ТАЙНЫ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
На модерации
Отложенный
Впервые на Соловках я побывал в 1989 году. Моего научного руководителя и меня (студента) пригласили на первый «Соловецкий форум» – конференцию, посвящённую истории создания ГУЛАГа и разоблачению преступлений сталинского режима. После конференции, которая проходила в Архангельске 14 июля, мы на теплоходе отправились на Соловецкие острова, где когда-то находился СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения.
Кто-то называет Соловки «островами преображения», кто-то «северный Афон», а кто-то «Русская Голгофа». Одни считают это место святым, другие – проклятым. Но одно можно сказать определённо: «тут дьявол с Богом борется, а место битвы – сердца людей».
Соловецкий монастырь хранит множество тайн, до сих пор не раскрытых. Научная история Соловков по сей день не написана.
В этом году я вновь решил посетить Соловецкие острова, чем-то напоминающие мифический град Китеж. Добирались мы «по этапу»: до станции Кемь, а потом на корабле по Белому морю – как когда-то везли политзаключённых.
Меня, как социолога, интересовал вопрос: в чём же притягательность этого места, в чём его метафизика? почему люди добровольно едут на Соловки?
За несколько дней пребывания в монастыре я видел и французов, и итальянцев, и поляков, и немцев, и украинцев, и латышей, и даже нашёл на дороге новую монету два шекеля.
Для кого-то Соловки это край Земли, для кого-то – место предчувствия, а для кого-то – место силы и стойкости духа.
Паломники едут приобщиться к святым местам; путешественники хотят увидеть природу русского севера; кто-то хочет познакомиться с историей и культурой, а кто-то с печально известным Соловецким лагерем особого назначения.
Некоторые считают Соловки «зоной», почти как в фильме «Сталкер». Я даже почувствовал себя «писателем», проникшим в «зону», чтобы узнать, зачем же люди едут на Соловки, что они здесь ищут, в чём тайна «зоны».
Для меня поездка на Соловки это путешествие к безднам души человеческой. Я ощущал себя «сталкером», который возвращается в прошлое, чтобы понять настоящее и заглянуть в будущее, которое нас всех ожидает. Ведь не случайно же говорят: «сегодня на Соловках – завтра в России».
С детства запомнилось: в Соловки – значит на погибель.
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» пролетарский поэт Иван Бездомный предлагает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»
Впервые о Соловках я услышал на уроках истории, когда нам рассказывали о Крымской войне и бомбардировке Соловецких островов английскими кораблями.
Соловецкие острова – архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь островов 347 кв.км. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов. Самый крупный – Большой Соловецкий остров занимает территорию 246 км. В архипелаг также включены Анзерский остров (47 км), Большая Муксалма (17 км), Малая Муксалма (0,57 км), Большой Заяцкий остров (1,25 км), Малый Заяцкий остров (1,02 км). И это не считая более ста малых островков.
Слово «Кемь» я впервые услышал в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», когда шведский посол просит вернуть Швеции «кемску волость». А царь Иван Васильевич, наслаждаясь лепотой современной Москвы, переживает: «я тут, а там шведы Кемь взяли…».
Когда в 1989 году я впервые посетил Соловки, в монастыре был только музей Соловецкого лагеря особого назначения. Храм бездействовал, службы не проводились. Лишь в начале 1990-х стали приезжать на Соловки восстанавливать церкви. Причём восстанавливали как памятник архитектуры, не думая, что здесь будут молиться монахи.
Когда 15 июля 1989 года ночью из Архангельска мы шли по Белому морю, я почти не спал. Тогда на корабле я впервые посмотрел фильм «Апокалипсис наших дней». В три часа я вышел на палубу, залитую незаходящим солнцем, и мне вспомнилось, как во время службы на Северном флоте наша подлодка в Белом море участвовала в учениях. В три часа ночи, когда мы шли в надводном положении, я поднялся в рубку, чтобы угостить вахтенного офицера свежеиспечёнными булочками. Блистающая белизна моря в полный штиль ослепила меня. Я долго стоял рядом с вахтенным не в силах загнать себя обратно в душную субмарину. А где-то рядом были Соловки…
Бывает, что не всех море пропускает на Соловки. Мы просили – и нам повезло.
«Кто в море не ходил, тот Богу не молился», – говорили поморы.
Согласно легенде, промысловики поморы в начавшейся непогоде не смогли найти путь домой и начали молиться Богу, прося о спасении. Вдруг один из рыбаков увидел вдали землю. Это были Соловки. Так и стали называть этот остров: «Чудная земля – для спасения людей!»
Если человек просит что-то у Высшей Силы, и это исполняется; просит ещё раз, и опять исполняется; просит в третий раз, и снова исполняется. Что же тогда думать человеку? Это случайность или …?
Радиоуглеродный анализ древних стоянок на Соловках показал, что первые люди в этих местах появились примерно 6700 лет назад. Соловки были межплеменным святилищем.
В дохристианские времена Соловецкие острова считались особой сакральной территорией. Древние саамы верили, что острова это место, куда уходят на вечную жизнь души умерших, а каменные лабиринты – вход в иные миры.
До основания монастыря Соловками владели карелы. Существуют свидетельства пребывания карелов и саамов на острове Анзер в средневековый период.
