Но всего этого могло в жизни композитора и не быть, если бы в студенческие годы он не встретил женщину, ставшей его музой и ангелом-хранителем более чем на полвека. Изольды Мирошниковой не стало три года назад, а 29 декабря 2022 года ушёл из жизни и сам маэстро, так и не смирившийся с потерей жены.
С детства с музыкой
Эдуард Артемьев.
Родители Эдуарда Артемьева были проездом в Новосибирске, когда их сын решил появиться на свет в 1937 году. Семья вообще жила в Москве, но отец будущего композитора постоянно переезжал с места на места по долгу службы, а жена и маленький ребёнок его всегда сопровождали. Когда же мальчику пришло время идти в школу, Эдуарда отправили в Москву, к родному его дяде, профессору консерватории и хоровому дирижёру Николаю Демьянову.
Эдуард Артемьев.
С тех пор музыка всегда присутствовала в жизни Эдуарда Артемьева. Слушая, как исполняет его дядя композиции великих композиторов, Эдуард и сам стал сочинять мелодии. Правда, слагались они тогда только в его мыслях. Видя глубокий интерес племянника к музыке, дядя отдал его учиться в Московское хоровое училище. А уже там Эдуард Артемьев факультативно стал изучать композицию. После окончания училища талантливый юноша поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Именно там, в её стенах и состоялось судьбоносное знакомства композитора с его будущей женой Изольдой Мирошниковой.
«Счастье – это когда тебя понимают…»
Эдуард Артемьев.
Обучение в консерватории у Эдуарда Артемьева было связано с тяжелыми воспоминаниями. Учился он весьма посредственно, и педагоги вообще не видели никаких перспектив для Артемьева. У него даже выработался комплекс неполноценности, ведь он в то время, в середине 1950-х, часто бывал на выступлениях поистине талантливых людей: Ашкенази, Сахарова и других. Себя же он считал самым обычным человеком, который просто любит музыку, но совершенно не в состоянии стать создателем чего-нибудь поистине гениального.
Неуверенность угнетала его, а после заставила на протяжении двадцати с лишним лет даже не появляться в стенах родной альма-матер. Но именно там, в консерватории он познакомился с женщиной, ставшей его судьбой. Изольда Мирошникова была пианисткой и на общих предметах они пересекались в одной аудитории. И на очередной лекции по истории коммунизма ирина подсела к «теоретикам».
Эдуард Артемьев.
Постепенно завязался разговор, и с тех пор часто девушка оказывалась рядом с Эдуардом. Ни о каком романе речь тогда вовсе не шла, молодые люди просто много общались. Дед девушки в католическом костёле на фисгармонии, а рядом с домом, где жила семья, находилась музыкальная школа. Естественно, Изольду определили в класс игры на фортепиано, а уже после окончания школы девушка поступила в консерваторию.
Однажды на полугодовом экзамене на втором курсе необходимо было сдать написанную самим музыку, тему с вариациями. Эдуард Артёмьев вместо одной тем написал тринадцать или четырнадцать, а Изольду попросил их сыграть на экзамене. И девушка исполнила музыку настолько ярко и грамотно, что даже те педагоги, которые скептически относились к студенту, как к композитору, внезапно стали отзываться о его композициях с одобрением. А Изольда изначально относилась к Эдуарду очень серьезно, она верила в него, и смогла каким-то немыслимым образом и его убедить в том, что он очень талантлив. У него в детстве не было друзей, а Изольда стала ему и другом, и соратником, а позже главной и единственной любовью его жизни.
Эдуард и Изольда Артемьевы.
Роман возник уже после того, как Эдуард Артемьев окончил консерваторию, а Изольда училась на последнем курсе. А потом они решили жить вместе. и решение это было осознанным и бесповоротным. Каждый из них знал: они создают семью один раз и навсегда. Изольда Мирошникова была очень талантлива, она могла бы достичь больших высот в музыке, но в результате посвятила себя семье и мужу. Но дол этого, как говорил Эдуард Артемьев. Она устроилась работать редактором на радио ради того, чтобы Эдуард Артемьев мог спокойно писать музыку.
