Яркие картинки, 3Д «графика», известные актеры и бюджет под 100 000 долларов и выше: перед нами составляющие успешного фильма. Капиталисты в Голливуде пришли к выводу, что обыватель проглотит любое содержимое в красивой обертке, даже яд. Фабрика грез, действительно, стала создавать грезы и иллюзии и, как часть системы буржуазной пропаганды, вкладывать эти грезы и иллюзии в головы простых смертных, делать из них идеального потребителя.
Складывается впечатление, что автор данных строк ненавидит кино и все, что с ним связано. Это не так. Но, одно дело смотреть на кино как на искусство, которое развивает человека, отрывает от животных инстинктов, и другое дело смотреть на кино, как на обирание и оболванивание населения.
Даже поход в кинотеатр превращается в обдираловку. Ведь цель у повелителей фабрики звезд и их производных - не довести до конечного потребителя сам фильм, а получить за него определенную сумму денег. Хотя и это не совсем так. Идеальный вариант, когда человек платит за буржуазную пропаганду на экране. А чтобы фильм лучше усваивался, с собой в кинозал зритель может взять что-нибудь попить и пожевать. Подсаживают на кино. Сидишь в теплом кресле, мелькают картинки на экране, звук вызывает мурашки по коже и желудок сыт. Весь набор удовольствий. В храм кино хочется приходить снова и снова.
Как происходит так называемое заманивание на фильм нам более менее очевидно. За год, а то и больше до начала проката появляется сайт будущего блокбастера. На сайте начинают появляться скандальные и не очень фотки со съемок, интервью с будущими любимыми героями. В магазины начинают завозить всевозможные аксессуары (костюмы, маски, куклы, игры, брелки). Наконец на сайте появляется неофициальный трейлер к фильму, затем официальный трейлер. Близится день премьеры. Реклама появляется не только в сети, но и на ТВ, улицы завешаны афишами, в кинотеатрах перед началом каждого фильма крутится интригующий видеоролик. В кассах появляются первые билеты по завышенным ценам. Будущий фильм обещает стать культовым и уже поговаривают о второй части, развязка которой обязательно произойдет в третьей. И вот наконец заветный билет куплен! Зритель, насмотревшись трейлеров, наслушавшись рекламы, начитавшись анонсов и рецензий, с промытыми мозгами идет в кинотеатр и выходит оттуда довольным или недовольным, но без определенной суммы денег. Магия кино свершилась! Деньги из карманов обывателей перетекли в карманы владельцев грез. С полученной в итоге суммы возместились сторицей все затраты на рекламу, пиар и прочее. Бизнес-схема показала свою состоятельность, а на экранах замаячила реклама нового фильма, который нельзя пропустить.
Но внимательный читатель скажет, да, деньги отданы, но они отданы не просто за теплое кресло и холодный чай, а за нематериальную составляющую фильма. Действительно, человек должен унести из кинотеатра еще что-то, то, что не измеряется в метрах и тоннах, некую идею, обогатившую его внутренний мир. Теоретически, действительно, человек выносит из зала в себе определенные впечатления и ощущения, но обогащают ли они человека? Давайте посмотрим на последние десять оскароносных фильма, на лучшие в мире, по мнению Американской академии кинематографических искусств и наук.
