Диктатура и религия
С непониманием армейской сути религиозного мышления связано существование еще одного устойчивого мифа: об атеистичности тоталитарных режимов XX века. Причина появления этих мифов также в том, что престиж церкви пусть медленно, но неуклонно слабеет, поэтому церковники, желая укрепить свои позиции, объяснили бесчеловечность диктатур, их поражение и катастрофические экономические последствия тем, что был «забыт» Бог. На самом деле причина падения диктаторских режимов не имеет ничего общего с отрицанием религии, т.к. тоталитарный и религиозный стили мышления — практически одно и то же.
Для понимания этого тождества необходимо проанализировать наиболее характерные проявления диктатуры и религии, опуская не имеющие значения частности.
Как большевистский, так и фашистский тоталитарный режим стремились вытеснить из сознания людей образ традиционного бога, наделив божественным авторитетом и абсолютной властью пришедшего к власти диктатора. Каждый из режимов создал свое вероучение и ввел свои священные книги, обязательные для всеобщего изучения. Трагическая судьба сомневающихся или несогласных общеизвестна и также типична для любой религии. Повседневная цель — управлять сознанием и добиться беспрекословного подчинения — также не отличалась от религиозной.

Проиллюстрируем эти утверждения конкретными примерами. Казалось бы, в СССР, борясь с религией, преследовали, притесняли, ограничивали все традиционные конфессии, подавляли верующих, репрессировали религиозных деятелей, конфисковывали церковные ценности и разрушали храмы. Но если называть режимы атеистическими только за преследование иных конфессий, то с таким же успехом можно называть атеистами участников Крестовых походов, т.к. они с первобытной жестокостью противостояли религиозной массе, состоявшей из представителей других религий. Атеистической станет и Римская католическая церковь, убивавшая всех заподозренных в ереси, а протестантов подвергавшая массовым репрессиям. Религиозными преследованиями просто перенасыщена история народов, и на этом основании никто никогда не говорил об атеизме преследователей! Но вроде бы разница в том, что сами партийные идеологи громогласно заявляли об атеизме советской системы. Однако советские лидеры много чем называли СССР: и государством рабочих и крестьян, и строем самой передовой демократии, и страной всеобщего равенства, братства и гуманизма... Это были просто спекулятивные декларации, направленные на то, чтобы скрыть свои экономические провалы. Декларативный атеизм советской системы стоял в том же ряду.
Атеизм — это не столько отрицание существующих конфессий и сект и противодействие их деятельности, сколько неприятие религиозного стиля мышления, который и материализует религию. Большевики не отказались от религиозного стиля мышления, они, в соответствии с законами борьбы за власть, лишь меняли одних богов на других, по сути утверждая новую религию. Религия, подобно диктатуре — это примитивный способ мышления, оскопляющий мозг, насаждающий жесткую стереотипность и невежество и формирующий нерассуждающую массу послушных и легко управляемых людей, что практически отождествляет религию и тоталитаризм. Поэтому только благодаря религиозному стилю мышления, а не сторонникам действительно атеистического коммунистического мировоззрения в бывшем СССР царствовал беспощадный террор, погибли миллионы невинных людей и страна оказалась экономически несостоятельной.
«Безбожным» принято считать и гитлеровский режим, шокировавший весь христианский мир заявлениями о том, что Гитлер — новый мессия, посланный на Землю, чтобы спасти мир от евреев, что Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и откровенной декларацией: «или у нас будет германский Бог, или не будет никакого». Эклектика только усиливала непоследовательность и невежество диктатуры. Гитлер закрыл протестантские церковные школы, конфисковал церковную собственность, были арестованы многие пасторы и богословы. Во многом схожая судьба постигла и католиков. Новое вероучение вбивалось в головы теми же методами и приемами, которые неоднократно практиковались в течение многих столетий в рамках борьбы между традиционными конфессиями. Если раньше вешали и сжигали во имя Господа на небесах, то диктаторские режимы расстреливали во имя своей религии, облаченной в другую словесно-идеологическую оболочку. Придерживаться иной точки зрения аналогично, например, подчеркиванию принципиального различия между бомбами с лазерным наведением и террористами, применившими пассажирские самолеты в качестве высокоточных ракет.
Поэтому это был не атеизм диктатур, не борьба с религией как явлением и способом мышления, а насаждение нового религиозного учения, т.е.
обычная религиозная воинственность, которая старалась уничтожить конкурентов и полностью овладеть сознанием паствы, называвшейся «великим советским народом» или «великим немецким народом». И не очень важно — отдавали ли и они себе в этом отчет сами.
Подтверждением насаждения диктатурой религиозного стиля мышления является и тот факт, что среди сотен тысяч человек, эмигрировавших в США из СССР до 1991 года и позже из бывших республик, оказалось очень много людей, склонных к религиозно-националистическим предрассудкам и охотно сменивших свое мнимое безбожие на хождение в синагоги и субботнее безделье.
Подтверждает религиозный характер диктатуры и факт заигрывания с церковью, поддержка религиозной традиции мышления вожаками и вождями в сегодняшней России, воспитанными, казалось бы, в атеистических представлениях. Они сквозь пальцы смотрят на вторжение религии в детские учреждения, посещают торжественные богослужения, отбивая в нужные моменты поклоны, осеняя себя крестами и приглашая попов разных рангов и конфессий на приемы и заседания государственных органов. Заигрывание дошло до того, что попы освящают космические ракеты перед стартом и благословляют космонавтов! Этот ярмарочный балаган не может вызвать ничего, кроме отвращения. По телевидению показывают крестящегося и целующего иконы президента страны, бывшего офицера КГБ! Он или действительно религиозен, во что почти невозможно поверить, либо продолжает относиться к народу, следуя принципу: чем лучше мы относимся к животным, тем они вкуснее, что гораздо более вероятно.