В XII и XIII веках на архипелаг впервые приехали славянские колонисты.
Монах Савватий, из монастыря на острове Валаам, узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый. Савватий искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока, одиноко жившего в лесу, по имени Герман. Герман согласился сопровождать Савватия на острова и остаться с ним там.
В 1429 году два монаха благополучно прибыли на Большой Соловецкий остров. Не доходя 13 км до места современного монастыря, близ озера они водрузили крест и поставили келью.
Первая тайна Соловецкого монастыря заключена в том, что, согласно легенде, монах Савватий однажды услышал крики и попросил Германа узнать в чём дело. Герман встретил женщину (жену рыбака – они тоже поселились на Соловках). Женщина рассказала, что ей повстречались два ангела, которые избили её железными прутьями и потребовали убраться с острова, поскольку Соловки предназначены для монахов.
После смерти Савватия, на острове вместе с Германом поселился монах Зосима. Зосима и стал основателем монастыря, который получил название Соловецкий.
Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монашеского поселения считают 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы.
В 1460-х годах на островах были построены три деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная.
Почему же люди сбегали сюда – на край света – в холодный неприветливый мир?
Они хотели свободы! Свободы от рабства, свободы от власти, свободы вероисповедания…
Русский человек всегда жаждал правды и искал место, где он мог бы жить по правде божией.
Согласно гипотезе Поршнева, люди расселились по Земле по причине сопротивления чужому внушению (суггестии). Постепенно у них выработался механизм психологической защиты от внушения – контрсуггестия.
История Соловков хранит множество тайн. Поскольку научная история Соловецких островов ещё не написана, каждый трактует исторические факты как захочет.
В конце 80-х годов прошлого века историю Соловков преподносили преимущественно как историю Соловецкого лагеря особого назначения. Ныне обзорные экскурсии по монастырю водят представители паломнической службы, и поэтому история носит в основном религиозный характер.
Очень трудно докопаться до истины под ворохом сказок и всяких чудесных явлений. В результате сознательных искажений, умалчиваний и утаиваний возникают многочисленные мифы и небылицы.
Я предлагаю взглянуть на тайны Соловецкого монастыря под необычным углом зрения.
Как же Соловецкий монастырь превратился в места заточения?
Соловецкий монастырь получил жалованную грамоту от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году царём Иваном III.
В первой половине XVI века монастырь получил несколько жалованных грамот от царя Ивана IV. Эти документы содержали многочисленные льготы и пожалования для монастыря.
В 1537 году в число братии был принят Фёдор Колычёв (1507-1569) – будущий игумен монастыря и митрополит московский Филипп.
История повествует, что когда в 1537 году в Москве арестовали и должны были казнить 11 членов семьи Колычёвых, Фёдор изменил свой облик и сбежал в родовые вотчины своей матери на север. Год служил пастухом у крестьянина в деревне возле Онежского озера. В 1538 году Фёдор постучался в ворота Соловецкого монастыря. Он принёс ценное блюдо, но имени своего не открыл. Видимо, опасался, что будет отвергнут, как член семьи заговорщиков.
Хотя есть версия, будто бы во время литургии он проникся словами Евангелия «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24) и решил оставить мирскую жизнь.
Однако, если бы это было так, Фёдор никогда бы не вернулся в мир, чтобы служить двум господам – Богу и наместнику бога на земле царю православному.
После полутора лет послушания Фёдора, игумен монастыря Алексий (Юренев) постриг его в монашество с именем Филипп. Когда в Москве произошёл очередной переворот, Фёдор открыл своё имя. И тогда игумен Алексий отказывается от настоятельства в пользу Филиппа. Хотя есть сведения, что впервые ему предложили быть настоятелем ещё в 1545 году.
В 1548 году Филипп избирается игуменом монастыря, в котором прожил уже около 8 лет. Став настоятелем, Филипп исполняет обет, который дал, когда пришёл в монастырь. Дело в том, что в ночь на 1 мая 1538 года молния из одинокого чёрного облака сожгла весь монастырь. По словам игумена Вениамина это было наказание за нечестие братии.
Филипп решил отстроить монастырь из кирпича, который на Руси был тогда в диковинку. При Филиппе были построены садки для ловли рыбы, гавань, начали строить канальную систему, соединяющую озёра. Филипп организовал не только добычу соли, но и торговлю солью по всей стране. Деньги от торговли шли на строительство церквей в монастыре. Для строительства церквей Филипп приглашает новгородских мастеров.
Когда строили Успенскую церковь, в подвале устроили казематы. Именно при святителе Филиппе в монастыре появляются первые застенки.
Настоятеля Филиппа хвалят за создание на Соловках отменного хозяйства. Но разве в создании преуспевающего монастырского хозяйства цель монашеской жизни?
Когда игумен Филипп предложил построить храм Преображения, то его отговаривали, поскольку не было денег. Но Филипп успокоил, видимо, надеясь на помощь царя.
Игумен монастыря Филипп Колычёв был другом детства царя Ивана Грозного. Когда Филипп покинул Москву, Ивану IV было 8 лет.
В фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царь Иван говорит: «Фёдор Колычёв друг детства молится за нас грешных на Соловках в Соловецком монастыре».
