Вроде бы благие помыслы высших чинов – повернуть вспять поток беженцев с восточных местностей державы. В эпоху великого созидания население здесь неуклонно росло. Даже к концу горбачевской «перестройки» все-таки еще свыше 8 миллионов жителей поддерживали развитие производительных сил обширного богатейшего края.
Однако с началом насаждения колониального капитализма разразилась катастрофа, и за четверть века после государственного переворота население теперешнего Дальневосточного федерального округа уменьшилось почти на четверть и сегодня составляет уже немногим более 6 миллионов человек. И опустошение продолжается.
Продолжается и потворство этому со стороны антинародной власти. Однако надо и приличия блюсти. Тем более в канун избирательной кампании. И вот несколько месяцев назад Путин подписал закон об очередном благодеянии – каждому гражданину России бесплатно гектар пустующей территории Дальнего Востока, вдали от шума городского не менее чем на 10–20 километров. На пять лет с возможным последующим оформлением в собственность. С использованием хоть по интернету, а хоть и с личным присутствием. Тут же были оглашены авторитетные сведения, что дармовым гектаром заинтересовались примерно 30 миллионов граждан, в основном аборигенов центральной части страны, и едва ли не все уже готовы отправиться на облюбованный участок.
А пока туда с 1 июня приглашаются жители девяти «пилотных районов» – выделено по одному такому району в каждом из регионов округа. Потом вскоре наступит очередь других его районов, а там и всей остальной державы.
И «пилотные районы» дали первые результаты разведки. Пресса была заполнена сообщениями, что за июнь–июль бесплатный гектар получили аж 64 человека. Сверху на подопытные власти обрушилось обвинение прямо-таки в саботаже, будто они скрывают от граждан земли, которые пустуют и не осваиваются столетиями.
* * *
Однако для местных жителей «пилотная разведка» лишь подтвердила выстраданные ими за годы капиталистических «реформ» выводы. Постоянно среди людей – руководитель коммунистов «пилотного» Амурского района Г.А. Белов. Он говорит:
– Испокон веков народ на своей земле развивал хозяйство и благодаря этому держался и рос. Особенно с социалистической индустриализацией. Тут прежде всего вспоминают Комсомольск-на-Амуре. Но поднимались и другие города. Это и наш Амурск. Тоже на пустом месте, комсомольско-молодежная стройка была. У нас построили пять огромнейших заводов, они работали на всю страну, на освоение нашего края. Начало городу положил целлюлозно-бумажный комбинат – его первым и закрыли с реставрацией капитализма. Затем построили машиностроительный завод. Потом – деревообрабатывающий комбинат, он выпускал в громадных объемах деловую древесину, древесно-стружечные плиты и ряд других новейших материалов, тоже работал на всю страну. Его вторым разрушили господа. Вслед за ним уничтожили самый современный завод «Полимер». Потом погубили машиностроительный завод.
Прихватизация застигла в стадии строительства два завода новейших технологий, какое-то время пытались довести их до ума, но «эффективные собственники» уже пустили государство на ветер. От заводов – одни воспоминания.
В единстве с промышленными предприятиями очень большие дополнительные выгоды обеспечивал обширный тепличный комбинат площадью 20 гектаров. Он особенно славился огурцами, кормил овощами ряд городов, в том числе и в Якутии. Но как только Чубайс пришел к власти, захватил в свои зубы электричество и пар, цены поднял. Тепличный комбинат задыхался, рыпался спастись, но все-таки сдох. Сейчас на его месте – пустырь.
И еще был седьмой завод – оборонной промышленности, выпускал патроны для нового оружия. Перебивается ныне с хлеба на воду, заказов нет. Сократили вчетверо трудовой коллектив. Через несколько лет поступил небольшой заказ, около двухсот рабочих вернули. Продлил дыхание заказ на утилизацию устаревших патронов, а главное – заказ на изготовление патронов для американского охотничьего оружия. Линии по выпуску отечественной продукции простаивают. Налогами почти не подкрепляет город, дышит на ладан.
И, наконец, в Амурске действует частный завод на двести человек, он вырабатывает золотой концентрат. Дорогое удовольствие, но налогов городу он не платит, иногда только снисходит подачкой на благотворительность в ответ на выклянчивание ее со стороны двух администраций – городской и районной.
Итак, с уничтожением заводов Амурск лишен источников средств для расширенного воспроизводства, для саморазвития. Это преступление реставраторов капитализма. Выброшены вон трудовые коллективы предприятий численностью в 3–5 и более тысяч работников. Многие из них влились в поток «лишних» здесь людей, которые в общем и составили уже почти двухмиллионную армию безработных, покинувшую при капитализме Дальневосточный федеральный округ. Какое лихо наносило такой удар по этому богатейшему краю за всю его историю?
И чем нынешняя власть сырьевой колонии может восполнить этот колоссальный ущерб? Чем-то привлечет обратный приток покорителей безлюдных просторов наподобие массового движения энтузиастов комсомольско-молодежных строек? Или хотя бы какими-то мерами удержит еще остающихся пока жителей в исключительно важных для народа уже освоенных благодатных краях?
