Летчики не умирают - они улетают в закат...
На модерации
Отложенный
В декабре на всю Россию стали известны имена военных лётчиков Александра Антонова и Владимира Никишина. Их бомбардировщик Су-24М был подбит. Пилоты не стали катапультироваться и направили горящий самолёт на колонну бронетехники ВСУ. RT поговорил с коллегами лётчиков, а также с родными штурмана Никишина.
«Лётчики не умирают, они улетают»: как российские военные ценой своей жизни остановили наступление ВСУ
Командир фронтового бомбардировщика Су-24М Александр Антонов и штурман Владимир Никишин вылетели на выполнение боевой задачи под Бахмут 2 декабря 2022 года.
Один из сослуживцев пилотов, который виделся с ними в день вылета, рассказал RT, что оба они были в прекрасном настроении.
«Буквально минут за 30—40 до боевого вылета заходили ко мне: с улыбками на лицах, на позитиве. Александр Сергеевич, как всегда, на шутках, Владимир Николаевич — аналогично. Никогда не замечал за ними, чтобы они унылые уходили работать. Всегда с энтузиазмом, с хорошим настроением», — вспоминает военнослужащий.
Командование поставило перед лётчиками задачу — поразить бронетанковую колонну противника. ВСУ начали накапливать в районе бронетехнику, чтобы отбить позиции, которые российские военные заняли совсем недавно.
«Наблюдалось скопление живой силы противника и военной техники в районе. Это была, как у нас в авиации принято говорить, «жирная цель». Экипаж вылетал с максимальной бомбовой загрузкой», — добавил собеседник RT.
Су-24М должен был залететь на несколько километров за линию боевого соприкосновения, на территорию противника, чтобы отработать по цели.
Когда бомбардировщик разворачивался на боевой курс, по нему ударили из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Вместо того чтобы катапультироваться, командир экипажа и штурман направили горящий самолёт в колонну бронетехники врага.
«Наблюдательный пост одного из (российских) штурмовых отрядов доложил командиру, что видит подрыв самолёта в воздухе и его снижение в район колонны противника. Из горящего Су-24М в радиоэфире прозвучала фраза «Встречайте, суки, папу…», и через пять-семь секунд самолёт врезался в скопление бронетехники ВСУ», — сообщил военный корреспондент Александр Симонов.
Эту информацию позже подтвердили в официальных соцсетях ЧВК «Вагнер», в которой служили лётчики.
В результате действий Антонова и Никишина удалось предотвратить бронетанковый прорыв, который планировал противник. Позиции наших передовых штурмовых групп были сохранены.
По словам сослуживца лётчиков, противник потерял как минимум несколько десятков боевых машин.
«Сложно сказать, сколько техники было уничтожено, а сколько повреждено, но это несколько десятков машин точно. И по живой силе — я думаю, не меньше нескольких десятков человек», — отметил военнослужащий.
В декабре указом Владимира Путина Александру Антонову и Владимиру Никишину были присвоены звания Героев России посмертно за мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения боевых задач.
Когда информация о подвиге военных была обнародована в сети, СМИ сравнили их действия с подвигом капитана Николая Гастелло, который в июне 1941 года вместе с тремя членами экипажа направил подбитый горящий самолёт на механизированную колонну противника в Минской области Белоруссии.
«Он защищал свою землю»
Как стало известно RT, оба военных лётчика были на пенсии, но вызвались добровольцами, чтобы участвовать в спецоперации.
«Александр Сергеевич буквально недавно уволился, в этом году. Владимир Николаевич несколько лет назад. Сюда пришли из патриотических чувств. Они оба люди с большим чувством ответственности. Александр Сергеевич говорил: «Меня Родина во сне позвала». Жизнерадостные, весьма образованные, профессионалы с большой буквы в своём деле», — так характеризовали героев их сослуживцы.
Александру Антонову на момент подвига было 50 лет. В 1995 году он закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков. Из воздушно-космических сил он уволился с должности заместителя командира полка по лётной подготовке.
Владимир Никишин родился и вырос в селе Макарово Луганской области. Его земляк и лучший друг Игорь Романов рассказал, что в селе Никишина знали как весёлого, улыбчивого человека, который всегда помогал односельчанам.
