбка» всегда имеет возможность в нужный момент поменять свою «акулу» на проплывающую рядом, с более симпатичной физиономией и особо начищенными челюстями, что, правда, не гарантирует, что такую «суверенную рыбку» при этом не проглотят в один прием…
Запах нефти и газа
Проблема нашей «рыбки» в том, что её поведение давно изучено политологами-биологами в виде справок, таблиц и иных документов. Многолетний опыт наблюдения за белорусским руководством в его собственном, пусть и виртуальном политическом «аквариуме», к огромному сожалению, не позволяет «расслабиться» и проникнуться добрым чувством к даже правдивым изречениям А. Лукашенко…
Беда в том, что в возможно искренних словах белорусского президента всегда ощущается политическая формула: «Если Лукашенко признает свои ошибки в отношениях с Москвой, то ему очень нужны деньги». Или нефть с газом, т.е. опять деньги…
Между тем, о связке «газового тупика» - бесконечных белорусско-российских переговоров по проблеме цены за газ с прозападной политикой Беларуси спросили на прошлой неделе министра Макея (https://charter97.org/ru/news/2016/9/5/221018/.).
Необходимо сразу отметить, что глава белорусской дипломатии сразу отмел версии о российском «наказании» Беларуси за её «суверенный» внешнеполитический курс, что в целом, верно, как бы не рассуждала солидная часть белорусских аналитиков о том, что вот-вот, буквально завтра Москва начнет использовать против А. Лукашенко «кнут и пряник». Зачем так грубо?
Все-таки, белорусская аналитика, особенно её молодая поросль, очень плохо знает Москву и, в частности, её традиции работы на внешней арене. Между тем, к примеру, февральская 2015 года встреча «нормандской четверки» в Минске могла бы кое-чему научить. Или нынешнее российско-американское соглашение по Сирии…
Более того, скажем, буквально по секрету, что есть другие, «византийские» технология поиска компромиссов и решения проблем в ту или иную пользу. Так что, пусть «рыбка» поплавает, порезвится, потрется «бочком» о челюсти соседей…
Возвращаясь к интервью В. Макея, необходимо отметить, что аргументы, которые использовал белорусский министр иностранных дел, вызывали определенное недоумение, так как они были сформированы в стиле все-той же гордой «рыбки – лоцмана», уверенной, что она с «акулой» на равных делит окружающий мир-океан.
Понятно, Минск, а скорее белорусские власти, просто ищут формат выживания в условиях глобального противостояния.
С одной стороны, Минску нужно всеми силами успокоить официальную Москву, видящую в расширении контактов Беларуси за счет России угрозу своим интересам, но с другой, воспользовавшись российско-западным кризисом, совершить прорыв на Запад и резко изменить свой статус по отношению к Москве.
Понятно, что сказать открыто о политическом мародерстве и игре за счет союзника В.
Макей не может. Поэтому используются клятвы: «Мы не собираемся разрывать связи с нашими традиционными партнерами, но одновременно ситуация такова, что для Беларуси жизненно необходимо иметь нормальные отношения с Европейским союзом, с Соединенными Штатами Америки, с другими ключевыми игроками в разных регионах» (там же)
Здесь ключевое слово, конечно, «ситуация». Однако В. Макей не торопится объяснить, что он понимает под «ситуацией», заставляющей Беларусь активно дрейфовать от России к Вашингтону и Киеву, уклоняться от союзнического долга ( авиационная база) и т.д. При этом можно критиковать российскую внешнюю политику и тут же требовать от Москвы скидки на природный газ, не говоря уже о бесконечном перекредитовании. Какой-то украинский формат…
Действительно, если так Минску не нравится политика Москвы, так что мешает белорусскому руководству идти и брать кредиты у того же любимого и братского Киева, а нефть и газ брать с литовских терминалов?
