На границе

На модерации Отложенный

Обратился тут к знакомому массажисту, который когда-то пару раз печатал меня в журнале "Ом". Вот что он думает — привожу стенограмму.

Нам досталось интересное время. С одной стороны, до сих пор, при везении, есть возможность встретить по-настоящему образованных людей, мастодонтов, чье образование уходит корнями на многие десятилетия назад, а иногда и в девятнадцатый век (хотя формально все они учились в двадцатом). Это люди ушедшей культуры, получившие фундаментальное классическое образование, долгие годы плодотворно работавшие в мировой державе, не жалевшей денег на науку, и при этом требовавшей результатов. На выходе получались алмазы. Их сейчас осталось немного, но именно на них покуда держатся продолжающие оставаться эффективными творческие и научные коллективы. Итак, есть "алмазы" и есть технологии обучения, так что люди с потенциалом иногда могут захватить краешек великой эпохи и приподняться на ступеньку выше. Есть также совсем немного людей, успевших в советское время как следует поучиться у этих "алмазов" и по составленным ими учебным планам.

С другой стороны, мы видим прочную и уже, к сожалению, окончательную (на обозримом отрезке времени) деградацию масс. Деградацию настолько глубокую, что сама интеллигентская манера разговора и письма, использование редких слов и сложносочинённых предложений, пунктуация в неделовой переписке, письмо без серьезных грамматических ошибок и т.п.

уже сегодня воспринимается представителями этой массы как оскорбление. Уже сегодня мы встречаем ошибки на фабричных упаковках и в титрах передач на центральных каналах, а что будет завтра, когда уйдет армия людей, получивших какое-никакое образование в СССР, и им на смену придут выпускники взяточных вузов, можно себе представить, но что-то не слишком хочется.

Получается, что люди, обучающиеся сейчас у "мастодонтов", оттачивающие себя, ежедневно повышающие свой уровень, вынуждены будут на выходе столкнуться с людьми, которые будут даже не в состоянии понять, кто перед ними. Для читателей серии книг про "Бешеного" нет такой профессии как "микробиолог". Что это будет за общение? В первые годы советской власти эта проблема стояла не менее остро (вспомнить Бунина с его человеконенавистническими антропологическими зарисовками новой России), но власть тогда транслировала, среди прочего, и запрос на повышение среднего уровня. Лидия Гинзбург, помнится, жаловалась на то, что лекции рабфаковцам понижают уровень культуры, поскольку профессура, читающая эти лекции, не занимается своим прямым делом. Посмотрела бы она сегодня канал "НТВ".