Разговор о необсуждаемом

На модерации Отложенный
«…вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!»
«Мастер и Маргарита»


Есть проблемы, прикосновение к которым в силу совершенно неверно понятого принципа политкорректности не только не одобряется, но и вызывает негативную реакцию. Что, впрочем, не ведёт к решению этих проблем. Вопрос межнациональных отношений, а точнее – конфликтов на их почве – из этого ряда.
Ритуальные заговоры типа «все люди братья», в общем- то, не являющиеся неверными, не снимают остроты проблемы. Доказательством этого служит тот факт, что прибегать к этим фразам чаще всего приходится именно после очередного преступления, имеющего расовый окрас. Да и диспуты в средствах масс-медиа, посвящённые данному вопросу, имеют в своей сути принципиальный изъян. Вместо того, чтобы обсуждать корневой вопрос – причины, лежащие в основе межрасовых различий (а ксенофобия – именно от непонимания этих причин), диспуты вертятся вокруг всё того же ритуального, ничего не объясняющего положения о нашем всеобщем родстве. И такие разговоры – ни о чём. И каждое следующее преступление это подтверждает.

Необсуждаемый тезис о родстве не проясняет причины, позволившей европейцам всего за две с половиной тысячи лет от состояния одетого в шкуры варварства (взять тех же германцев) дорасти до орбитальных космических станций, и не давшей коренным жителям Австралии за десятки (!) тысяч лет шагнуть дальше изобретения бумеранга. ( И, кстати, когда расисты приводят этот пример как аргумент, подтверждающий идею «превосходства» одних над другими, - они бьют по действительно больному месту). Этот тезис не объяснит нам, почему феллахи современного Египта пользуются теми же орудиями и способами примитивной ирригации (один в один!), как и во времена, когда Египет был вершиной цивилизации (тысячи лет назад).
При этом скандинавы, менее полутора тысяч лет назад вышедшие на сцену мировой истории в роли свирепых воинов, любящих кровопролитие ради него самого, по прошествии этого незначительного времени создали толерантное общество с фантастическими социальными гарантиями. Этот тезис не поможет японцам разрешить величайшую для них загадку – секрет их собственного, в общем-то, недавнего (тоже где-то на рубеже нашей эры, по европейскому летоисчислению), появления на островах, теперь называемых Японскими. Ссылкой на наше родство не объяснить ничего. А борьба с ксенофобией, с проявлениями расизма (который, по сути, является ложной трактовкой совершенно конкретного явления Природы) невозможна без уяснения причин различий. Да, это сложная тема. Но отрытый разговор необходим, он назрел. Замалчивание любую проблему загоняет в угол. И именно тогда она и становится «прОклятой».

Бытовая ксенофобия, - а именно она и служит базой для преступлений на расовой почве, - может быть побеждена только просвещением. Без шаманства, камланий и недосказанностей. Без заигрываний. Понимание этого сегодня как никогда актуально. Мир стал един. Стал общим. Чтобы этот коктейль рас, народов, национальностей периодически не окрашивали сгустки крови, политкорректность в её сегодняшнем прочтении – инструмент однобокий – необходимо сделать многогранным. А то получается какая-то вечная игра «в поддавки», подразумевающая снисходительное подмигивание в духе «ну вы же понимаете…». Но в том-то и дело, что кто-то понимает, а кто-то нет. Необходимо учитывать, признать, что и тезис «Мы – разные!» должен быть столь же необсуждаем.
Не "лучше" или "хуже", а просто разные. И иногда даже - "разные навсегда".