Инфляция: великая ужасная непобедимая... мифическая

На модерации Отложенный

Вот вы говорите: инфляция.
Почти родное слово. Как любой человеческий порок легко оправдывается генами, плохой наследственностью, пагубным влиянием американской культуры или тяжелым детством, так любую беду, вроде повышения тарифов ЖКХ или удорожания бензина, ученые мужи и ответственные чиновники легко объясняют инфляцией. Руки разведут, возведут очи к синему небу: ничего не поделаешь - инфляция. Бьемся с ней, заразой, как Геракл с Лирнейской гидрой, одну башку снесем, три отрастают.
А между тем. 


Разберемся что такое инфляция.

Умные книжки говорят, что инфляция – это процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. По-моему, определение не полное. Инфляция – это уменьшение стоимости не всех денег, а только национальных. Вот в Зимбабве классика жанра: местные деньги обесцениваются с немыслимой скоростью, зато доллар остается полновесной валютой. В России ситуация немножко совсем другая. У нас обесцениваются любые деньги, имевшие неосторожность пересечь государственную границу. Лучшее тому подтверждение - докризисная ситуация с ценами на недвижимость. С января по июль 2008 года моя квартира подорожала на 80 000 долларов (2 000 000 рублей) – 28%. Э?
Так вот, уменьшение стоимости всех денег – это ни черта не инфляция. 
Это рост цен.

Когда Большой Брат провозгласил плавную девальвацию, это было да.

Это была инфляция. Рублевые цены поперли вверх, в то время как валютные остались на месте. Но один раз – не водолаз, один раз не считается. Особенно на фоне системного явления, которое мы имеем уж скоро двадцать лет как: доллар универсальная валюта, рубль интересен мало кому. Короче, рост цен, граждане. Рост цен. И не выносите мозг из избы. Я не экономист, и не могу утверждать с полным правом, но сдается мне, что инфляция в России ничуть не выше, чем в Европах. А все остальное – рост цен.

Прикольный вывод, но от него не легче. Почему цены растут – вот вопрос. 
Включаем рабоче-крестьянскую логику. Почему дорожал докризисный бензин? Умные лица морщат брови: растет стоимость нефти на международном рынке – стал быть растет и на внутреннем. И чо? Мне-то какое дело до международного рынка? Ну ладно, схавали. 
Потом цены на нефть обрушились в три раза, а на бензин чуть снизились и снова вверх. С чего бы? А теперь, говорят, мы делаем бензин из старой нефти, которая стоила дорого. Прошел год. Что изменилось? Ни-че-го. Умерь бояр в жадности, царь-батюшка! – взывают граждане. Нельзя. - твердо отвечает Гарант. Государство не должно вмешиваться в экономику и частный бизнес. Рынок сам все урегулирует.

Да какой к дьяволу рынок? Что такое рынок? Участников рынка обычно обзывают бизнесменами. Главная задача бизнесмена: на минимум вложений получить максимальную прибыль. И лучше прочих с этой задачей справляется вор. Да, благородные доны, вор при минимальных затратах получает максимальную прибыль. Это я не к тому, что каждый бизнесмен вор по определению, нет! Но глупо и наивно полагать, что рынок – это разумный саморегулирующийся организм. Разумное вмешательство государства в рыночные процессы необходимо (ключевое слово «разумное»). Почему на хлеб цены ограничить можно, а на бензин нельзя? 
Ну, даже черт с ним, с бензином. Всегда меня занимал вопрос: с чего дорожает кирпич? Не заморский декоративный, а наш родной силикатный? Цена на глину взлетела на международном рынке? Нет. Стандартное обоснование: в связи с ростом тарифов на все. 
Кирпич подорожал, потому что выросли жд тарифы; тарифы растут, потому что дорожает электроэнергия; энергия - потому что дорожает ГСМ; а ГСМ, потому что растут жд тарифы и электроэнергия. Ну и запасы старой дорогой нефти никак в расход не выйдут. Ох, велика ты, мать Россия, закрома твои бездонные, нефтехранилища безбрежные… Адресованная другу, ходит песенка по кругу.

Продолжение после рекламы.