Переизбрал президента – болей на здоровье!

Депутаты одобрили сокращение расходов на здравоохранение после 2012 года

Сегодня Госдума рассматривала в первом чтении поправки в закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», подготовленные Минздравсоцразвития. Поправки должны были «снизить расходы в части обязательного социального страхования», что могло сократить выплаты по больничным. Правда, депутаты отстояли старый порядок расчетов.

Цена такого решения – 10,6 млрд руб компенсаций из бюджета Фонда социального страхования. А вот более «дорогие» и, пожалуй, более важные для здоровья россиян изменения в госбюджете прошли незамеченными. Ведь сегодня же парламент принял новый трехлетний бюджет, и, согласно проекту, траты по статье «Здравоохранение» в 2013 году резко снижаются. Если в нынешнем году они составляли 430,1 млрд руб (4,20% от общих расходов бюджета), в 2011 – 466,1 млрд (4,37%), в 2012 – 481,7 млрд (4,45%), то в 2013 году (т.е. сразу после выборов) они упадут почти до нынешнего уровня – 432,9 млрд (3,80%).

Между тем перед выборами будущий президент Медведев много говорил о переводе России на инновационный путь развития. Для этого создается инноград «Сколково» и, в конечном итоге, для этого же были инициированы нацпроекты «Здоровье» и «Образование». Ведь главная движущая сила инновационной экономики – не материальные активы, а человеческий капитал, здоровье и образование человека.

А как выглядит динамика этих расходов в глобальном масштабе? Недавно МВФ, исходя из текущих тенденций, подсчитал, как будет изменяться доля затрат бюджета на здравоохранение в разных странах с 2010 по 2050 год.

За 40 лет она в среднем вырастет в два раза – с 5,2% до 10,2% ВВП (см. график). Однако ни о каком прорыве в здравоохранении в России речи не идет.

К 2050 году мы будем тратить на медицину и здоровье 6,7% ВВП – меньше, чем в Украине, Польше, Турции, Литве, Венгрии, Эстонии, Аргентине, Бразилии и Болгарии. Причем разрыв со многими догоняющими нас странами уменьшится, а с обгоняющими – увеличится. Что касается стран, которые относят к развитым, то мы обгоним только Кипр (5,1%) и будем далеко отставать от Нидерландов и Южной Кореи (по 9,2%). Конечно, масштабы трат обусловлены не только грядущим улучшением качества медицины, но и старением населения, однако население стареет практически везде, и наше место в общемировой картине неутешительно.

То есть уже к концу первого срока президентства Медведева бюджет и в относительном, и в абсолютном измерении перестанет быть ориентированным на улучшение здоровья россиян. Аналогичный анализ показывает, что на инновации он тоже не ориентирован.

Почему? Тут можно строить разные гипотезы. Например, президенту Медведеву все равно, избираться на второй срок или нет. Или президент Медведев забыл про тех своих избирателей, которые голосовали за него именно благодаря обещаниям модернизации страны. Еще вариант – президент Медведев разочаровался в модернизации и скоро объяснит народу, почему без нее лучше. Наконец, возможно, что за президента и так уже все решили: и насчет модернизации, и насчет выборов, и насчет здравоохранения. Впрочем, президент еще может доказать, что все это не так – например, не подписать новый бюджет.