Сообщается, что многие миллионы долларов вколочены в церкви — учреждения для промывания мозгов! И это при голодающих стариках и детях, недоступности эффективных лекарств, хронической невыплате зарплаты, безработице, отсутствии достойного финансирования науки, современного производства и т.д. Как только язык поворачивается утверждать, что все кошмары советской и постсоветской России — это результат ухода от религиозных ценностей!
Перечислим признаки, сближающие диктатуру и религию:
Обязательность априорной непререкаемости некоторого авторитета — либо бога в любом воплощении, либо божественного авторитета диктатора.
Обязательность быть верующим в догмы, которые не нуждаются в доказательствах, несмотря на их очевидную нелепость. Сомнение и критика всегда трактуются как покушение на святыни, оскорбление бога, диктатора, основоположников, предков, верующих сограждан и т.д.
Ересь, любое инакомыслие или просто отклонение от священного писания в форме Торы, Библии, Корана, трудов ленинизма—сталинизма—гитлеризма—хомейнизма—хуссейнизма—буддизма—талмудизма и проч., всегда выкорчевывались и, как правило, вместе с носителями.
Претензия на освящение авторитетом бога или диктатора каких-то идей, их законченность и незыблемость, идей, объективно либо ложный, либо фантастический, либо, в лучшем случае, конъюнктурный и банальный характер.
Обыкновенные житейские нормы, правила повседневного поведения жестко регламентируются наряду с требованием выполнения бессмысленных или абсурдных бытовых ритуалов, освященных якобы древней традицией или высшим авторитетом. Любая религиозная и тоталитарная философия — это всегда философия сплочения, требование единомыслия и враждебность к иномыслию. Единоверцам прививается психология принадлежности единому, но изолированному организму во враждебном окружении, личность деперсонифицируется, сознанием манипулируют, а индивидуальная жизнь ценится пренебрежимо мало. Сознание специально заполняется заботами об обязательности выполнения многочисленных и регулярных ритуальных действий, не оставляющих времени для размышлений и сомнения.
Насаждается невежество, а объективное научное знание и анализ подменяются мифологией, предрассудками, фантомами и откровенной ложью. После разгрома фашизма и крушения большевистской диктатуры закономерен ренессанс придавленных ранее политических течений и конфессий, возрождается национализм и фашистская идеология. Произошел резкий перегиб в сторону иррациональности и религиозного мракобесия под личиной свободы слова. И основной причиной этого явилось то, что крушение этих диктатур не сопровождалось разоблачением массового невежества и религиозного стиля мышления. Поэтому необходимо понять, что достижение всеобщего высокого уровня жизни, реальной справедливости и равноправия, гармоничного и динамичного прогресса отдельных сообществ и человечества в целом, как и эффективная борьба с терроризмом, принципиально невозможны до тех пор, пока в людях будет культивироваться религиозный стиль мышления.
Комментарии
В данной статье всеобщим или объединяющим является негласное понятие "идеология", признаки которой весомо представительствуют в ценностях как "диктатуры", так и названных "религий". Те же, кто попытался осудить смысл высказанного, просто решили что Бог их религии не может защитить себя - Сам и лаконично вынесли свой, неотъемлемый от ценностей всех других "религий" - вердикт.
Одновременно нельзя не отметить и то, что носители религии, церковники, раввины, муллы, ламы должны быть наголову выше своей паствы в вопросах знания религиозных основ, нравственности и этики, в вопросах культуры, истории и человеческой чести.
Сегодня же можно с прискорбием наблюдать, что бывшие высо- и не очень высокопоставленные комсомольцы и партийцы, советские функционеры и прочие члены различных ЦК и Бюро, Обл.-, Гор.-, Райкомов находятся в первых рядах молящихся богу.
Как хотите, но я не верю в их искренность! Я же не могу заставить себя поверить в Б-га.
С другой стороны сплочение народа вокруг традиционной для него религии вроде как бы неплохо. Ведь религия, если она настоящая, от сердца, несет определенную культуру обрядов, этику и нормы взаимоотношений между людьми.
Хочет кто-то этого или нет, но религии уже отразились в законах всех стан мира.
Вот поэтому-то не надо соглашаться с нынешней партией власти и с нынешней религиозной организацией стоящей рядом у власти. Там собрались ЧЛЕНЫ.
Давайте давать отпор ЧЛЕНАМ этой партии и ЧЛЕНАМ этой религиозной организации!
Коммунизм с христианством, близнецы – братья,
Только кажется, что разные цели:
Как могут, рядятся – в разные платья,
Говорят Христос, подразумевают – Ленин.
Братство, конечно, – Авель и Каин,
Бывает, меняются, правда, местами:
В оное время - сиживал Сталин,
А вскоре ГУЛАГ заполнялся попАми.
И снова история фортели кружит:
Со свечкою дружен иной коммунист,
Он вновь при ИДЕЕ, ИДЕЕ он служит,
Промолен, проскоблен – ну полностью чист.
А хоть и без свечки - хрен редьки не слаще,
Ведь нет покаянья ни в тех, ни в других,
С Христом ли, иль Лениным – общее «счастье»,
Для власти, - лишь топка, из судеб людских!
Манфред Кляйн
04.04.2010