Родина

РОДИНА

 

Родина?   Для кого-то  это понятие однозначно. Ну, и прекрасно. Мне же сложно  определиться.  Чтобы разъяснить  мой взгляд на понятие  «РОДИНА»  мне придется  кратко рассказать о своей биографии.

Мой отец  - офицер,  прошедший войну от звонка до звонка.    Я  родился  в Слуцке, в Белоруссии. Родился  косолапым на правую ногу.  Первую операцию мне сделали в госпитале в разбомбленном до основания Минске  в  49-м. Там резали руки и ноги тем, кто вернулся с войны. Мою детскую ножку  изуродовали. Обид нет.  Время было такое.  Но Слуцк я не помню. Было ли это моей Родиной?

Помню себя уже в Москве, где отец учился в академии.  Снимали комнату в элитном доме  в Замоскворечье, где  жили  ученые, полярники,  ветераны гражданской войны. Там же я и в школу пошёл.  Директриссой была подруга  Крупской.  Помню и «черные воронки» у подъезда, и жуткий бандитизм (53=й год!).  Моя Родина Москва?

А потом отца  назначили в ГДР, в  старинный город Виттенберг=Лютерштадт.  Я просыпался и  засыпал под звон  колоколов из  католического собора.  В школе были лучшие  учителя из Москвы. А в классе было человек 15-18.  Так что не забалуешься:  на каждом уроке могут спросить. И Германию  восточную объездил, и   приятели среди немцев были, и первая любовь была с немкой.  Это моя Родина?

Между тем, каждый год  всей семьёй  ездили на Украину в г. Сумы.  Там вся родня моих родителей. Русская школа.  В 62-м во время Карибского кризиса  меня оставили в Сумах.  У меня был свой дом. Я только к бабушке ходил  питаться. И у меня появились друзья  отнюдь не  «ботаники»  вроде меня тогдашнего.  Объединила нас станция Юннатов.  Ходили в походы, ловили рыбу и собирали для коллекции птичьи яйца.  Потом это повторилось в 9-м классе (в Германии  была тогда восьмилетка).  О!  Это уже был подростковый  возраст.  Драки улица на улицу,  девочки.

Моя Родина?  Несомненно, тоже.

А потом отца перевели в Молдавию.  11-й  класс я заканчивал в Бельцах.  30%  в классе – евреи. 90% учителей – евреи.  Бельцы  был удивительным городом.  Поистине интернациональным. И я подружился с еврейским хулиганьём,  которые потом стали бандитами (и до сих пор дружу!), и чту своих учителей.  И что?  Бельцы тоже считать мне  Родиной, поскольку  там остались мои друзья?

И, наконец,  опять Москва. Институт, аспирантура, семья. Вот уже 50 лет. Родина?  И ещё  дача.  Она меня спасла от последствий  Чернобыля:  чистый воздух,  физический труд,  здоровое питание.  Деревня Малынь, где я последние  20  лет провожу почти полгода. Это тоже Родина?

Приезжаю в гости в Израиль.  Едем с женой  в экскурсионном автобусе в Хайфу.  Экскурсоводка  на таком замечательном русском языке  ведёт  повествование, что и москвичам не снилось!  Питерская филологиня с университетским образованием.  И я чувствую себя  на Родине.  То же повторилось и в Голландии, и в Германии  совсем недавно.

И что? Где моя Родина? Там, где родился? Отнюдь нет. Моя Родина там, где говорят на русском языке!

Сотник  просил отправлять ему  сообщения по почте. Извини, друг.  Я узнаваем  по биографии  и почерку.  Поэтому смело могу  писать открытым текстом.