Дарвинистские истоки правовой системы нацизма (см. ИДЕОЛОГИЯ ДАРВИНИЗМА, стр 264)

На модерации Отложенный

Дарвинистские истоки

правовой системы нацизма

                           


          

                          Аугусто Циммерман

 

Данная статья посвящена вопросу о том, что учение Дарвина послужило обоснованием основных характерных черт правопорядка и правовой теории нацизма. Третий Рейх выработал «прогрессивную» юридическую теорию, согласно которой «право» рассматривалось как следствие силы и общественной борьбы. В силу этого юридическая система не должна содержать фиксированных правовых норм, а развиваться, следуя непрерывному ходу «закона жизни».

Поскольку нацисты придерживались дарвинистских взглядов и считали, что люди произошли от животных, они не признавали понятия данных Богом прав человека, но были убеждены, что «сильнейший» обладает «правом» забрать у «слабого» его имущество и уничтожить его.

Большинство немецких судей и адвокатов того времени были сторонниками юридического позитивизма и отрицали неотменяемость прав человека, данных Богом, как они определены в Священном Писании и классической теории естественного права. Была выработана «высшая мораль», в результате чего стало бесполезно апеллировать к высшему закону, стоящему над деспотическими указами нацистского государства.

Именно учение Дарвина послужило обоснованием основных характерных черт правопорядка и правовой теории нацизма. Дарвинизм – не единственный источник возникновения национал-социалистической идеи, но один из основных. Нацисты были твёрдо убеждены, что действуют от имени эволюционной «науки», ради разума и прогресса. Они считали себя прогрессивным народом, который в своем нетерпении хотел ускорить вялый темп эволюции, посодействовав ее руководящему принципу «выживания наиболее приспособленных».

Мы рассмотрим эволюционные корни правовой системы нацистов и убедимся, что нацистская юриспруденция не может рассматриваться в отрыве от дарвинистских воззрений правовой элиты нацистской Германии. Большинство немецких судей и адвокатов того времени были сторонниками юридического позитивизма, в силу чего поддерживали правовую систему, которая исключала существование высшего закона контролирующего государство. Эволюционное мировоззрение, выработанное со времён Дарвина, сделало нацистское государство средством ускорения «эволюционного развития» с помощью механизма тонкой настройки – принципа «выживания наиболее приспособленных».

 

 

                                          Нацизм и дарвинизм

Чарльз Дарвин (1809–1882) считал, что люди произошли от животных в результате процесса естественного отбора, зхакрепляющего случайные изменения. Три главы его книги «Происхождение человека» посвящены обоснованию теории о том, что умственные способности и моральные суждения людей имеют то же происхождение, что и способности и чувства животных.

Несмотря на свою ошибочность и расистскую окраску, эти доводы оказали значительное влияние на такие общественные науки как психология, антропология и право. Вот, что говорит по этому поводу профессор права Филипп Джонсон: «Поскольку Дарвин должен был установить последовательность процесса происхождения человека от животных, он часто писал о «диких и низших расах», служивших промежуточными звеньями между животными и цивилизованными людьми. Дарвин приветствовал идею иерархии в человеческом обществе... Своим распространением и живучестью расизм, как форма социального дарвинизма, обязан не Герберту Спенсеру, а именно Дарвину»1.

 

Нео-атеисты иногда говорят, что лидер нацистов Адольф Гитлер (1889–1945) был религиозным человеком. Действительно, Гитлер вырос в семье номинального католика. Но уже в раннем возрасте он отверг католическое вероучение, считая христианство религией рабов.2 По свидетельствум ведущего (в своё время) английского эволюциониста и биолога сэра Артура Кита (1866–1955), фюрер был ярый «сторонник эволюции… намеренно стремился привести устанавливавемый им в Германии порядок в соответствие с теорией эволюции»3.

Дарвинизм послужил основой для наиболее характерных, базовых особенностей национал-социализма. Без учения Дарвина фашизм вряд ли бы вообще смог возникнуть. Как уже было сказано выше, дарвинизм – не единственный источник возникновения национал-социалистической идеи, но один из основных. Нацисты считали себя прогрессивно мыслящими людьми, пропагандирующими «эволюцию» и наделяющими слепые силы природы «арийским зрением» – тем более, что эволюция в качестве руководства предлагала крайне подходящий им принцип «выживания наиболее приспособленного». Между дарвинистским мировоззрением нацистов и политикой, которую они проводили, существует тесная взаимосвязь. Согласно их пониманию, главная роль в истории отводится нации, а борьба за выживание считается обязательным условием жизни.4 Гитлер, действительно, периодически упоминал в своих трудах и выступлениях «бога» или «Промысел», но он имел в виду не христианского Бога. Скорее, под «Промыслом» и «естественным законом» он понимал «выживание наиболее приспособленных», а поб «богом» – «неизвестность, природу или вообще что угодно»5. С точки зрения Гитлера, в жизни существуют только две движущие силы: голод (способствующий самосохранению) и любовь (сохраняющая виды).6 Лидер национал-социализма доказывал, что естественные условия, в которых могут быть удовлетворены эти два инстинкта, ограничены, поэтому живые организмы вынуждены бороться за территорию и природные запасы.

