Среди прочих европейских держав Испания весь XX век занимала особое положение в части приема мигрантов, что делало ее более независимой в этом плане от Европейского Союза. Это было обусловлено тремя важнейшими факторами исторического развития испанской государственности, нехарактерными прочим европейским миграционным «центрам притяжения», таким как Германия, Франция или Великобритания.
Во-первых, Испания лишилась своих заморских колоний одной из первых, в первой трети 1800-х годов. В этот период еще не сложились основные широкодоступные транспортные коридоры, характеризующие современный глобальный антропоток, не были так развиты средства пассажирских перевозок, а карьерные лифты, как сейчас принято говорить, не настолько доступны, чтобы выходцы из колоний могли сделать карьеру в бывшей метрополии. В частности именно поэтому Испанию в XX веке не наводнили представители «ближнего зарубежья» - бывших колоний, получивших независимость в период с 1950-х по 1990-е, когда развитие транспортных и социальных сетей привели в движение широкие социальные пласты Южной и Малой Азии, Северной Африки и постсоветского пространства.
Во-вторых, ислам - религия, постоянно, из года в год, находящая все новые и новые политические формы, проявляющаяся в «войне предместий» или широкого гражданского протеста против карикатур - не является в Испании чем-то новым и неожиданным. Его появление в 1970-1980-х легло на уже имеющуюся историческую и культур-цивилизационную почву, заготовленную правителями-маврами испанских мусульманских государств еще в Средние века.
Ну и, наконец, в-третьих, невысокий уровень жизни, уступающий всем крупным странам западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Франция, Великобритания, Дания, Австрия, Люксембург, Германия, Ирландия, Италия) не приводит к такому серьезному социальному расслоению. У государства есть реальная возможность обеспечить иммигранту (причем не только легальному, но и нелегальному!) такие стартовые условия, которые уравнивают его с нижними слоями среднего класса. Это сразу решает проблему отчуждения, перспективного появления зон компактного проживания выходцев из других стран, трудовую дискриминацию и прочие миграционные проблемы, характерные для экономических лидеров Евросоюза.
Эти факторы привели к тому, что в 1990-2010 годах испанское правительство запустило реально действующие и эффективные программы привлечения и адаптации мигрантов, которые не могла позволить себе ни одна из принимающих стран Европы.
В настоящее время страна принимает около четверти всех иммигрантов, въезжающих на территорию объединенной Европы, а их доля от общего населения составляет около 10 %. По объемам ежегодного притока иммигрантов Испания занимает лидирующее место в Европе и второе в мире, уступая лишь Соединенным Штатам.
Однако экономический кризис и начавшийся в конце 2009 года общеевропейский курс на ужесточение миграционных правил на национальном уровне, а так же приход к власти правых дают основания полагать, что испанская миграционная сказка также подходит к концу, испанский рай закрывает двери перед желающими обосноваться в границах Евросоюза.
Оплаченное спокойствие
Испания стала основной страной приема мигрантов после того как традиционные страны приема закрыли бесконтрольный поток мигрантов в 1990-е годы. Прежде всего, речь идет о Германии, Франции и Швейцарии. Основной категорией иммиграции в эти страны являлись выходцы из стран Северной Африки, в отношении которых страны приема часто, но не всегда эффективно вводили разные квоты, чтобы отдать приоритет восточноевропейцам.
В Испании экономический рост и одна из самых тяжелых демографических ситуаций в Европе требовали значительного притока иммигрантов для исполнения государством своих социальных обязательств, поэтому организация притока мигрантов, быстрая качественная (и затратная) интеграция их в социум стали ключевыми для правительства социалистов.
В 1986 году Испания вступила в Европейский Союз, выгодами от членства в котором во многом объясняются экономические успехи страны 1980-90-х годов, связанный с развитием потребительского сектора и сферы услуг. Одновременно с этим страны-доноры Евросоюза начинают оказывать Испании значительную помощь, включая безусловные кредиты, которые Мадрид использовал для осуществления миграционных программ: например, только в начале сентября 2010 года в Испанию от Еврокомиссии был перечислен 21 миллион евро на гуманитарные нужды в сфере миграции.
Среди правительственных программ основное место занимали планы поддержки мигрантов по облегчению условий первичного въезда в страну, весьма либеральных по отношению к Европе в целом. В частности, процедура получения рабочей визы была достаточно гуманна, а увольнение не означало требования немедленно покинуть страну. Мигрант, лишившийся работы мог в течение значительного срока искать новую работу.
Большим плюсом иммиграционной политики Испании является работа по интеграции иммигрантов в общество. С этой целью правительством выделяются крупные суммы на строительство социального жилья для мигрантов, а также на образовательные программы. В частности, каждый ребенок-иммигрант помимо обучения в сети специальных подготовительных центров для детей-иммигрантов, имеет право на получение бесплатного среднего образования.
Значительные послабления были сделаны для мусульман, которые в частности могли назначить себе выходной в день своего национального или религиозного праздника.
Однако создание благоприятного миграционного климата для испанских властей было недостаточно, были сформулированы программы поддержки нелегальных мигрантов, которые могли также отстаивать свои права через профсоюзы и различные общественные объединения.