В. Макей уверяет, что «мы обсуждали эту тему с моим коллегой Сергеем Лавровым. Он четко, однозначно сказал, что Россия заинтересована в том, чтобы у Беларуси были нормальные отношения с западными странами». Безусловно, с министром иностранных дел России можно согласиться, так как изолированная Беларусь очень дорого обходится Москве. Но, не стоило бы забывать, что на фоне активизации участия РБ в европейской программе «Восточное партнерства», которая, в свою очередь, уже завершилась для Украины, Молдавии, Грузии не только ассоциированием с ЕС, но, помимо полного отрицания евразийской интеграции, тяжелыми кризисами с Россией, прозападный курс Минска все равно потребует неспешного, но твердого переформатирования отношения Москвы к Беларуси. Причем, рано или поздно, но без скандала, на основе ранее подписанных соглашений…
Между тем, именно В. Макей является главным инициатором дальнейшего углубления отношений Минска с «Восточным партнерством».
Любопытно и то, что глава внешнеполитического ведомства РБ тут же пытается «прикрыть» прозападную политику Минска по принципу дворовых разборок («а этот еще больше стекла бил!»): «у России и многих других наших союзников на постсоветском пространстве намного более продвинутые отношения с ЕС и США».
Это старый и очень наивный аргумент в формате детских слез: «А почему ему можно, а мне нельзя?». Действительно, до недавнего времени, у Москвы были весьма развитые, на порядок выше, чем у Минска, отношения с Западом. Тот же Казахстан, союзник России по ОДКБ, в настоящее время имеет более развитые контакты с НАТО, чем сейчас у Москвы. Но, как уже выше отмечал автор этих строк, можно ли сопоставить, то есть сравнить Беларусь с Россией и Казахстаном – странами, которые не нуждаются в бесконечных переговорах со спонсорами о цене кубометра получаемого газа, дешевых кредитах, списаниях и дотациях, транзите и т.д. и т.п.
Или «рыбка» готова без всего этого обойтись? Если это так, то остается пожелать, как говорится, «толстой чешуи» и «быстрых плавников»! Иными словами, когда Минск будет покупать энергоносители по мировым ценам и белорусский экспорт будет востребован, как горячие пирожки, вот тогда можно будет говорить о реальном суверенитете и самостоятельной внешней политике.
В ином формате, белорусские власти могут пока радоваться хотя бы тому, что Москва не особо обращает внимание на поставки белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, вооруженным силам Украины, отмобилизованным для новой войны на Донбассе (надеемся, что новая война на востоке Украины все-таки не состоится). В общем, «рыбка» суетится что-то, но не до неё…
Нельзя не отметить, как говорится, традиционный «посреднический» белорусский аргумент, который тоже использовал В. Макей, основанный на присущем белорусскому политическому классу заблуждении, что Россия никак и нигде не сможет обойтись без Беларуси: «Я думаю, что и для России, особенно в нынешний период наличия каких-то проблем в отношениях с Европейским союзом, тоже выгодно, чтобы у Беларуси были нормальные отношения с Европой, с США, потому что в рамках недостаточного, скажем так, диалога появляется дополнительный канал для того, чтобы мы какие-то вещи доносили до наших европейских партнеров» (там же).
Это что же за такой «дополнительный канал» на Запад предлагает Минск Москве? И сколько будет стоить услуга белорусского «курьера», подтаскивающего некие «вещи» к европейскому «столику»? Российские интересы будут отстаивать А. Лукашенко и В. Макей? Думается, что в российском руководстве такие предложения из Минска вызвали гомерический хохот.
Из последних примеров: как-то не испытывал президент России на только что состоявшемся в Китае саммите G20 проблемы что-то «донести» до коллег из США, Франции, Германии, Великобритании, Турции и т.д. Трудно представить на этом фоне суетящегося, как «рыбка», А. Лукашенко, ловко лавирующего между «акулами»…
Беларусь на саммиты такого уровня не зовут и, кроме того, кое-кому стоит напомнить о тотальном недоверии российского руководства к белорусскому президенту. Как говорится, Кремль не поручит Лукашенко даже под присмотром чай в две чашки разлить, так как, белорусский президент минимум заварку утаит…Не совладает он с собой и все это знают.