2006 - «Столкновение»
«Фильм состоит из нескольких коротких историй, объединённых через несколько автомобильных аварий, перестрелок и ограблений машин под одной общей темой — я, я в мире, я в обществе. Практически все персонажи вовлекаются в конфликты, в ходе которых должны пересмотреть свои убеждения. Зритель также вынужден постоянно менять свои оценки персонажей. В каждой из восьми сюжетных линий режиссёр, помимо основной проблемы, ставит также проблему расизма, столкновения разных культур. Через эпизоды с этими персонажами фильм показывает реальность, реальность жизни и взаимоотношений в ней. Сюжетные линии переплетаются, однако зритель может увидеть, насколько непредсказуем и жесток может быть мир». - Википедия
2007 - «Отступники»
«В Бостоне, штат Массачусетс, криминальный босс Фрэнк Костелло берёт «под своё крыло» десятилетнего Колина Салливана, собираясь в будущем сделать его своим человеком в полиции. Проходят годы, и Салливан оканчивает школу полиции штата Массачусетс». - Википедия
2008 - «Старикам тут не место»
«Сварщик Льюэллин Мосс , ветеран, охотясь на антилоп у Рио-Гранде, обнаруживает в пустыне пикапы и трупы — последствия закончившейся перестрелкой встречи наркоторговцев. Один ещё не умер и умоляет охотника дать ему напиться, но воды у того нет и, поразмыслив, Мосс пускается вслед «последнему выжившему», вскоре найдя его мёртвым с пулей в животе и с двумя миллионами долларов в чемодане. Без долгих раздумий забрав деньги, но так и не сумев к ночи заснуть от угрызений совести, Льюэллин едет обратно с водой. Однако тот раненый уже добит кем-то выстрелом в голову, а Мосса замечают вскоре подъехавшие туда же мексиканские бандиты. Сварщик с трудом уходит от огня преследователей, но по брошенному автомобилю его быстро вычисляют шериф Белл, а до него — хладнокровный безжалостный киллер Антон Чигур, нанятый с американской стороны». - Википедия
2009 - «Миллионер из трущоб»
«Это история молодого необразованного парня Джамаля Малика, 18-летнего сироты из трущоб в Мумбаи, который находится всего в одном шаге от победы в телеигре «Кто хочет стать миллионером?» и выигрыша 20 миллионов рупий (примерно 20 миллионов рублей). Во время перерыва в игре его арестовывает полиция по подозрению в мошенничестве». - Википедия
2010 - «Повелитель бури»
«Художественный фильм режиссёра Кэтрин Бигелоу, повествующий о буднях американских сапёров в Ираке... Hurt Locker на сленге американских сапёров означает мифологический «ящик боли», в который попадают сапёры, подорвавшиеся на мине, по аналогии с «сундуком Дэви Джонса» у моряков. Также этой фразой на сленге американских военных может быть названа просто опасная или трудная ситуация. В середине фильма это выражение дополняется ещё одним, метафорическим значением — в пластмассовый «ящик боли» сержант Джеймс складывает личные вещи, которые ему причиняли боль — от элементов СВУ до обручального кольца». - Википедия
2011 - «Король говорит!»
«Художественный фильм Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера в жанре исторической трагикомедии об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога». - Википедия
2012 - «Артист»
Начало 1930-х годов. Голливуд «объявляет об окончании производства немых фильмов, заявляя о том, что будущее за звуковыми картинами. Несмотря на это, актёр не падает духом и решает срежиссировать собственный немой фильм под названием «Слёзы любви».
Провал. «Актёр подавлен и разорён, вдобавок к прочим неприятностям его жена Дорис разводится с ним и выгоняет его из дома. Валентин переезжает в более скромное жилище, вместе со своим бывшим камердинером Клифтоном. Из-за финансовой недостаточности Джорджу пришлось распродать все свои вещи и уволить старого друга Клифтона». - Википедия
2013 - «Операция «Арго»»
«Сюжет картины основан на реальных событиях — операции спецслужб по спасению шести американских дипломатов из Тегерана. Сценарий написан по мотивам статьи Джошуа Бермана «Как ЦРУ спасло американцев из Тегерана фальшивым фантастическим фильмом» и книги Тони Мендеса «Мастер маскировки». Серьёзные дискуссии вызвала историческая достоверность событий, показанных в фильме, и его политический контекст. Создателей картины обвиняли в принижении роли канадских спецслужб, чрезмерной политической ангажированности и слишком вольной трактовке событий. Картина была запрещена к показу в Иране, так как в ней, по мнению правящих кругов, история была искажена и преподнесена с проамериканской точки зрения». - Википедия
2014 - «12 лет рабства»
«Эпическая историческая кинодрама режиссёра Стива Маккуина по сценарию Джона Ридли. Экранизация одноимённой автобиографии Соломона Нортапа. 1841-й год. Соломона Нортапа, свободного чернокожего человека, музыканта, проживающего в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк со своей семьёй, приглашают на гастроли с цирком в Вашингтон, где после выступлений он со своими спутниками празднует. Позже Нортап теряет сознание и приходит в себя, закованный в цепи в нижнем белье на полу холодной камеры, ещё не догадываясь, что его спутники, напоив его, сдали как беглого раба — Платта, под описания которого он подходит». - Википедия
