Шахматтный ттурнир во имя любви.

На модерации Отложенный
 

 
Раз в два года в конце второй недели сентября в маленьком итальянском городке Маростика можно стать свидетелем незабываемого зрелища – игры в шахматы живыми фигурами на площади в 20 квадратных метров. Шахматной доской здесь служит старинная площадь, расположенная в центре средневекового города-крепости, построенного в 1370 году одним из представителей могущественного рода Скалигеров. И хотя она носит традиционное название «Замковой» (Piazza Castello), в народе ее давно прозвали «Шах- матной» (Piazza degli Scacchi). Итак, раз в два года около 600 жителей городка одеваются в красочные одежды XV века и принимают участие в великолепном театрализованном празднике. Часть из них становится шахматными фигурами, остальные же превращаются на несколько часов в типичных персонажей средневековья, воскрешая в памяти стародавние времена. На площади перед замком можно встретить кого угодно: знатных дам и их пажей, крестьян и зажиточных горожан, жонглеров и глотателей огня, музыкантов и комедиантов, оружейников и сокольничих, нищих и слуг, монахов и епископов, рыцарей и лучников. Все они – и участники, и зрители необыкновенного представления, которое вот уже почти пол века является настоящей визитной карточкой города. История этого театрализованного праздника связана с так называемой «Легендой о партии в шахматы», датируемой 1454 годом и повествующей об одной дуэли, которая произошла не на мечах, а за шахматным столом. Два благородных юноши, Ринальдо Д’Ангарано1 и Вьери да-Валлонара2, соперничали за руку прекрасной Лионоры, старшей дочери Таддео Паризио, владельца замка в Маростике. В те времена девушка не имела права голоса в вопросе о выборе мужа, но, согласно легенде, сердце Лионоры было отдано Вьери да-Валлонара. Чтобы избежать кровавой схватки между двумя, одинаково достойными, юношами, мудрый отец Лионоры решил, что претенденты на руку его дочери должны сыграть в шахматы. Победитель получит в жены Лионору, а проигравший – ее младшую сестру, Олдраду.
Формально владелец замка сослался на закон, изданный более ста лет назад Кангранде I делла Скала, при котором власть рода Скалигеров распространилась на большую часть современной области Венето.
Согласно этому закону, который не только не был отменен, но даже получил одобрение последнего венецианского дожа, дуэли запрещались под страхом смертной казни. Подозревают, правда, что, вспомнив об этом законе, Таддео Паризио не столько заботился о благополучии двух юношей, сколько стремился таким образом «при- строить» сразу обеих дочерей. Знаменательный матч состоялся в праздничный день на площади Нижнего замка. Роль шахмат исполняли живые люди, одетые в традиционные для этой игры цвета – черный и белый, что символизировало следование правилам «благородного искусства» шахматной игры, которая со времен крестовых походов считалась непременной частью досуга высшего сословия. Посмотреть на невиданное зрелище пришли не только жители замка и окрестных деревень, в Маростику съехались любопытствующие из многих городов Венецианской республики. На протяжении всего захватывающего матча публика возбужденно скандировала: «S.Marco e Lion: Ti con nu, nu con Ti» («Лев Св. Марка: ты с нами, мы с тобой»). И сегодня, как и много веков назад, ровно в 9 часов вечера площадь перед Нижним замком озаряется огнем фейерверка, знаменующего собой начало красочного представления. Затем из главных ворот появляется процессия благородных рыцарей и дам, среди которых величественно выступает хозяин замка в сопровождении красавиц-дочерей. Здесь же можно видеть и двух юношей, которым в течение нескольких часов предстоит сражаться за руку прекрасной Лионоры. Перед началом состязания знаменосцы устраивают красочное шоу, напоминающее выступление цирковых артистов. Наконец, на площадь выходят «шахматные фигуры», и начинается игра. Необычная шахматная партия завершается не менее красочной свадебной церемонией, в конце которой следует очередной фейерверк, напоминающий водопад огня. Согласно легенде, в конце матча 1454 года тоже произошло нечто подобное, поскольку Лионора попросила слугу зажечь на главной башне огонь, если победителем станет ее возлюбленный. С тех пор в честь счастливого завершения необычной для той эпохи интеллектуальной дуэли на стенах замка устраивается фейерверк.