Из истории даты не выкинешь: 8 августа 1932 года в СССР разрешили женский труд на шахтах.
Индустриализация огромной сельскохозяйственной страны требовала все больше топлива и рабочих рук. Моральные сомнения перед лицом задач суровой эпохи не принимались в расчет.
Впрочем, надо заметить, что многие представительницы прекрасного — до спуска в шахту — пола восприняли это разрешение если не с энтузиазмом, то с удовлетворением. Все просто: тяжкий, совершенно неженский труд позволял свести концы с концами. А в деревнях, откуда в основном рекрутировались женщины, царил голод. Да и крестьянки, сызмальства работавшие в поле наравне с мужчинами, не знали другого труда, кроме физического.
Слабый пол на поверку оказался вовсе не слабым. Женщины в шахтах трудились не хуже мужчин, и даже, как это ни удивительно, более эффективно. Это подтверждает сухая цифирь. В 1940 году, к примеру, Донбасс дал стране 76,2 миллиона тонн угля.
А в 1950-м, после войны, когда женщин под землей работало больше, чем мужчин, те же самые шахты выдали нагора 78 миллионов тонн. Такие показатели были во многих отраслях народного хозяйства, раньше считавшихся чисто мужскими. По всему Советскому Союзу женщины пахали землю под лозунгом: «Сто тысяч подруг — на трактор!» Они шли в рудники, строили железные дороги, заводы и фабрики, работали в лесной промышленности, заменив ушедших на войну мужчин.
«Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», — эту школу жизни прошло целое поколение россиянок. Если не она — то никто, женщина привыкла отвечать за все. Тем более что снять ее с трактора никто не торопился.
И хотя война закончилась, времена пришли вегетарианские, но перед страной встали очередные масштабные народно-хозяйственные задачи.
Кому они были по плечу?..
Мужчины «дым колечками пускали, травя за анекдотом анекдот, а в это время женщины копали, и продвигались женщины вперед». Они осваивали целину, тянули нить Байкало-Амурской магистрали и обеспечивали мускульной энергией все великие стройки социализма.
Женщина, укладывающая шпалы на железной дороге, была символом трудовой доблести — и в то же время постоянным объектом шуточек и героиней анекдотов. Потому что, с одной стороны, без нее социализм не построишь. А с другой — как полюбить шпалу? Надо ли говорить, как менялся характер и мировосприятие женщин, вынужденных зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом. И какими они становились железными леди.
Сейчас, слава богу, никому не приходит мысль загонять женщин под землю толкать вагонетки. Но куда деться от изменений в гендерной психологии? Недавно было проведено интересное исследование: выясняли, где в мире больше всего женщин-руководителей. В Японии, к примеру, их оказалось 8 процентов, в Германии — 14, во Франции — 33. А в России женщины занимают 40 процентов высших управленческих позиций! Можно, конечно, говорить про достижения равноправия, кивать на традиционно «женские» у нас отрасли — образование и медицину. И все же, мне кажется, лучше вспомнить недавнюю историю. Тогда станет понятно, откуда у нас столько жестких, волевых, прекрасно работающих локтями женщин.
Что вы хотите — генетическая память народа.
Комментарии