Царь Иван IV в 1548 году пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками, а также остров на реке Суме с тремя дворами. В 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.
В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов).
Царь посылал игумену Филиппу не только щедрые пожертвования, но и впавших в опалу для содержания в монастырских казематах. Фактически царь платил за содержание в застенках монастыря государственных преступников. А игумен Филипп на это соглашался.
Почему же святитель Филипп допустил в святом монастыре места заточения?
Под присмотр Филиппа в 1554 году на Соловки был сослан бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря игумен Артемий (лидер партии нестяжателей). Сослан он был за то, что выступал против церковной знати и церковного землевладения. Соборная грамота предписывала Филиппу «поучать еретика от Божественного Писания о всех полезных к его обращению».
Настоятель монастыря был одновременно и начальником монастырской тюрьмы.
Остаётся тайной, почему игумен Филипп согласился в своём монастыре содержать государственных преступников. Ведь во многих монастырях не было тюрем.
Может быть, деньги всему виной? Или «дружба» с царём?
Но, как говорят в народе: «ближе к царю – ближе к смерти».
В 1560 году в монастырь Филиппа был заточён видный деятель «Избранной Рады» протопоп Сильвестр. Бывший духовник Ивана Грозного благовещенский поп Сильвестр в своём «Послании царю» убеждал, что самодержец обязан во всём подчиняться Богу и его установлениям. За это и упекли на Соловки.
Любопытно, что тот, кто ссылал на Соловки, потом сам попал туда в качестве заключённого. Эта закономерная история потом повторялась неоднократно.
Как гласит народная мудрость: «не рой другому яму – сам в неё попадёшь».
В 1551 году Филипп был участником Стоглавого собора в Москве, и вновь стал лично известен царю. Потому царь Иван и предложил «другу детства» стать митрополитом. Видимо, надеялся на его поддержку. «Одного прошу: в беде не оставь. В трудный час по призыву нашему вернись», – просит Иван Грозный Филиппа.
После того, как кандидат в московские митрополиты казанский архиепископ Герман, выразивший несогласие с политикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан. Но перед тем, как дать согласие, Филипп поставил условием ликвидацию опричнины и защиты опальных.
Почему же святитель Филипп согласился стать митрополитом, зная, как царь Иван Грозный поступает с несогласными?
Филипп боялся Ивана Грозного. Но никто не стремился занять должность митрополита, и все уговаривали Филиппа. Ему ничего не оставалось, как согласиться. Филипп воспринял это как свой мученический крест.
В фильме Павла Лунгина «Царь» показана трагедия святителя Филиппа и его взаимоотношения с царём Иоанном Грозным. Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих.
– А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?!
– Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет.
– Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.
– Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп.
– Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.
Первое открытое столкновение митрополита с царём произошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. Когда царь подошёл к митрополиту за благословением, Филипп сказал:
«В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?..»
После такой речи митрополита царь вскипел гневом. По указанию Ивана IV в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обличительного материала против митрополита Филиппа. Соловецкие монахи дали показания, обвиняя бывшего своего игумена в колдовстве.
В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд. Решением церковного собора Филипп был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. В 1569 году, когда Филипп отказался благословить поход Ивана Грозного на Новгород, 23 декабря святитель был задушен в своей темнице Малютой Скуратовым.
«Чего себе не желаешь, того и другим не делай. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Первый острог на Соловках был сооружён в 1579 году. Камеры заключённых на протяжении первых трёхсот лет располагались по всей территории монастыря. Количество заключённых не превышало двух-трёх десятков человек. По предписанию некоторые из них содержались взаперти под крепким караулом до смерти в ручных и ножных кандалах, другие были прикованы цепью к стене, иных надлежало использовать в тягчайших трудах под строгим надзором.
Ещё одна тайна монастыря – почему митрополит Никон стремился унизить соловецкую обитель. Крестьянский сын, выросший в мордовских степях, Никон приехал на Соловки, где принял монашеский постриг. Он строго выполнял все обряды, но не ужился со своим духовным отцом Элиазаром Анзерским. В итоге Никон без благословления сбежал с Соловков.
Став патриархом и получив титул "Государь всея Руси", Никон сам лично ездил на Соловки, чтобы увезти мощи святителя Филиппа, чем сильно обидел братию.
Почему же Никон поссорился с братией Соловецкого монастыря? почему повздорил со своим духовным отцом Элиазаром Анзерским и без его благословления сбежал с Соловков? почему, став митрополитом, стал мстить соловецким монахам?
Реформа Никона вызвала бурный протест соловецких монахов. Они били челом царю Алексею Михайлович, прося разрешения служить по-старому, как при Преподобных Зосиме и Савватии.
Реформа Никона привела к церковному расколу. Хотя сама идея введения на всей территории Руси единообразия церковных обрядов, была хорошая. Однако в итоге всё закончилось бунтом против новых порядков.
В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, чтобы мирно изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона.
Сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году.
Оставшиеся монахи считали, что следует не сдаться, а погибнуть за старую веру. Фактически бунт соловецких монахов был за независимость от московской власти, от указов жить по новым книгам; это была борьба за внутреннюю свободу и достоинство.