От этого признания первичности борьбы было уже рукой подать до механизма «выживания наиболее приспособленных» в качестве движущей силы «социальной эволюции».7 Свою расистскую философию Гитлер строил с щедрой подачи социал-дарвинизма.8 В одной из своих тирад о «преимуществах» вегетарианства он утверждал: «обезьяны, наши предки, с доисторических времён питаются сугубо вегетарианской пищей».9 В октябре 1941 г. заявил: «Человек же, то есть во многом похожая на него обезьяна — павиан, живет на Земле минимум 300 000 лет. А человекообразная обезьяна отличается от человека, стоящего на низшей ступени развития, гораздо меньше, чем этот человек от такого гения, как, например, Шопенгауэр». Гитлер считал невозможным педагогическое и юридическое образование африканского населения и высказывался по этому поводу следующим образом: «…преступное безумие – выдрессировать полуобезьяну настолько, чтобы сделать из неё адвоката… Это всё равно, что дрессировать пуделя».10

 

                                                                          Нацизм и религия

 

Гитлер считал, что стремительный натиск науки разрушил оплоты религиозной веры. По его мнению, эволюционная «наука» занимала важное место в деле опровержения христианства. Историк Ричард Эванс (Richard Evans) утверждет, что «нацисты считали церкови самым прочным и непоколебимым источником идеологической оппозиции».l2

В 1933 году, через год после прихода нацистов к власти, Гитлер заявлял (замечая при этом что либерально настроенные церкви могут оказаться «полезными идиотами»):

«Все религии одинаковы, неважно, как они себя называют.

У них нет будущего, тем более среди немцев. Фашизм, если понадобится, сможет разобраться с Церковью. Я тоже смогу. Почему бы и нет? Это не помешает мне полностью искоренить христианство и уничтожить его в Германии… Для нашего народа важно решить: либо признавать Еврейское вероисповедание о Христе с его женоподобной этикой жалости, либо иметь сильную, героическую веру в Бога в природе, Бога в собственном народе, в нашей судьбе и нашей крови... Крохоборством пусть занимаются другие. Будь то Ветхий или Новый завет, или просто высказывания Иисуса... всё то же самое старое еврейское надувательство. Оно не сделает нас свободными. И церковь, и христианство в Германии искажены. Нельзя быть одновременно немцем и христианином. Надо выбрать одно. Можно исключить из христианства эпилептика Павла – это будет на первый раз. Можно сделать Христа просто знатным человеком и отрицать его роль спасителя. Люди поступали так на протяжении веков. Я думаю, такие христиане живут сегодня в Англии и Америке… Нам нужны свободные люди, которые чувствуют и осознают присутствие Бога внутри себя».13

 

Гитлер придерживался мнения, что «самым тяжелым ударом для человечества послужило рождение христианства».14 Он запретил немцам праздновать Рождество и заставил детей из организации «Гитлерюгенд» ежедневно молиться ему и благодарить за все «благословения» . Неудивительно, что он обвинял евреев в изобретении христианства15 и требовал вакцинировать немцев «от этой болезни».16 По словам судьи Верховного суда США и главного обвинителя Нюрнбергского процесса Роберта Джексона (Robert Jackson, 1892–1954), нацисты проводили «систематические и безжалостные репрессии всех христианских течений и церквей».17

Гитлер действительно придумал окончательное решение «вопроса» христианства, снова прибегнув к помощи «полезных идиотов» – либеральных богословов: «Что, вы говорите, нужно сделать? Я отвечу: Мы должны запретить церквям делать что-либо, помимо того, что они делают, а именно, сдавать свои позиции ежедневно. Неужели вы верите в то, что люди снова обратятся в христианство? Чушь! Всё кончено. Сказка закончилась. Никто больше не станет её слушать. Но мы можем ускорить события. Мы заставим священников копать себе могилы. Они предадут нам своего Бога. Они предадут всё, что угодно, ради своей жалкой работы и ничтожного жалования… Что мы можем сделать? То же, что сделала католическая церковь, когда принуждала язычников принимать свою веру, а именно – сохранить то, что можно сохранить, но с иным значением. Мы пойдём обратным путём: Пасха будет означать не Воскресение, а постоянное обновление нашего народа. В Рождество мы будем праздновать рождение нашего спасителя: дух героизма и свободу нашего народа. Вы думаете, эти либеральные священники, у которых нет больше веры, но есть должность, откажутся проповедовать нашего бога в своих церквях? Даю гарантию, что так же, как они сделали из Геккеля и Дарвина, Гете и Стефана Георге пророков своего «христианства», так же они заменят крест на свастику, а вместо поклонения крови своего бывшего спасителя начнут поклоняться голубой крови нашего народа. Плоды немецкой почвы станут для них божественным даром, который они будут вкушать как символ вечной общности людей, как до этого они вкушали тело своего Бога. И когда мы к этому придём, … церкви снова будут переполнены. Если мы захотим, так оно и будет, когда там будут проповедовать нашу религию. Нет необходимости торопить события».8