«Он был человеком-праздником: кучерявый блондин, постоянно улыбался, никогда от него не было никаких грубых слов, нытья. Помогал всегда. Никогда мы не участвовали ни в каких драках, ни в каких неприятных моментах, которые бывают в деревенской жизни», — поделился Романов в беседе с RT.
По его словам, детство и юность у Никишина были счастливыми и он был привязан к сельской жизни: «Самые яркие воспоминания — когда мы летними и осенними вечерами жгли костёр, пели песни под гитару, пекли картофель на углях. Звёздные ночи, чистый воздух, хорошее настроение всегда, друзья. Девчонки приходили, веселились, танцевали, анекдоты друг другу рассказывали».
После окончания школы в 1983 году Никишин поступил в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов. В 1990-е он выполнял боевые задачи во время контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Когда в 2014 году ДНР и ЛНР отказались признавать «евромайдан» и ВСУ стали бомбить города и сёла Донбасса, Макарово оказалось под контролем киевских властей. По словам Романова, Владимир Никишин уже тогда был уверен, что рано или поздно его родное село будет освобождено от бандитских киевских формирований.
13 июня 2014 года рядом с домом, в котором вырос Владимир, а затем стала жить его племянница, упал украинский снаряд.
«В первый день попали ближе к рынку, а на второй день сюда. Мирно жили, не думали, что нас это коснётся, — вспоминает родная сестра Никишина. — На дом обрушились осколки, взрывная волна была. Володе мы не показывали, только в общих чертах рассказывали. Он бы всё бросил и приехал. Он и так себя корил, что был на пенсии и не мог нам помочь».
Владимир попросил сестру и мать сжечь его старую военную форму и фотографии из лётного училища. Мужчина боялся, что если ВСУ найдут эти вещи, то его родных могут убить за пособничество российской армии.
В течение восьми лет Никишин не мог навестить родных в селе. Виделись они редко — когда сестре и матери удавалось пройти украинский блокпост и оказаться на территорию ЛНР. Так, Владимир смог увидеть свою пожилую мать за полтора года до её смерти, больше они не встречались.
Село Макарово освободили в первую неделю спецоперации, однако ВСУ продолжили обстреливать населённый пункт. Летом в трёх метрах от дома Владимира упал снаряд — взрывной волной выбило стёкла и серьёзно повредило крышу. Сестра Никишина рассказывает, что это в том числе повлияло на решение лётчика вернуться на службу.
«Мы общались по телефону, он очень болезненно всё это переживал, говорил: «Как я не могу ничего исправить? Кто, как не я?» Ещё он говорил, что молодым лётчикам трудно: «У них ещё нет такого опыта, который есть у нас», — вспоминает собеседница.
Друг Никишина отмечает, что в армии лётчик чувствовал себя полезным и нужным человеком.
«Потому он и принял решение, что пойдёт защищать Родину. Это не просто красивые слова. Он защищал свою землю, где он вырос: село Макарово, свою улицу, свою племянницу, сестру. Причём его позиция была — что нужно делать до конца. Так и получилось», — добавляет лучший друг погибшего штурмана.
Племянники Никишина узнали о его гибели из сообщений в сети. Первое время они не решались рассказать правду своей матери, потому что боялись, что женщина не перенесёт потери брата. Однако она чувствовала, что произошла трагедия, потому что Владимир долгое время не выходил с ней на связь.
«Когда я узнала о том, что они совершили на самолёте, сначала была мысль: зачем это всё? А сейчас я понимаю, что он не мог иначе поступить, — говорит женщина. — Они не собирались пользоваться парашютом, знали, что им нельзя катапультироваться на территорию противника. Я думаю так: если самолёт подбили, то они решили, что выбора у них нет и свой долг надо выполнить. Если честно, я ещё не могу осознать это до конца. Насколько я понимаю, лётчики не умирают, они улетают».
Тела погибших лётчиков удалось вернуть на родину 13 декабря в результате переговоров. Гробы с телами противник вернул покрытыми российскими флагами и флагами ЧВК «Вагнер».
Владимира Никишина похоронили 22 декабря в Балашихе на Братском кладбище. 25 декабря в Челябинске состоялось прощание с Александром Антоновым.
Комментарии