Первоначально приказа о штурме монастыря царь не давал. Но когда монахи отказались служить за здравие государя и царской семьи, воевода Иван Мещеринов получил приказ подавить мятеж.
Осада монастыря продолжалось почти восемь лет. В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм. Но 22 января 1676 года, в результате предательства поссорившегося с братией монаха Феоктиста, который указал слабое место в обороне, монастырь был взят царскими войсками.
Почему монах Феоктист предал свою братию, остаётся тайной. Из почти тысячи старцев и бельцов, запершихся в обители в 1668 году, в живых осталось только 14 человек.
Практически все участники «соловецкого восстания» погибли в ночной схватке со стрельцами либо были казнены позже по приказу воеводы Ивана Мещеринова. Позднее Иван Мещеринов сам оказался заключённым Соловецких казематов.
По мнению первого летописца истории Соловецкого заключения М.А.Колчина, условия содержания были ужасными, невыносимыми, унизительными. Заключённые часто предпочитали лучше умереть, чем сойти с ума в каземате. Другие просили «как величайшей милости» каторги, вместо условий, которые «невозможно здоровому на ум человеку представить», где «не выдерживает металл».
Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский 28 лет просидел в Соловецком каземате размером 1х3 метра, из них шестнадцать лет – в каменном мешке. Выпускали его из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения. При этом прожил он, согласно летописи, до 112 лет – умер в 1803 году.
Как он дожил до 112 лет, остаётся тайной.
В Соловецких казематах закончил свой век сподвижник Петра Великого граф Пётр Андреевич Толстой. Именно он привёз из Константинополя в подарок царю арапчонка – и тем самым подарил России будущего поэта А.С.Пушкина.
Видный дипломат граф Пётр Андреевич Толстой был сослан на Соловки вместе с сыном Иваном. За год нахождения в сырой камере сгнила вся его одежда. Вначале после года заключения умер сын, а потом и сам Пётр Толстой.
По указу Екатерины II на Соловки ссылали особо буйных, а также непослушных дворянских недорослей, которые не подчинялись воле родителей.
В казематах Соловецкого монастыря содержался П.И.Ганнибал (полковник, гусар, дядя А.С. Пушкина). Как-то поэт Пушкин вызвал дядю на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.
Поскольку отец называл своего сына Александра «чудовищем, извратившим законы природы», поэт опасался, что и его могут сослать на Соловки.
«Спаси мою честь хоть крепостью, хоть Соловецким монастырём», – просил А.С.Пушкин своего друга Жуковского.
В качестве места заточения Соловецкий монастырь использовался около 350 лет с середины 16-го столетия до конца 19-го. Через Соловки прошли около 600 заключенных и это своего рода рекорд для монастырских тюрем. Окончательно закрыта монастырская тюрьма была лишь в 1903 году.
Одной из тайн истории Соловецкого монастыря является «чудесное избавление» от агрессии англичан во время Крымской войны.
6 июля 1854 года два британских корабля «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. Полагаю, англичане не имели цели разбомбить христианскую святыню. Они вывесили сигнальные флаги, что хотят купить продовольствие, и сделали сигнальный выстрел из пушки. Монахи их сигналов не поняли и открыли огонь. Англичанам ничего не оставалось как ответить огнём на огонь. Они потребовали сдаться. Но настоятель монастыря архимандрит Александр (в прошлом полковой священник) ответил, что монастырь организация не военная и сдаваться некому.
Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584-1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров.
20 июля 1854 года англичане начали обстрел монастыря. С 7 утра в течение 9 часов по монастырю было выпущено 1800 бомб и гранат. Несмотря на обстрел, архимандрит Александр повёл крестный ход вокруг монастыря. Одна из гранат попала в храм, где в тот момент шла служба, но пожар быстро был потушен. Никто не пострадал.
Когда дым рассеялся, оказалось, что обитель практически не пострадала. Но до сих пор монахи красят черным цветом места попадания ядер в здания монастыря.
Слава «не побеждённых Соловков» распространилась по всему миру и увеличила поток богомольцев.
Остаётся тайной, как выстояла соловецкая твердыня. Верующие называют это не иначе как «соловецкое чудо». Я не против чудес. Но когда «чудеса» случаются слишком часто, возникают сомнения.
По российской версии английские корабли «Бриск» и «Миранда» были 60-пушечные фрегаты с трёхпудовыми ядрами. По английским данным это были 14-пушечные шлюпы с 32-х фунтовыми ядрами. Такие ядра не могли причинить никакого вреда монастырю. Причём пушки английских кораблей били с расстояния почти в три километра – предельного для корабельных пушек.
В 1855 году английские корабли вновь подошли к Соловецкому монастырю и попросили продать им монастырский скот, поскольку нуждались в провианте. Архимандрит Александр решил провести переговоры с английским командором Аманеем. Содержание этих переговоров остаётся тайной.
Не получив провианта, английские корабли ушли. В память об этом событии архимандрит Александр распорядился поставить так называемый «переговорный камень». Надпись на камне гласит, что 22 июня 1855 года здесь состоялись переговоры настоятеля монастыря с английским офицером, требовавшим от монастыря быков. После переговоров, благополучных для обители, настоятель отслужил в Успенском соборе молебен.