2015 - «Бёрдмэн»
«История актёра Риггана Томсона, известного по роли культового кино-супергероя конца 1980-х годов Бёрдмэна, который изо всех сил готовится сыграть в бродвейской пьесе, написанной его детским кумиром Рэймондом Карвером, где он совмещает роль режиссёра с главной ролью в спектакле. До премьеры несколько дней, а у спектакля постоянные проблемы с актёрами, финансированием (для оплаты расходов герой заложил дом), одновременно герой борется со своим эго, пытаясь восстановить свою карьеру, семью и самого себя. При этом в голове Риггана постоянно слышится внутренний голос, он же альтерэго — Бёрдмэн, супергерой из его прошлого, который пытается заставить героя бросить театр и вернуться в кино. Для успеха спектакля необходимо внимание прессы, критиков и зрителей. Стечение обстоятельств помогает герою получить к своей постановке невероятный интерес». - Википедия
2016 - «В центре внимания»
«Фильм рассказывает о расследовании журналистов газеты The Boston Globe, в ходе которого выяснилось, что многие священники бостонской митрополии насиловали детей. На момент написания статьи журналисты располагали сведениями о 87 священниках, позже, после публичной огласки число раскрытых священников-педофилов превысило 290 человек. При том, что всего в Бостоне служат около 1500 священников. Также стало известно, что кардинал Бернард Лоу знал о сексуальных домогательствах, и сознательно помогал скрыть эти факты, помогая насильникам. После отставки и отъезда из Бостона 27 мая 2004 года папа римский Иоанн Павел II назначил кардинала Лоу на несколько административных постов в Римской курии назвал его архипресвитером базилики Санта-Мария-Маджоре». - Википедия
Какое содержание предлагают обывателю «лучшие из лучших» фильмов на планете? Они предлагают: кровь, нищету, войну, извращения, проблемы в семье, проблемы с психикой. В большинстве случаев все сценарии сводятся к погоне за деньгами и властью, либо к кровавой погоне за деньгами и властью. Особняком в этом списке стоит фильм «12 лет рабства», т.к. он автобиографический, хотя в нем тоже возвеличивается капиталистическое общество, освободившее рабов в США, в противостоянии Севера и Юга. В те времена капитализм был явлением прогрессивным. Сейчас в Голливуде стали популярны фильмы, где «белый человек» показан в невыгодном свете перед «черным человеком». За сотни лет рабства и миллионы жизней колонизаторы извиняются фильмами.
В общем, а о чем еще могут быть художественные фильмы при капитализме. О чем еще могут думать сценаристы с мелкобуржуазным сознанием, режиссеры с мелкобуржуазным сознанием, актеры с тем же сознанием, продюсеры, владельцы студий, владельцы сетей кинотеатров? О деньгах и о тех проблемах, которые порождает избыток или нехватка денег, т.е. порождает капитализм.
Таким образом, зритель смотрит фильмы о капитализме, о проблемах капитализма, о решении, а скорее всего, о неразрешении этих проблем при данной системе. Возьмите хотя бы оскороносный фильм про священников-педофилов. Что в мире исчезла религия или католическая церковь приказала долго жить после широкого проката? Нет и еще раз нет. Правящий класс удовлетворен сложившейся и уже разложившейся системой. Поэтому проблемы, показанные в «лучших» фильмах, цветут и пахнут не только на экране, но и наяву.
Зато властьимущие заинтересованы показывать данные проблемы на большом экране и даже решать их в кино с помощью отважных супергероев, совестливых наркоторговцев, жалостливых убийц, разбогатевших нищих или заикающихся королей, т.к. зритель готов платить, чтобы посмотреть на это.
При выходе из кинотеатра зрителю предлагается обсудить данный фильм в сети, вывесить рецензию, приобрести костюм супергероя, а самым активным писакам дарят билеты в кино! У капиталистов все под контролем. Нравится фильм - лайкай, не нравится фильм - дислайкай. Хочешь ходи в кинотеатр, а хочешь подключайся к платному телевидению и смотри новинки дома. Даже, если в цепочку сценарист-прокатчик внедрится инородный элемент, например коммунистический, то фильм не дойдет до широкого зрителя. Слишком много контрапунктов. Возможно, кто-то из голливудских режиссеров пытается окольными путями показать в своих фильмах что-то в историческом смысле прогрессивное и повышающее уровень классового сознания. Но эти потуги тонут в потоке пустопорожней буржуазной жижи, снабжающей нас фабрикой грез в целом. Поэтому на большом экране скорее можно увидеть революцию обезьян, чем Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Недавно прошел слушок, что Леонардо Ди Каприо будет играть роль Ленина в новом фильме, флаг ему в руки. Правда, чует сердце, что не тот это будет Ленин и не тот это будет фильм, как и все буржуазные фильмы про социалистические революции.
Тема кино и искусства в целом, находящихся в услужении у буржуазии неисчерпаема. В данной статье хотелось лишь дать поверхностную оценку голливудского кино в лице обычного зрителя, которому волей неволей, но регулярно смотреть эти «шедевры» приходится и который рассматривает их с классовых позиций.
Кирилл Поляков
Комментарии