Дети-незнайки: как будет жить страна, в которой они вскоре начнут работать?
Один из знакомых учителей из другой школы как-то сунул мне маленький вопросник из пяти слов.
— Слушай, задай их детям у себя в лицее! Мы попросили своих учеников дать значения этим словам. Что там ребятки понаписали! Это поразительно: большинство наших старшеклассников не знали вообще ничего, около трети смогли правильно ответить на один-два вопроса...
Я принесла листок в школу и обсудила вопросник с учителями. Ничего особенного на первый взгляд. Требовалось просто объяснить, что означают пять широко известных, как мы думали, названий. Однако мы жестоко ошибались.
По просьбе коллеги, мы попросили свои старшие классы коротко письменно разъяснить, что это такое — Освенцим, Бабий Яр, ГУЛАГ, Хиросима и Нюрнберг. Всего пять слов...
Ответы нас ошеломили...
Сначала мы хохотали над орфографией: классы, где учителя ничего не писали на доске, а просто диктовали, умудрились написать и Асвенцим, и Освенциум, и Нюрдберг, и Херосима.
Но это полбеды. И наш смех очень быстро затих... Мы горько задумались, глядя на груду исписанных листков.
Каких только вариантов ответов там не было!
«Освенцим — норвежский город», «Нюрнберг — город в Швейцарии», «ГУЛАГ — второе слово в названии произведения достоевского» (именно так — с маленькой буквы!), «Освенцим — кажется, сплав, проводящий электричество», «Бабий Яр — местность в России», «Бабий Яр — некая деревушка», «Бабий Яр — бабья осень», «Нюрнберг — город, который брал Петр I», «Бабий Яр — посев женщинами пшеницы осенью», «Бабий Яр — место расположения штаба войск в лесах во время П мировой войны», «Бабий Яр — повесть Солженицына», «ГУЛАГ — книга» и вершина всего: «Бабий Яр — место, где деревенские женщины собирают ягоды».
Были, конечно, и абсолютно правильные, четкие ответы, но очень мало.
Да, мы отсмеялись и осознали вдруг почти в ужасе, что наши девяти-, десяти- и одиннадцатиклассники, выдержавшие строгий конкурсный отбор в наш физико-математический лицей, практически ничего не знают об истории и судьбе своего государства, об основных событиях, потрясших мир.
Неужели и дома дети никогда не слышали о ГУЛАГе и Нюрнбергском процессе над фашизмом? Неужели нигде никогда не встречали страшные слова Освенцим и Бабий Яр?
Может быть, они ничего не читают? Да нет, почему же, читают, но в основном ту макулатурную «дефективную» литературу, которой в изобилии на уличных книжных развалах.
Может быть, они ничего не смотрят? Смотрят — бесконечные сериалы, где выше семейно-бытовых отношений герои никогда не поднимаются, боевики и все те же бесконечные детективные сериалы.
Поэтому многие наши десятиклассники просто писали рядом с каждым словом: «не знаю», «не знаю», «не знаю»...
Не знаю — и все! И знать не хочу. Или хочу, но никто не объяснил?..
Возможно, и так.
— А вы обо всем этом знаете? — спросила меня одна девятиклассница и, получив утвердительный ответ, попросила: — Тогда, пожалуйста, мы сейчас ответим, как сумеем, и сдадим вам свои ответы, а вы нам потом все расскажете.
Я потом все рассказала, и большинство детей смотрели ошеломленно. Они понятия об этом не имели.
Чей это серьезный, почти трагический просчет: родителей, школы, средств массовой информации?.. Историков, литераторов, кинопроката?.. Наверное, всех в равной степени.
Порой слышишь, что у нас слишком политизированное общество. Только оно в лице своего юного поколения, кажется, страшно далеко от всех политических событий, имеющих мировое значение. Эти события молодежь обошла стороной не по своей вине, а по нашей с вами.
Наверстать упущенное не поздно, хотя очень тяжело.
Но если этого не делать, Бабий Яр навсегда останется в представлении подростков некой деревушкой, ГУЛАГ — просто книгой, а Освенцим — сплавом, проводящим электричество.
Страшно...
Хотя... Некоторые учителя засомневались.
А если мы не правы? Может, это даже хорошо, что дети не знают сегодня ужасов воспоминаний фронтовиков и узников концлагерей, как фашистских, так и наших? Дети избавлены от этих кошмаров. Пусть лучше смотрят сериалы...
Пусть-то, конечно, пусть... Только разве не ведут к неврозам и сбоям нестойкой детской психики бесконечные кровавые боевики, идущие каждый день по всем каналам телевидения? Разве не давлеет над детьми ужас терроризма, особенно после Беслана? Разве не учат их дома и в школе, как себя вести в чрезвычайных ситуациях?
И проблема осталась, даже оказалась еще глубже и значительнее, чем мы предполагали вначале.
Растут незнайки. Бедные наши дети, изуродованные рыночной литературой и таким же кино (назвать его искусством уже язык не поворачивается!). Как они будут жить? А как будет жить страна, в которой они вскоре начнут работать?
Наверное, я сгущаю краски. А вдруг нет?..
Комментарии
А в День Победы я рассказала им страшную сказку про плохих дядей и Нашу Победу.
Моим детям - от двух до пяти.
Что расскажут, то они и услышат. И компьютер для занятий, а не для игр, и про Буратино интересней, чем про Пиноккио.
Незнайками своих детей мы делаем сами. Но и Знайками - тоже.
http://www.youtube.com/watch?v=MTDfxuj39rE&feature=related
Автор-исполнитель... Нателла Болтянская...
А комментарии там ужасные, например "спасибо. подрачил". Правда, есть и комментарии от людей. Их больше.
Странно представить семью, на каникулах везущую детей в Германию на места бывших концлагерей.
А от школы требуется, чтобы ребенку привили уважение к тому, про что дома даже не говорят.
И все же , вот Вы говорите дома об этом?
Комментарий удален модератором
Если бы у меня про это спросили, то потом бы еще и в антисемитизме обвинили бы, хотя я просто бы правду написал бы...
Чему ребёнка учишь - то он и знает, и нечего на детей чужие огрехи сваливать.
То ли мы с собой чемодан без ручки тащим, то ли у них эталоны добра и зла отсутствуют.