Кого освистали в Рио, или с кого надо начинаться стыдиться
Спасибо журналисту Осину за тему. У него тут схватка с Шендеровичем – правильно или неправильно освистали плавчиху Ефимову. Осин считает – неправильно. Шендерович – правильно. Вот в этой баталии Осин, обвиняя устроивших Ефимовой обструкцию "лицемерных скотов" (цитата), бросил Шендеровичу упрек в безграмотности и одновременно в морализаторстве: "начинаться стыдиться полезно с себя самого" (цитата).
С точностью до использования возвратной формы, я с Осиным полностью согласен: он прав – начинаться (или начинать, как сказали бы менее грамотные коллеги) стыдиться надо с себя.
Это совершенно точное замечание. И более того, кончаться стыдиться нужно тоже собой. Стыд – это вообще чувство совершенно интимное. Относится только к себе. Больше ни к чему относиться не может. Осин абсолютно прав.
И тут дело даже не в том, что начнешь стыдиться за других – тебя камнями забросают, как опасается Осин за Шендеровича, опасается, опасаюсь, не без причины. Дело в другом – просто физически невозможно стыдиться за другого.
А как же с известной формой "мне за тебя стыдно"? А это "стыдно" тоже относится к себе. Просто человек отождествляет себя с тем за кого стыдится. Отсюда и стыд. За себя – за "двойного себя", за пару: за того, кто стыдится, и за того, за кого он стыдится – вместе.
В этом и дело – у кого какое "себя". У кого "себя" – это только он, лично, персонально. А у кого "себя" – это наша компания, класс, партия, народ, наконец. А есть и такие, кому за всё человечество стыдно.
Шендерович ведь не за Ефимову стыдится – что она, плохая девочка, кушала там стероиды или мельдоний. Ну, кушала себе и кушала. Ее за это наказали, она свое в углу отстояла, и теперь да не поставит ей это кто-либо в вину.
Тут ведь дело вообще не в Ефимовой и в ее человеческой трагедии – быть освистанной и непоздравленной. Дело тут во всех нас. И именно за всех нас стыдится Шендерович.
Ведь это не Ефимову не поздравили и освистали. А всех нас освистали. И совершенно заслуженно освистали. За то, что сделали ложь принципом жизни. За то, что не замечаем подлость. За то, что дураки. За то, что вырождаемся. Нет к нам за всё это уважения. Свистит на нас мир. И правильно делает.
Вот за что нам должно было бы быть стыдно. За себя. За коллективного себя.
Только вот у Шендеровича хватает широты самосознания, чтобы отождествить себя со всем нашим народом. А у Осина не хватает. Он этого большого "себя" как бы не видит, как бы не хочет замечать. И понятно – ему так спокойней. Сам я лично больших подлостей не делаю, а за остальных я не ответчик – каждый за себя лично отвечает.
Ну, отвечаем мы, конечно, не только за себя лично. Как бы это ни не было нам неприятно. Вот и Ефимова убедилась. И каждый убедится, встретившись с не-нами и почувствав ту брезгливость и то презрение, которые не скрыть в глазах услыхавшего, что ты – русский, из РФ. Это только, если из своего дома не вылезаешь, можно с этим не сталкиваться. Но сегодня-то мы все вылезаем. Кто в интернет, кто в телевизор...
И понятно. Мир наши интересы – воровать, отжимать, врать, беспредельничать – уважать не будет. И наши изысканные манеры у мира тоже уважения не вызывают...
А что вызывает? Было время – вызывало. Чайковский вызывал. Достоевский вызывал. Толстой... Но это всё быльем поросло. Нет у нас уже не только Чайковского, но и Прокофьева со Шнитке. Ни Достоевского, ни Пастернака. А Толстой у нас такой, что лучше бы никакого не было.
Вот Шендерович и стыдится. Потому что у него большая душа, в которой он со всеми нами отождествлен. А Осин не стыдиться. Потому что ему удобней душу свою сжать так, чтобы стыдиться только за себя лично, за Осина.
Потому что ему так спокойней. Потому что это у него защитный механизм такой – считать себя невиноватым в общенародных мерзостях. Каждый, дескать, за себя, один бог – за всех. Известный защитный механизм. Есть и другой: народ всегда прав, всегда хороший (вам что наш народ не нравится – чемодан, вокзал и так далее).
Всё это известно. И известно, как плохо всё это кончается для народа с искаженным самосознанием. Кончается сверхскверно. Если народ не хлещет себя стыдом сам, его жизнь хлещет. Руками ли иных народов, или как-то еще, но всегда больно.
Наши идиоты-"патриоты" этого не понимают, и даже не столько не понимают – чего тут не понимать – а думать об этом не хотят. И тем самым готовят народу страшное завтра.
Поэтому-то и патриотизм их в кавычках: их "любовь к родине" на самом деле самое страшное вредительство, какое только можно себе представить. А люди вроде Шендеровича, "пятая колонна", наоборот, пытаются народ спасти.
Беда только, что у них, у нас силенок пока маловато. Но это мы сами виноваты.
Впрочем, об этом в другой раз.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Пока я не покаялся, я ставил вопрос так: какую избрать деятельность мне, человеку, приобретшему то образование и те таланты, которые я приобрел? Как отплатить этими талантами и этим образованием за то, что я брал и беру у народа? Вопрос этот был неправилен потому, что он включал в себя ложное представление о том, что я не такой же человек, а особенный, призванный служить людям теми талантами и образованием, которое я получил, Я задавал себе вопрос, но, в сущности, уже отвечал на него вперед тем, что вперед определил тот род мне приятной деятельности, которую я призван был служить людям. Я, собственно, спрашивал себя, как мне, такому прекрасному писателю, приобретшему столько знаний и талантов, употребить их на пользу людям".Толстой