Наиболее радикальные и влиятельные лидеры нацистского движения не скрывали своего неприятия самой сути христианства. Они хотели заменить его немецкой национальной религией и с её помощью вытеснить христианскую веру – вместе с присущими ей понятиями греха, покаяния и благодати.19 На смену библейскому Богу должен был прийти «человекобог», которым и предстояло восхищаться немцам; в вместо «еврейского рабства Закону» их ждала приверженность языческому культу живой природы.

Нацистский философ профессор Эрнст Бергман21 говорил, что немцам следует равняться на идеалы «чести», а не сострадания; «вечной борьбы», а не мира.22 По его мнению, самым главным было отказаться от «суеверия», что все люди грешники и вместо него развить новую веру, «в которой Христос – это мы сами». Под влиянием «сил эволюции» новый «Христос» должен будет «заново родиться из утробы Матери-земли». Однако он не будет Искупителем мира, «поскольку мир не нуждается в искуплении».23 Бергман учил: «Уничтожьте легенду о Боге, ставшем человеком, и человек сам станет как Бог, как Христос. И когда человек это осознает, вся его сущность приобретёт божественную форму».24

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

                               Библиография

  1. Johnson, P.E., Objections Sustained, pp. 35-36, IVP, 1998.
  2. BMoca, A.., Hitler and Stalin: Parallel Lives, Vintage Books, NY, p. 381, 1993.
  3. Keith, A., Evolution and Ethics, Putnam, New York, p. 230, 1947.
  4. Hawkins, M. Social Darwinism in European and American Thought 1860-1945, Cambridge University Press, p. 290, 1997.
  5. Hitler’s Table Talk, 1941-1944, translated by CameronN. and Stevens, R.H., Oxford University Press, pp. 6, 44, 1988.
  6. Hawkins, ref. 4, p. 278.
  7. Hawkins, ref. 4, p. 274.
  8. Weikart, R., From Darwin to Hitler: Evolutionary Ethics, Eugenics, and Racism in Germany, Palgrave Macmillan, NY, p. 9, 2004.
  9. Hawkins, ref. 4, p. 283.
  10. Hitler, A., Mein Kampf, translated by Manheim, R., Hutchinson, London, p. 391, 1974
  11. Hawkins, ref. 4, p. 283
  12. Evans, R., The Third Reich in Power, Penguin, New York, p. 256, 2005.
  13. Rauschning, H., Hitler Speaks, Thornton Butterworth, London, p. 57, 1939.
  14. See Dowley, T. (Ed.), A Lion Handbook: The History of Christianity, Lion, Oxford, pp. 589-590, 1997.
  15. Гитлер считал, что апостол Павел придумал христианство, чтобы уничтожить Римскую Империю путем «мировой революции» – поскольку, несмотря на свой отказ от прежних убеждений, всё равно продолжал действовать в интересах иудеев.
  16. Hitler’s Table Talk. ref. 5, p. 217.
  17. Jackson, R., Nuremberg Trial Proceedings Volume 2, The Avalon Project at the Yale Law School. 5 октября 1938 г. сэр Уинстон Черчилль в своей знаменитой речи в английском парламенте заявил: «О дружбе между властью нацистов и английской демократией не может быть и речи. Их власть растаптывает христианскую этику и прокладывает себе путь с помощью варварского язычества. Гонения служат для неё источником сил и извращённого удовольствия. Она угрожает кровавой расправой и бесжалостной жестокостью. Такая власть не может стать верным другом английской демократии» – CitedinAdams, V., MeninOurTime, AyerPublishing, p. 77, 1969.
  18. Rauschning, ref. 13, p. 58.
  19. Shirer, W., The Rise and Fall of the Third Reich, Simon and Schuster, NY, p. 240, 1960.
  20. Kolnai, A., The War Against the West, Victor Gollancz, London, p. 241, 1938.
  21. Профессор Эрнст Бергман написал основательный труд «Die 25 ThesenderDeutschreligion» («Двадцать пять тезисов немецкой религии») – Бреслау, 1934. В этой книге он заложил основания нацистской религии для преподавания в немецких школах. Эта религия основывалась на пантеизме, субъективизме, поклонении природе и на инстинктах нации (в согласии с французским философом эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо). Профессор Бергман называл свой труд «катехизисом немецкой религии». См.: Viereck, P.R.E., Metapolitics: From Wagner and the German Romantics to Hitler, Transaction Publishers, p. 292, 2004.
  22. Kolnai, ref. 20, p. 238.
  23. Kolnai, ref. 20, p. 246.
  24. Kolnai, ref. 20, p. 267.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...