Практически пока единственной здесь мерой, похоже, вместо отнятого рабочего места на заводе представляется бесплатный гектар, ничего не стоящий и для власти. Машиностроителю от станка с числовым программным управлением – большое число гектаров, выбирай любой. В тайге, на горе, на равнине, в перелеске. Правда, без дороги, электролинии, водопровода. Вдали от города и села. За эти прелести пока не зацепился ни один уволенный рабочий.
Пока обладателями бесплатного гектара стали 25 старожилов Амурского района. Пятеро из них намерены развивать свое сельское хозяйство. В планах остальных – пчелы и рыба. «Черные рыбаки» вдоль реки Амур копают землянки, вылавливают рыбу, икру из нее гонят в Москву, а мясо тут же закапывают в землю – сбыть невозможно, рыба тухнет. Вот эти работники и возьмут бесплатный гектар около речки – маленькая землянка, сарайчик для переработки рыбы, в нем будут заняты несколько рабочих.
Приходят сообщения, что даже в «пилотном» Анадырском районе Чукотки объявляется любитель использовать гектар в сельскохозяйственных целях. Что ж, мы ведь с воодушевлением пели: «И на Марсе будут яблони цвести!» Тем более желаем хоть на вечной мерзлоте труженикам творить чудеса. И все-таки не в них здоровье и судьба страны.
Сказанное постоянным жителем Хабаровского края Г.А. Беловым дополняет секретарь Приморского крайкома КПРФ Геннадий Петрович Куликов:
– Дня два назад я вернулся из Пограничного района, где мы восстанавливаем памятники воинам 5-й ударной армии, павшим в сражениях против милитаристской Японии.
В экспедиции участвовали местные казаки. В беседе они выразили полное безразличие к бесплатному гектару. Для дома это слишком много, а для создания прибыльного хозяйства – чрезвычайно мало.
А самое главное – у населения нет потребности и возможности в личном участке земли. После отъезда хозяев опустели многие наделы в благоустроенных садово-огородных товариществах вокруг городов, заброшены многие деревни и сёла. Однако, за редким исключением, никому и в голову не приходит взять себе брошенные сады и огороды. Нет условий, нет сил. Тем более их нет, чтобы бежать за гектаром в глухомань.
Так рассуждают труженики. Однако в «пилотном» Ханкайском районе за два с лишним месяца поступило около тысячи заявок. В печати сообщают, что большинство их авторов представляют крупные фирмы или местную администрацию и нацелены на определенные участки. Обещают разводить пчел, кроликов и шиншилл – меховых зверьков. Особое внимание привлекают окрестности озера Ханка и территории близ рек, тем более вдоль Тихоокеанского побережья. Остальные урочища – в основном ничем не примечательная степь, где на одном гектаре никакой продуктивности и прибыли не добьешься. Явно небольшая группа относительно состоятельного населения может воспользоваться отдельными уголками природы, однако разве ради такой мелочи затеян сыр-бор?
* * *
Во все время разрушительной реставрации капитализма в России идет бурное строительство крупных городов Китайской Народной Республики возле нашей дальневосточной границы. Какой козырь предъявит здесь в экономическом соревновании двух систем буржуазное правительство нашей страны? Пустой и явно ненужный бесплатный гектар?
В виду новых китайских городов вдоль границы простираются основные сельскохозяйственные угодья нашего Дальнего Востока. По мере свертывания наших сельскохозяйственных предприятий и угасания производительных сил населения их замещают китайские предприниматели. Они открыто или через подставных посредников скупают земли ликвидированных колхозов и совхозов и развертывают свое сельскохозяйственное производство. Под видом российской продукции.
На рынке не встретишь китайской марки. Все отечественное. Но видно, что продукция – плод неизвестных нам высоких технологий. По более низким ценам, что делает невыгодным труд коренного населения. И при этом – хищническое отношение китайских дельцов к земле. Используют самые сильнодействующие удобрения, ускорители роста, гербициды, фунгициды и тому подобное. В результате берешь фрукты или овощи – они пахнут аптекой. Надолго сохраняются плоды, но сохраняется ли здоровье потребителя? И, безусловно, на долгие годы отравлена плодородная земля.
Что и кто спасет национальное достояние? Бескорыстные энтузиасты, разобравшие по бесплатному гектару все дальневосточные просторы и по праву и долгу хозяев восстановившие поля в интересах и во славу народа? При все обостряющейся нехватке средств?
А нужда все тяжелее. Когда состоялось несколько поездок Путина на Дальний Восток и важнейшая встреча глав государств здесь, у нас еще были какие-то иллюзии насчет выполнения остро необходимых обещанных мер. Но с годами стало ясно, что поворота на Восток так и не произошло.