Эдуард и Изольда Артемьевы в день венчания.
Позже она уволилась и занималась исключительно семьёй. Но при этом она обладала удивительным качеством: она умела вдохновлять мужа, но при этом никогда не пела ему хвалебные оды. Изольда Алексеевна всегда была с ним честна и прямолинейна, могла сказать что-то довольно жесткое и почти никогда не хвалила. Но если Эдуард Артемьев удостаивался от неё скупой похвалы, то мог быть уверен: он написал стоящую музыку. Это же касалось и сына супругов Артемия, который, повзрослев, пошёл по отцовским стопам и стал композитором-экспериментатором. Он подарил родителям пятерых внуков.
Ангел-хранитель
Эдуард и Изольда Артемьевы.
По словам Эдуарда Артемьева, Изольда сразу стала у руля их семейного корабля. Мало того, что она поначалу содержала мужа, она была лидером по натуре, поэтому всегда принимала решения, руководствуясь интересами своей семьи и лично мужа. Иногда он пытался пойти ей наперекор, но всегда ему самому и его делу от этого становилось только хуже. Но именно с лёгкой руки Изольды Алексеевны об Эдуарде Артемьеве заговорили.
Эдуард и Изольда Артемьевы.
Она работала тогда музыкальным редактором в Доме радио на Шаболовке и узнала о том, что радиопостановка режиссёра Анатолия Липовецкого осталась без композитора. И рекомендовала собственного мужа. Музыку Артемьева приняли с восторгом, в результате о нём узнали и на радио, и на телевидении, и в кино. Эдуард Артемьев стал приносить в семью весьма солидный доход, а супруга могла с тех пор заниматься домом, а не добычей денег. Она стала самым настоящим ангелом-хранителем своей семьи.
Эдуард и Изольда Артемьевы.
А звезда Эдуарда Артемьева сияла всё ярче. В 150 с лишним кинокартинах и мультфильмах звучит музыка композитора, «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Раба любви» и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, «Сибириада» и «Одиссея» Андрея Кончаловского – это только маленькая часть картин, в титрах которых в качестве композитора значится Эдуард Артемьев.
Эдуард и Изольда Артемьевы.
Изольда Алексеевна всегда радовалась успехам мужа, она верила в него без всяких условий, всегда, и он не обманул ей веру в него, напротив, она заставила его самого избавиться от всех комплексов. Перед самым уходом Изольды Алексеевны она написал «Реквием» и дал ей его послушать. Тогда Изольда Артемьева с чувством сказала: «Как ты написал!» Её не стало в сентябре 2019 года, а композитор до последнего дня своей жизни продолжал тосковать о жене.
Эдуард Артемьев.
Он признавался в одном из своих интервью в том, что хорошо себя чувствует только в своих воспоминаниях о прошлом и том времени, когда они с Изольдой шли по жизни, держась за руки и веря в то, что преодолеют все испытания. Они жили в полной гармонии, как одно целое. Все три года после смерти жены Эдуард Николаевич ощущал рядом с собой пустоту. В начале декабря Эдуарда Артемьева госпитализировали с коронавирусом, позже его перевели в реанимацию из-за осложнений. 29 декабря 2022 года великий композитор покинул этот мир. Теперь они всегда будут вместе. великий композитор и его верная муза.
Эдуа́рд Никола́евич Арте́мьев (30 ноября 1937, Новосибирск, СССР — 29 декабря 2022, Москва, Россия) — советский и российский композитор. Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист Российской Федерации (1999)[1][2], лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 1999, 2017)[3], Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1988) и премии «Золотая маска» (2017).
Известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.
=========
Комментарии
Спасибо,Милочкаю, за очень даже интересную информацию.
Талантище!
Это один из немногих, чью музыку я покупал на лицензионных CD дисках.
Дорого это для меня, но все равно - сподобился.
Штук пять-шесть, наверное есть.
Но не слушаю, так и лежат где то.
Новенькие практически.
Настоящий человек и музыкант.
Трудяга.