Иванова сняли
За что? Почему? Он был в заговоре? Он был против? Против войны с Украиной? Против мира с Украиной? Против борьбы с коррупцией? Против мира с коррупцией? Какая башня выиграла? Что теперь будет? А кто вместо? Внук главного эстонского коммуниста? Теперь будет дружба с Эстонией? Война с Эстонией? Усиление коммунистов? Ослабление коммунистов?
Есть, есть о чем поговорить. Есть чем заняться аналитикам. У Иванова биография яркая. У Вайно – блеклая. Что это значит? Самостоятельных меняют на технических? А может, и не в том дело? А в том, что с экологией уже совсем плохо стало? А может, это влиятельных задвигают, чтоб одному на Олимпе сверкать? А может...
Так работали советологи в достопамятные времена. Очередная схватка бульдогов под ковром, и из Политбюро выводят товарища такого-то. Или товарища сякого-то. И аналитики предаются размышлениям – а что это всё значит? Кто победил? Кто проиграл? И вообще – чем сердце успокоится?
Занятие приятное. Занятие увлекательное. Позволяет продемонстрировать и силу фантазии, и знакомство с тайнами мадридского двора, и дар провидца, и владение литературным языком... В общем, самое что ни на есть журналистское занятие.
Но вот только позвольте спросить – а какая от этих разговоров польза? Никакой ведь пользы нет. Все эти разговоры, равно как и разговоры, какой Путин плохой или, наоборот, какой Путин хороший, имеют одно следствие: народ убеждается, что от него ничего не зависит, а всё решают вожди. Ему же, народу то есть, нужно сидеть и молчать. В тряпочку. Так как сделать он всё равно ничего не может. Парализовать гражданское сознание, вытеснить негативные гражданские эмоции – вот и всё, на что работают эти разговоры.
Ну, а что мы можем сделать? Когда все рычаги наверху? Да всё мы можем. И нет наверху никаких рычагов. Что, они наверху могут заставить нас быть честными? Или хотя бы – просто экономически активными? Могут заставить нас изобретать? Делать открытия? Ну, или хотя бы просто учиться по-человечески? Или – просто по-человечески учить? Что, они могут сделать суды справедливыми – честными и мудрыми? А полицию – доброй и сострадательной?
Ничего они не могут. И здесь даже неважно – кто президент: Путин или Навальный. Потому что не царское это дело – строить новую жизнь. Максимум, что может царь – это развалить старую.
Вот мы тут спим и во сне видим благостное горбачевское время.
Оно и в самом деле было благостным. Время-то было. Да мы не были. Не было в нас никакой благостности. Вот и распорядились мы тем временем глупее не придумаешь. Придет сегодня новый Горбачев – всё повторится. Потому что благостности у нас только поубавилось.
Не могут они – горбачевы, хрущевы, ельцины с путиными – ничего сделать. Только мы можем. А мы не хотим. Не то что делать не хотим – не хотим понять, что мы и есть единственный исторический делатель. Не сейчас, конечно. Сейчас и МЫ никакого-то нет, просто много Я. Потенциально мы – делатель. Пока же, конечно, только куколка. Бабочкой нам еще только предстоит стать. Только мы ничего этого не понимаем.
А поняли бы – поняли и многое другое. Поняли бы, как нам в бабочку превращаться. Поняли бы, что нам для этого нужно.
А нужны нам ровно две вещи. Первая – объединяющая идея. И второе – объединиться на основе этой идеи и растить из этого нашего объединения альтернативное общество, альтернативную общественную структуру.
Что это за идея? Это идея исторического творчества – создания такого общества, которого история раньше не знала. Общества развития, общества любви, общества правды. Общества, главным приоритетом которого станет личностное развитие каждого его члена: сначала учеба, а потом творчество: художественное, техническое, научное, но главное – творчество собственной жизни.
Может такая идея сегодня объединить людей? Не слишком многих. Остальные живут другим – добычей куска.
Так мы перекроили советскую жизнь, что добыча куска стала для одних условием выживания, для других же просто смыслом жизни: я есть то, чем я владею. Это они там, на бездуховном Западе ставили вопрос – иметь или быть? Мы на этот вопрос ответили походя – конечно, иметь. И сделали это, как ни парадоксально, ни рвачи с рынка, ни цеховики, ни воры в законе, а самая разрафинированная интеллигенция, которая сама ничего иметь не имела и иметь не может – не та ментальность.
Так вот, Путин, Иванов, Вайно и прочая, и прочая – это нам наказание. Это нам "встань в угол и подумай!". И стоять нам в этом углу ровно до того момента, пока мы не поймем, что и когда мы сделали не так, какую и когда глупость натворили, как и когда предали сами себя.
Комментарии