Переговорный камень установили не на самом месте встречи (она проходила на Малом Заяцком острове), а там. где паломникам было бы удобно с ним знакомиться – на Большом Соловецком острове, недалеко от монастыря.
Хотя Соловки расположены недалеко от Полярного круга, монахам удавалось выращивать на острове арбузы, дыни и даже персики. Как им это удавалось, до сих пор остаётся тайной. Никто и сегодня не может вырастить ничего подобного.
В 1918 году на Соловках впервые появились отряды красногвардейцев. По декрету советской власти всё церковное имущество теперь принадлежало народу. Чекисты, видимо, искали монастырскую казну, но так ничего и не нашли. Изъяли лишь часть продовольствия.
В 1920 году властью советов Соловецкий монастырь был ликвидирован и его руководство сослано. У монахов, видимо, пытались выяснить, где спрятаны сокровища монастыря, но безрезультатно. Поэтому последний настоятель Соловецкой обители архимандрит Вениамин (Кононов) и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были сожжены заживо.
Где теперь находятся сокровища Соловецкого монастыря – тайна, покрытая мраком. Возможно, кто-то приезжает на Соловки с целью найти спрятанные сокровища.
Тайной остаётся и точное количество погибших в застенках Соловецкого монастыря. Имена некоторых секретных узников не разглашались, а многие уголовники просто скрывали свою фамилию. Списки всех уничтоженных в Соловецком лагере особого назначения по сей день спрятаны в архивах под грифом «секретно».
Сегодня Соловецкий архипелаг – это Федеральное государственное учреждение «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник».
25 октября 1990 года монастырь был вновь официально возрождён и в Российской Федерации и мирской христианской мировой деятельности. Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь подчинён непосредственно Патриарху.
В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Почему же люди едут на Соловки? В чём притягательность этого места?
Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Монастыри – последние островки духовности в нашем безбожном и циничном мире.
Я посетил много разных монастырей, но чем больше странствую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя когда-то здесь была истина, сейчас на 99 процентов это хорошо налаженный бизнес.
Трудно представить, как можно монашествовать среди такого потока туристов…
Предполагается, что монахи обладают опытом общения с Богом, находятся в постоянном контакте с Ним. Но так ли это, – не знает никто.
Люди часто смешивают понимание Бога с религией (каких множество). Ещё хуже, если смешивают понятие Бога с церковью (каких ещё больше). А хуже всего, если связывают Бога с каким-то определённым монастырём или пуще того конкретным священником (грешником).
Храм – он в душе!
Монастырь каждого – в его сердце!
В чём метафизика Соловков?
Это праистория грехопадения человека и превращения рая в ад. Желание построить рай на земле, где правит князь тьмы, неизбежно приводило к созданию тюрьмы.
Соловки – прообраз мира: вначале созданный как райское место благими намерениями превращён в «ад».
Противоречие лежало в самом начале возникновения Соловков. Ангелы жестоко избили железными прутьями жену рыбака на Секирной горе. Это мифическая история обернулась реальностью спустя четыре столетия, когда на Секирке находился штрафной изолятор, где жестоко избивали заключённых Соловецкого лагеря особого назначения.
На Соловках монахи поставили более трёх тысяч крестов. Но это не помогло избежать превращения святого места в место пыток и казни тысяч невинных душ.
Находясь на Соловках, я часто спрашивал себя: хотел бы я здесь поселиться?
Я не очень верю в монашество, хотя сам долгое время жил как монах. Стоит ли сбегать от мира? Ведь и в монастыре можно погибнуть, и в миру спастись.
Соловки не самое красивое место на земле, но самое трагическое. Это место крайностей человеческой природы, где человек проходит проверку на прочность и телом, и душой.
Соловки дают возможность понять, на что способен человек и в самом высоком своём порыве, и в самом низком.
Тайна Соловков – это тайна человека!
«Человек есть тайна, – писал Достоевский. – Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
«Устал я от мира, вот и сбежал сюда. Чтобы быть ближе к Господу, чтобы лучше слышать Его. Живу здесь в потоке любви. А в миру я умер. Умер, потому что потерял смысл своего существования. Пытался любить людей, но они отвергли мою любовь. Вот и ушёл сюда, стал отшельником. Здесь я вернулся к естественному, чистому состоянию, здесь ощущаю, как вибрации моей души резонируют миру Горнему. Но прежде сколько в мирý натерпелся... Грешил, много грешил. Вот и захотел спрятаться от греха. Но грешен, до сих пор грешен, и не знаю, сотворил ли начало покаяния своего. Думал посвятить себя церкви, жил и в храме, и в монастыре. Только там, как в миру, а в миру, как в аду. Намеревался даже уйти в монахи, только вовремя понял, что храм — он везде, и здесь, быть может, более, чем в церковных стенах. Монастырь мой у меня в сердце…»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Соловки невозможно постичь ни за один день, ни за неделю. Для этого потребуется значительно больше времени, возможно, даже вся жизнь.
Прощаясь с Соловками, я подарил Соловецкому музею-заповеднику свой роман-быль «Странник»(мистерия).
Кратко содержание можно сформулировать в трёх тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
Читайте продолжение моего рассказа о Соловках: «Загадки Русского севера», «СЛОН соловецкий», «Соловки Обитель Разоблачение».