По этой причине, периодически появляющиеся в белорусской аналитике намеки о неких скрытых «договоренностях» между руководствами России и Беларуси, во-первых, играют только на имидж А. Лукашенко и во- вторых-- невозможны в принципе.
Мы пахали…
В Минске очень хорошо знают своих партнеров в Москве, где всегда ценили, прежде всего, добросердечие, а не деньги или, к примеру, цену на все тот же российский природный газ...
Вот и появление на олимпийском павильоне в Рио-де-Жанейро сотрудника министерства спорта и туризма РБ Андрея Фомочкина с российским флагом в руках, что само по себе, учитывая незамедлительно последовавшие репрессии, является настоящим подвигом, тут же было использовано официальным Минском.
Но, если вернее, белорусские власти использовали не сам очень смелый и решительный шаг своего спортсмена и чиновника одновременно, а ту волну благодарности к герою и, что главное, к белорусам, которая мигом охватила российские СМИ и стала главной новостью на ближайшие дни.
Тут же выступил представитель белорусского МИДа («мужественный поступок»), который, необходимо отдать должное, все-таки честно отметил, что это была «частная инициатива» Фомочкина и, что, а это главное: «Если за такие поступки надо отвечать, - то будем отвечать» (http://www.interfax.ru/olymp2016/527284).
Безусловно, это звучало сильно и достойно - пахнуло чем-то знакомым еще с 1940-х годов - твердой, несгибаемой и верной Беларусью. Надо сказать, что МИД РБ своим заявлением фактически подогрел благоприятную для Беларуси информационную волну в России. Но дальше начались совершенно удивительные дела. В Минске смекнули, что россияне оценили солидарность белорусов очень высоко, и этим фоном было бы грех не воспользоваться.
В дело вступила «тяжелая артиллерия» в лице пресс-секретаря А. Лукашенко Натальи Эйсмонт.
Реплика
Наталья Эйсмонт – быстро восходящая звезда политического небосвода Беларуси, с некоторых пор привлекает все большее внимание экспертов и специалистов – белорусистов, анализирующих формат принятия решений А. Лукашенко. Её влияние на белорусского президента растет буквально на глазах и сейчас, опираясь на ряд косвенных индикаторов, можно сказать, что она на грани вхождения в «семью» в роли весьма влиятельного субъекта.
Из слов Н. Эйсмонт выяснилось, что как, оказалось, готовилась едва ли не целая спецоперация по проносу российского флага на олимпийский стадион, чего вряд ли мог предвидеть сам Фомочкин. В общем, белорусские власти озаботились солидарностью с Россией в спорте. Это ведь не авиабазу разместить. А так, дешево и сердито руками отдельного действительного героя, который останется в истории России, можно напомнить, что грех союзнику не сделать скидку на тот же природный газ.
Итак, если суммировать заявление президентского пресс-секретаря, то станет понятно, что Фомочкин просто оказался одним из исполнителей хитрого и продуманного плана, призванного продемонстрировать миру и, что самое главное, России, что Беларусь является настоящим союзником Москвы. С газом, конечно...
Но итог столь прекрасной истории, естественно, по словам все той же непременной Н. Эйсмонт, подвел сам А. Лукашенко, по принципу «и мы рядышком стояли»: «Вынос флага во время церемонии открытия — инициатива белорусской делегации (почему не лично А. Лукашенко? – А.С.). Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что это позиция государственная, и это в том числе позиция президента страны (!)» (https://lenta.ru/news/2016/09/08/good/).
Дальше остается только ликовать и бешено аплодировать. В общем, как оказалось, белорусский президент быстро и энергично оттеснил Андрея Фомочкина, оказавшись в свете медийных «прожекторов» в гордом одиночестве. Справедливости ради необходимо отметить, что все эти изощрённые маневры белорусских властей вокруг действительно достойных дел достойного человека, как то не произвели впечатление на российские СМИ, в центре внимания которых остался все-тот же Андрей Фомочкин. Только о нём и говорят на российских федеральных каналах, даже не упоминая изворотливую белорусскую «рыбку», которая старательно крутится на глазах, опасаясь пропустить время бесплатного «обеда»…
Комментарии