Да, обещаний было через край. По Сибири и Дальнему Востоку правительство принимало примерно 200 целевых программ. Конечно, они были далеки от грандиозных масштабов социалистического строительства, однако и при всей малости ни одна из них полного финансирования не получила. И мне кажется, правительство давно уже забыло о них. Вот Медведев недавно выступал и опять сказал: самые актуальные программы будем поддерживать, а на остальные денег нет.
* * *
Планировали сократить финансирование дальневосточных программ в 20 раз. Это значит их похоронить. Какова будет судьба очередных программ – ясно, когда денег нет.
А нет потому, что страну оставляет без денег паразитический социальный строй. Примеры его расточительства приводят все болеющие за родной край. Секретарь Амурского обкома КПРФ Татьяна Анатольевна Ракутина рассказывает, что программа коммунистов предусматривает возвращение местных гидроэлектростанций в собственность области. Это позволит снизить цену киловатт-часа электроэнергии с чубайсовских 3 с гаком рублей до 64 копеек, почти в пять раз. Это в корне улучшит экономические условия для сельскохозяйственного и промышленного производства. Вот что значит народная собственность.
Однажды прошел слух, что правительство проявляет заботу и собирается ввести льготы для переселенцев на Дальний Восток. Жители Амурской области публично говорили: лучше дайте нам деньги, чтобы переселиться с Дальнего Востока. Но только не в Центральную Россию. И убедительно обосновывают необходимость такого поворота государственной игры с бесплатным гектаром.
* * *
И впрямь ведь этот фокус не впервой. Известно, что при советской власти труженики в коллективных и домашних хозяйствах владели землей бесплатно и бессрочно и не платили никаких налогов. Вершители антинародного переворота «осчастливили» крестьян и заставили разделить их бесплатную общинную землю на доли. Каждого жителя села сделали собственником земли, да не одного гектара, а зачастую десятка и более гектаров посевных площадей и других сельскохозяйственных угодий.
Так будьте здоровы, живите богато! В невыносимых условиях нежданного-непрошенного капитализма – и платите налоги за земельную долю. Оказалась такая жизненная доля, что и родную землю вынуждены люди забросить и их паи слились в заросшие бурьяном свыше 40 миллионов гектаров посевных площадей по стране. На две трети уничтожено животноводство крупного рогатого скота, наполовину – поголовье свиней, примерно на две трети – овец и коз.
Опустели тысячи деревень и сел, потеряны миллионы человек населения. Особенное запустение – в центре России, в коренных ее областях Нечерноземной зоны. Здесь заброшено полей в пять раз больше, чем в Дальневосточном федеральном округе.
Чем и как остановить небывалую в истории трагедию? Жители деревень и сел вынуждены бросать «подаренные» им властью капитала, в действительности унаследованные от предков и изначально по праву первопахарей принадлежащие им поля – какой «бесплатный гектар» может это заменить? Ведь это звучало бы дико.
Капиталистическая власть под флагом «Единой России» манит предвыборным «бесплатным гектаром» куда подальше от действительного устранения сотворенного ею народного бедствия, хоть на край света за цветочками, хоть в зону вечной мерзлоты.
А для возрождения страны, в том числе для ввода в сельскохозяйственный оборот 40 миллионов гектаров земельных паев сельских жителей, не оставляет денег колониальный капитализм. Вот и на недавнем совещании по развитию Центрального Нечерноземья признавалось, что «ведь в советское время на самом деле в Нечерноземье была целая большая государственная программа, очень большое внимание и поддержка. И были, безусловно, другие результаты». Сегодня же речь идет только о нехватке средств, о необходимости пересматривать подходы, приоритеты, которые свершили бы чудо.
Под масло таких словес вот уже четверть века пилоты капитализма правят самолет нашего государства на посадку в болото.
Федор ПОДОЛЬСКИХ
Комментарии
Сколько русских землепроходцев, рискуя жизнью, открывали и осваивали Сибирь и Дальний Восток!
А теперь всё в разрухе, как пишет автор, почти все заводы не работают, разрушены.Неужели промышленность оказалась здесь не нужна и не востребована?
Решили, что сельское хозяйство поможет выжить людям, с них и обещания дать гектар хватит!
А что с ним делать?Вручную не подъемно вспахать, засеять и убрать, техника недоступна по цене. Объединяться в колхозы? И не всякий колхоз потянет.
Земли благоприятны для растениеводства лишь на юге, очагами.Это приграничные районы, скоро полностью будут освоены китайцами. Ещё в прошлом веке один учёный писал, что нельзя отдавать землю китайцам , после них останется неплодородная пустыня, пусть лучше земля зарастёт бурьяном...
Да, китайцы применяют такие технологии, которые приводят землю в непригодное состояние, и неизвестно сколько десятков лет она будет восстанавливаться!
Сочетание и развитие всех отраслей экономики привели бы этот край в цветущий рай, но нашим "менеджерам" это не нужно.
Снова ""отлил в граните!"
2. Azesmant 09:3818 августа +1
Не будь Медведев стопроцентным евреем, он был бы похож на Обломова. Только во власти. Тот ведь тоже запрещал Захару -слуге говорить ему о долгах хозяину квартиры, мяснику.