Приглашаю посмотреть мой фильм о посещении Соловков в комментариях - "Зачем едут на Соловки"
А по Вашему мнению, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЕДУТ НА СОЛОВКИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Почему люди добровольно едут на Соловки? Ответы участников путешествия на Соловецкие острова в августе 2016 года.
https://www.youtube.com/watch?v=Ia9ysfeWqR4&feature=youtu.be
Соловки дают возможность понять, на что способен человек и в самом высоком своём порыве, и в самом низком.
Тайна Соловков – это тайна человека!
http://www.youtube.com/watch?v=9zci1YYLss8&feature=youtu.be
https://www.proza.ru/2016/08/19/207
"...Мы должны превратить Россию в пустыню населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн. "
как будто, правду, но за этой правдой стоит кривда. Ведь даже в этом своём описании постарался всё опорочить....
предлагаю заменить первое слово в вашем нике на ЧМО
товарищи не проходите мимо
голосуйте пожалуйста
А сама статья интересная и хорошо написана.
После войны в Союзе были распространены щелочные огнетушители, которые приводились в действие ударом об пол наконечника. Внутри при этом разбивалась стеклянная колба и ОП начинал работать, причём в перевёрнутом состоянии. Везде в учреждениях, школах и прочих общественных местах висели плакаты с инструкцией. В конце 50-х их сняли с производства и заменили более удобными с клапаном сверху.
Так вот, молодые матросы до начала 70-х всё норовили треснуть об палубу этим клапаном, что немедленно приводило к поломке ОП.
Вот это была противопожарная подготовка населения, как говорится с молоком матери.
Точно такая же ситуация с преступлениями сталинского режима.
Проходят же мировые соревнования по забиванию гвоздей шляпками вниз? Проходят. А почему?
Только таким образом, какими ни будь нелепицами, некоторые люди, такие Кофырин, могут обратить на себя внимание. И больше никаким.
Они хотели свободы! Свободы от рабства, свободы от власти, свободы вероисповедания…
Русский человек всегда жаждал правды и искал место, где он мог бы жить по правде божией. ====
--------------------------------------------
Русский человек обрел свободу с лагере особого назначения?
--------------------------------
Это вы как женщина утверждаете?
Здесь автор приводил слова Достоевского Фёдора Михайловича о том, что он (Д.Ф.М.) всю свою жизнь после 14-летней каторги посвятил исследованию Духа (Души) Человека. Читали ли Вы его роман "Братья Карамазовы"?Вдумчиво, чтоб мурашки по телу.... На крайний случай посмотрите хотя бы одноимённый фильм. Обратите внимание на Алёшу Карамазова- монаха. Только НЕЗНАНИЕ могло родить такие ваши строчки. Благодаря молитвам монахов МИР ещё держится, не сошёл с ума, хотя этот сатанинский Мир, который ослабляется такими (как ваше) заявлениями, дрожит и клонится влево и вправо, бледнеет и краснеет, но скрипка Сергея Ролдугина и оркестр Мариинского театра (под руководством Валерия Гергиева) вновь помогают монастырской братии удержать мир и Землю и нас с вами от победы величайшего Zла , раскинувшего свои щупальцы по всей Земле.
Ф.М.Достоевского. Может поймёте что-нибудь.
Про "Дневники.." молчу, не всем дано осилить...
Духовный подвиг в миру более ценится. Приглашаю прочитать - что и зачем!
"На святых моих воздвигну церковь Мою!"
https://www.proza.ru/2016/08/19/207
Перетаскивать камни или брёвна с места на место,
Считать чаек,
Громко кричать Интернационал по много часов подряд. Если заключённый останавливался, то двух-трех убивали, после чего люди стоя кричали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на мороз. Мы собрали цитаты из книги воспоминаний Николая Киселева-Громова «С.Л.О.Н. Соловецкий лес особого назначения», изданной в Архангельске.
Автор не был заключенным лагеря, он был охранником, служил в штабе военизированной охраны знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения – С.Л.О.Н. Лагерь этот, как известно, был первым и являлся образцом не только для ГУЛАГа, но и для лагерей гитлеровской Германии. В 1930 году Киселев бежал из СССР в Финляндию и там написал эти воспоминания.ДОРОГА ДЛИННАЯ
Зимой в товарном вагоне неимоверно холодно, так как печи в нем нет; совершенно темно – ни ламп, ни свечей не выдается. Очень грязно, а главное, неимоверно тесно – никаких приспособлений для лежания или
***
На дорогу из Петрограда, то есть по крайней мере на три дня, заключенному выдается около одного килограмма черного полусырого и черствого хлеба и три воблы. Водою заключенные в дорогу совсем не снабжаются. Когда они в пути следования начинают просить у чекистов напиться, те отвечают им: «Дома не напился! Подожди, вот я тебя напою в Соловках!» Если заключенный, доведенный жаждой до отчаяния, начинает настойчиво требовать воды и угрожает жаловаться высшему начальству, то такого заключенного конвоиры начинают бить («банить»). После этого другие терпят уже молча. А из таких городов, как Баку или Владивосток, откуда тоже заключенные направляются в СЛОН, дорога продолжается неделями.
