Кто подвешен на Крюке?

 

Выступление Крюка не удивило. Он – человек подневольный. И Эрнст – человек подневольный. У нас все подневольные. Ну, может, кроме одного. Хотя начни судить его, и он окажется подневольным: "А я? Что я? Это все Обама с Бушем? Они вынуждают. А я, что? Я только под их нажимом...". Примерно так сегодня сталинские адвокаты пытаются оправдать своего кумира... Лукавство, знаете, такая штука – пределов не знает. Да, и в самом деле, чего не развесить лапшу на ушах, когда они так гостеприимно оттопырены?

В общем, к Крюку никаких вопросов. Ну, да, ну, вне политики. Делать лицо Борщевскому – это не политика, конечно. Пиарить Олега Морозова, когда тот был на высоких постах, – ну, это тоже не политика. Сами же понимаете...

Но это всё – мелочи. Если ты телевизионщик системы, то поведение такое вполне естественно. Да, мерзко. Но естественно. Попробуй остаться моралистом в армии, которая гуляет во взятом городе, не пропуская ничего, что горит, и никого, кто движется. Включая и маленькую растеряную девочку, не понимающую еще, чего это хочет от нее усатый дядя, задирающий её юбочку. Попробуй, побудь здесь моралистом. В общем, я не о Крюке.

Я о Новикове. Об Илье. О том, что у него к Крюку претензий нет. Я об остальной элите элитного клуба. И, конечно, обо всех нас.

Нет права у Новикова не иметь претензий к Крюку. Потому что дело это не личное. И христианское всепрощение не имеет здесь права на существование. Как и житейская мудрость – ну, ты же понимаешь, старик... Потому что Крюк здесь покусился не на Илью лично. И даже не на всю нашу интеллигентскую, назовем это так, тусовку нашу покусился. Он покусился на общественную мораль. На нашу совесть.

И не просто потому, что соврал насчет "вне политики". Это как раз ерунда. Новиков в деле с Савченко действовал не как политик. Не было в этом деле никакой политики. Дело изначально было чисто этическое: терпеть подлость власти или не терпеть? Добро или зло? Так стоял вопрос изначально. Без всяких маскирующих обстоятельств. Новиков в силу неизвестных мне причин (хотя, естественно, хочется предполагать лучшие), будучи учеником Борщевского, все же выбрал сторону добра и весьма профессионально обнажил зло во всей его уродливой наготе. Крюк открыто выступил на стороне зла. И нейтралитет здесь невозможен.

Когда-то, в самом начале ЧГК Ворошилов заигрался в очень опасную игру. Движимый вполне понятными сценарными соображениями, он стал внедрять в жизнь "клуба" терпимость к несправедливости. Ведущий (царь и бог игры), чтобы усилить драматический эффект, то и дело принимал несправедливые решения, тем самым повышая включенность зрителя в действо. Такой вот драматургический прием. Известный и для другого общества бывший бы вполне безобидным.

Но не для нашего. Потому что у нас такая игра начала завязывать в один узел интеллектуальную шустрость-эрудированность с нравственной терпимостью-всеядностью. Еще в совершенно вегетерианские времена правилом игры стало "Или ты терпишь несправедливость, или уходишь". И интеллектуальная "элита" в смокингах и вечерних платьях, раз за разом демонструя нравственную сверхтерпимость, стала весьма неприятно попахивать.

И поэтому ожидать сегодня того, что чтогдекогдакцы дружно покинут уютный особняк в Нескучном саду, было бы странно. Особенно принимая во внимания те бенефиты, которые они имеют, демонстрируя свои симпатичные мордашки десяткам миллионов телезрителей. Такой поступок требовал бы определенного внутреннего статуса. Думаю даже, что только немногие из этой "элиты" ясно понимают, в какое, простите за грубое слово, дерьмо опустил их Крюк своим заявлением. Это об уровне элитарного интеллекта, вообще, и нравственного интеллекта, в частности. Но и из тех, кто понимает, очевидно большинство предпочтет зажать нос и не гнать волну. Ведь даже сам герой – Илья Новиков – не счел нужным залепить Крюку то, что тот заслужил.

Но дело здесь не в "элите" из телепередачи. Здесь дело в настоящей нравственной элите общества. Дело в том, как поведут себя люди, чье нравственное сознание развито сильнее, чем у среднего соотечественника. Как поведут себя десять процентов самых совестливых? Как поведет себя один процент самых совестливых? Пропустит? Промолчит? Скажет "Проехали"? Или попробует крюк, на котором нас подвесили, распрямить.

Вот в чем вопрос. Ситуация-то здесь не сверхдраматическая. Не вопрос жизни и смерти. Игровая, в общем, ситуация. Задачка. Правда, не что, не где и не когда. А – как? Как надо здесь поступить?

Сможем мы ее решить? Время...