Легализация таких мигрантов фактически была поставлена на поток: каждые 2-3 года объявлялась широкая амнистия, легализующая более полумиллиона мигрантов за раз. Это означало, что любой мигрант, продержавшийся в стране более 2 лет, фактически получал гражданство по факту своего нахождения на территории страны! Нелегалы также могут рассчитывать на юридическую помощь, а дети-нелегалы наравне с коренными жителями получают бесплатное среднее образование.
В конечном счете, такая гуманная иммиграционная политика привела к тому, что более половины всех рабочих мест в Испании заняты иммигрантами и их ближайшими потомками. Это переломило период экономического спада промышленного производства и последующей глубокой депрессией, охватившей практически все сферы экономики в середине 1990-х. После того как определилась роль Испании как основной страны приема, она вошла в период стабилизации и развития. Начавшееся оживление к концу 1995 г. перешло в фазу подъёма, продолжавшуюся на протяжении всего последующего периода вплоть до настоящего времени. Темпы прироста ВВП за 1994-2004 гг. составляли более 3,7% ежегодно против 2,7% в среднем по ЕС.
Это также означает, что нужды Испании в привлечении мигрантов будут только расти. За 2009 год количество людей, переехавших в Испанию на постоянное место жительства, выросло еще на 7,1%. До настоящего времени были все основания считать, что эта цифра будет только расти.
Миграционная политика меняется…
Начавшийся в Европе процесс усиления правых партий и радикалов, постоянные разговоры в Еврокомиссии о том чтобы «скинуться» на единую миграционную политику, обострявшиеся в 1998, 2004 и 2007, а в 2010 переросшие в конкретные национальные решения, а также растущая коррупция испанских властей на ниве дорогостоящих программ интеграции мигрантов привели к тому, что испанские политические круги начали всерьез задумываться об изменении характера миграционной политики. Основные причины: проснувшееся под давлением пропаганды оппозиционных партий «самосознание» коренных испанцев, а также предвыборная политическая борьба в этнических автономиях, эксплуатирующая антицыганскую и антиправительственную тему.
Инициатором пересмотра действующих миграционных правил первыми выступили каталонцы. А точнее оппозиционная Народная партия Испании. Это политическая партия правоцентристского толка, правившая в стране в1996—2004 гг. Она является одной из самых крупных в Европе. Её численность превышает 700 тысяч человек. Это одна из двух основных партий Испании. В прошлом году правая риторика уже привела 24 депутата от Народной партии в Брюссель. Судя по всему, предвыборный штаб планировал повторить успех 2009 года на региональном и муниципальном уровне.
Сразу два предвыборных лозунга, вброшенные политтехнологами, привлекли внимание антирасистских организаций: "¿Cabemos todos?" («Всем ли хватит места?») и "Muchos lo pensamos, sólo algunos lo decimos" («Многие об этом думают, единицы об этом говорят») – которыми сопровождались жесткие высказывания против действующей миграционной политики на грани мигрантофобии. Следом за лозунгами были распространены брошюры, содержащие 10 вопросов о том, какой каталонцы видят миграционную политику.
Момент был выбран удачно: выборы совпадают с инициативами Николя Саркози по выселению 300 цыганских поселений за пределы Франции. Основные места стоянок цыган во Франции – южные провинции. Каталония – это продолжение прибрежной линии Средиземного моря за пределами границы Франции, климатически очень близкая к южным провинциям Франции. Несмотря на заявление главы МВД Испании о том, что "заметного притока цыган, изгнанных из Франции, в Испании пока не наблюдается», есть основания полагать, что одной из первых территорий приема выселенных цыган может стать именно Каталония, так как в точно такой же прибрежной линии на востоке от Франции Берлускони уже выселял цыган несколькими годами раньше.
Дальнейшей инициативой Народной партии, одновременно развивающей чисто политтехнологический успех и являющейся попыткой пошатнуть развернутую социалистами миграционную интеграционную политику, стал т.н. "контракт об интеграции".
Предлагается в договорной форме обязать мигранта выучить язык, законы, историю и традиции, то есть отказаться от этнических признаков своего народа. Он коснется не только тех мигрантов, которые решат переехать на постоянное место жительство в Испанию в 2010 году и позже, его будут обязаны подписать и те, кто уже давно живет в Испании и приходит в иммиграционное ведомство для продления вида на жительство.
В настоящее время под общим лозунгом пересмотра миграционной политики Народная партия сумела не только собрать каталонцев (применяя известные предвыборные «страшилки» в духе «Мадрид бросит нас на растерзание цыганам» и «Мадрид специально заселит Каталонию цыганами, чтобы снизить требования каталонцев о расширении автономии»), но и заручиться поддержкой правых партий европейских стран и даже брюссельской бюрократии. Усилиями лидера партии Мариано Рахоя и его коллег из фракции Европарламента Испания была признана самой неблагополучной страной Европы с точки зрения миграционной обстановки.
Пока правящие круги Испании в лице короля Хуана Карлоса I, вице-премьера Марии Терезы Фернандес де ла Веги и главы МИД Мигеля Анхель Мортатиноса молчат и не комментируют инициативы Народной партии. Скорее всего, на фоне роста в Европе правых настроений финансирование проектов социалистов будут сокращаться, и миграционных в том числе. Речь идет, прежде всего, о системообразующем проекте, который называется "Стратегический План Гражданства и Интеграции 2007 - 2010", один только этот план финансируется в размере 2 миллиарда евро. Для Народной партии, удачно ловящей европейский тренд, это основательная сумма для перераспределения.
Комментарии