В 7-й роте, в которой тоже концентрируются заключенные перед отправкой на командировки, мне приходилось наблюдать следующее: ротный барак стоит на площади, отгороженной колючей проволокой, в морозное время года десятки заключенных всю ночь напролет безостановочно ходят по ней, потому что для них не хватило места в бараке: там так набито людьми, что пальца нельзя просунуть, оставшиеся на дворе должны все время ходить, чтобы не замерзнуть. Выбившись из сил от ходьбы и холода и не в состоянии противиться сну, они подходят к своим вещам, сложенным тут же, на площади, притыкаются к ним головами и на несколько минут погружаются в сон, холод быстро заставляет их встать и опять метаться по площади.
***
Партия идет дремучим карельским лесом, летом съедаемая миллиардами комаров и тучами мошкары, среди бесчисленных болот, а зимою, то есть в течение большей части года, по пояс в снегу. Выворачивая из снега обутые в лапти ноги, идут пять, десять, двадцать и даже до тридцати километров. Наступает ночь.
– Разводи костры, разгребай снег, устраивайся на ночевку.
Для чекистов заключенные раскидывают походную палатку, которую они, как и самих чекистов, везли на санях, ставят в нее железную печку, приготовляют чекистам кушанье. Сами же греют себе, у кого есть чайники, и пьют кипяток с 200 грам. черного хлеба (если только он у них остался). Потом, согнувшись в три погибели и подложив под голову грязный кулак, заключенные кое-как проводят ночь у костров, все время добывая из-под снега сушняк, поддерживая им огонь и своих костров, и в печке чекистов. Каторжная работа доводит заключенных до того, что он кладет на пень левую руку, а правой отрубает топором пальцы, а то и всю кисть. Таких саморубов надзиратели «банят» что есть сил прикладами винтовок, потом отправляют к лекпому на командировку. При этом чекист-надзиратель дает ему «пропуск»: он берет толстое, пуда в два весом, полено и на нем пишет: «Предъявитель сего “филон”, “паразит симулянтович”, направляется мною в командировку для
***
Многие заключенные, видя, что саморубство спасти их не может, а в перспективе – неминуемая смерть с предварительными долгими страданиями, поступают решительнее: они вешаются на обледенелых деревьях или ложатся под подрубленную сосну в тот момент, когда она падает, – тогда их страдания оканчиваются наверняка. Никаких накомарников, совершенно необходимых в том климате, СЛОН никогда заключенным не выдает. Работая, заключенный то и дело сгоняет или стирает с лица, шеи и головы рукавом то правой, то левой руки немилосердно кусающих его насекомых. К концу работы лицо его делается страшным: оно все распухло
«Стойка на комарах» здесь – излюбленный чекистами способ наказания. «Филон» раздевается донага, привязывается к дереву и так оставляется на несколько часов. Комары облепляют его толстым слоем. «Симулянт» кричит, пока не впадает в обморок. Тогда одни надзиратели приказывают другим заключенным обливать обморочного водой, а другие просто не обращают на него внимания до истечения срока наказания... Второй бич, которым природа Севера бьет заключенных, – куриная слепота и цинга.
Куриная слепота часто ведет к убийству заключенного, когда он отойдет вечером несколько шагов от командировки в лес, чтобы оправиться, и заблудится. Чекист-надзиратель прекрасно знает, что заключенный заблудился по болезни, но он желает выслужиться, получить повышение, получить благодарность в приказе и денежную награду, а главное – им владеет особенный чекистский садизм. Он рад поэтому взять такого заключенного на мушку и выстрелом из винтовки положить наповал.
***
Только ничтожная часть больных и саморубов спасается от смерти, остальные мрут на командировках, как мухи осенью.
***
В последнее время в целях экономии леса начальники командировок стали строить «крикушники» в земле. Вырывается глубокая, метра в три, яма, над нею делается небольшой сруб, на дно ямы бросается клок соломы, и «крикушник» готов.
– Из такого «крикушника» не слышно, как «шакал» орет, – говорят чекисты. «Прыгай!» – говорится сажаемому в такой «крикушник». А когда выпускают, ему подают шест, по которому он вылезает, если еще может, наверх.
За что же сажают заключенного в «крикушник»? За все. Если он, разговаривая с чекистом-надзирателем, не стал, как полагается, во фронт, – он в «крикушнике». Если во время утренней или вечерней поверки он не стоял в строю как вкопанный (ибо «строй – святое место», говорят чекисты), а держал себя непринужденно, – тоже «крикушник». Если чекисту-надзирателю показалось, что заключенный невежливо с ним разговаривал, – опять он в «крикушнике».
Женщины в СЛОНе главным образом заняты работами на рыбопромышленных командировках. Интеллигентные, каких там большинство, и особенно те, что покрасивее и помоложе, служат у чекистов-надзирателей по стирке им белья, готовят им обед...СЛОН заключенным женщинам казенной одежды не выдает. Они все время ходят в своей собственной; через два-три года они совершенно оказываются раздетыми и тогда делают себе одежду из мешков. В отчаянии многие женщины своих детей умерщвляют и выбрасывают в лес или в уборные, вслед кончая и сами жизнь самоубийством. «Мамок», которые умерщвляют своих детей, ИСО посылает в женский штрафной изолятор на Заячьи острова, в пяти километрах от Большого Соловецкого острова. У входа в 13-ю роту справа и слева стоят громадные деревянные ушаты высотою метра в полтора, заменяющие уборную. Заключенный, желающий оправиться, должен об этом заявить дневальному, тот доложит дежурному по роте, а дежурный по роте разрешит идти в «уборную» тогда, когда наберется целая партия желающих. Дневальный ведет их к ушатам и ставит в очередь. Чтобы оправиться, заключенный должен влезть на высокий ушат с положенной на него
Чтобы вынести такие ушаты, наполненные нечистотами, два человека продевают палку в ушки его и несут на плечах в «центроуборную». Несущие должны спускаться около ста метров по ступеням собора. Чернявский заставлял (обязательно священников, монахов, ксендзов и наиболее чисто одетых или отличающихся своими манерами интеллигентов) выносить их по нескольку раз в день. При этом, чтобы поиздеваться над «барами» и «длинногривыми», он заставлял уголовных преступников толкнуть наполненный до краев ушат, чтобы содержимое расплескалось и попало на впереди идущего, или же учил сбить с ног переднего или заднего из идущих, чтобы потом заставить интеллигентов и священников вытирать пролитое тряпками. В 1929 году всем священникам 14-й роты через командира роты Сахарова было предложено остричься и снять рясы. Многие отказались сделать это, и они были отправлены на штрафные командировки.
***
Глиномялка является как бы отделением карцера. Она представляет собой абсолютно темный и сырой подвал, вырытый под южной стеной кремля. На дне ее лежит полуметровый слой глины, которую заключенные месят ногами для строительных работ. Зимой глина замерзает; тогда на нее ставят маленькие железные печки, оттаивают и заставляют заключенных месить... С попадающих в глиномялку снимают буквально все, и совершенно голые – зимой и летом – они по нескольку часов стоят в мокрой глине по колени...
3 февраля 1919 года правительство т.н. «Северной области» Миллера-Чайковского, которое поддерживали страны Антанты, приняло постановление, по которому граждане, «присутствие коих является вредным…могут быть подвергаемы аресту и высылке во внесудебном порядке в места, указанные в пункте 4 настоящего постановления».
Указанный пункт гласил: «Местом высылки назначается Соловецкий монастырь или один из островов Соловецкой группы…».
Как пишет исследователь истории гражданской войны П.А.Голуб, «вожди белого режима на Севере – Чайковский, Миллер, Мурушевский и прочие, уже пребывая в эмигрантском далеке, не уставали чернить большевиков за ссылку контреволюционеров на Соловки. Но при этом дружно демонстрировали провал памяти, а именно: дорогу на Соловки проложили именно они».
Состав тот же.
Большевики как и власовцы использовали деньги и вооружённые сили врага для достижения политичиских целей.
Только логика, без демагогии
"поражения своему правительству"
и сейчас желают проамериканские силы как либерасты так и стальонанисты."
Только кончается всё крахом распадом Державы, и огромной кровью собиранием вновь
Осенью 1923 года было 315 исправительных лагерей, из которых один из самых известных — созданный в том году СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) — послужил основой возникшей впоследствии системы трудовых лагерей ГУЛАГа.
24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛаге (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.
3 августа 1933 года постановлением СНК СССР утверждается Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР, прописывающий различные аспекты функционирования ИТЛ. В частности, кодексом предписывается использование труда заключенных.
Комментарий удален модератором
Не "кочевой", а "кошевой".
Пётр Калнышевский "скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю."
Определением Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский (1691—1803) был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии.
человек.С Богом ли? Или сомневается долгое время, как Фома неверующий? или же становится предателем как Иуда?
Это всё очень тонкие материи, к которым человек всё равно вынужден обратиться хотя бы один раз в жизни: от этого никому не спрятаться ни на каких ОСТРОВАХ.
Монастырь каждого- в его сердце! Верные слова, многие так мыслят...
На Соловках закончил свой земной путь отец Милий ( Руднев). Попросили его остаться и вести службу...сахарный диабет и лекарство закончилось. Может быть специально не стал принимать- такой вывод сделала после прочтения Вашей статьи. Жила по соседству с его матерью. В 1977 году старшего сына о. Милий крестил, часто его вспоминаю добрым словом.
Николай, огромное спасибо.
Мой Бог не знает аналогов. Он не привнесен извне, он взрос изнутри и не связан с внешним миром, с окружающей природой.
Вывод напрашивается сам собой: ваши Боги - ваши заботы, мой Бог - мои проблемы.
Читатель знакомый с Библией подумает, что автор не читал её и не знает первой заповеди Бога, которую передал Авраму: " Да, не будет иных богов перед лицам моим".
И не смотря на это, жду второй части...
"Люди часто смешивают понимание Бога с религией (каких множество). Ещё хуже, если смешивают понятие Бога с церковью (каких ещё больше). А хуже всего, если связывают Бога с каким-то определённым монастырём или пуще того конкретным священником (грешником)".
Статья - "На святых моих воздвигну церковь Мою!"
https://www.proza.ru/2016/08/19/207
http://www.proza.ru/2016/08/19/207