Как Федотов десталинизирует общественное сознание, куда поведет судебную и милицейскую реформу?

Общественное сознание идет не в ногу, а Михаил Федотов поведет его в ногу: он научит нас свободу любить.

Михаил Федотов, только что назначенный Дмитрием Медведевым на должность председателя Совета по развитию институтов гражданского общества, говоря о своих первоочередных планах, заявил, что совет намерен сконцентрироваться на трех вопросах: десталинизации общественного сознания, судебной и милицейской реформе, а также вопросах охраны прав детей и семьи.

Первые две цели – фактически политические. Однако, отставку в июле этого года Эллы Панфиловой многие связывали со звучавшими в её адрес обвинениями в попытке излишне политизировать деятельность совета.

Речь, видимо, идет не о политизации как таковой, а о её направленности.

Как показал опрос в Гайдпарке: «Кто из правителей России за последние 100 лет Вам ближе? (http://www.gidepark.ru/user/714442565/poll/43556), 35% из трех тысяч проголосовавших считают, что им в качестве правителя России ближе ни кто другой как Сталин.  Почему? Какой образ Сталина им ближе?

На какой «десталинизация общественного сознания» собирается сконцентрировать свою деятельность новый председатель Совета по развитию институтов гражданского общества при Президенте России?

Сталинский образ идеологически положительного гражданина, успешно отраженный в произведениях искусства тех лет, включал в себя такие основные характеристики члена общества как скромность, трудолюбие, коллективистскую направленность, патриотизм, бескорыстие, бескомпромиссность, оптимистическую веру в счастливое будущее, жизнерадостность и т. д.

Практика сталинской эпохи рождала и людей других категорий: одни были приспособленцами, другие – иждивенцами. Эти категории получили в последствии наименование «совки».

Приспособленцы – так называемые «умные совки» - в эпоху «большого хапка» из партийных чиновников быстро переквалифицировались в олигархов. Иждивенцы  - так называемые «глупые совки» - как были, так и остаются ресурсом криминально-бюрократической касты. Это про них, иждивенцев, было сказано: «Пипл все схавает».

 Сотворение Человека – самостоятельного деятельного творца - происходит из его возвышенных помыслов о себе и о мире.  Манипулировать таким Человеком трудно, если не невозможно. Детей с такими задатками учителя, как правило, считают трудными. В армии таких «не любют» прапорщики. В жизни социально-политическая система смотрит на них чиновничьими глазами и старается не дать им хода. Таких людей независимых взглядов трудно подкупить, но, зато они и не предают своих, способны сплачиваться и идти на прорыв.

 Формула «бытие определяет сознание» относится к формированию человека мелкого приземленного. Послушного и в школе, и в армии, конформиста в социально-политической жизни. Такие люди удобны чиновникам: ими легко манипулировать, подкупить подачками, их легко разобщать нехитрыми интригами. Конечно, продажность делает их мало надежными с точки зрения предательства, но, это и позволяет чиновникам легко такими людьми жертвовать. Предавать интересы таких людей просто, а мобилизовать на модернизацию страны невозможно.  

 Элла Панфилова, как объясняют, излишне (только с чьей точки зрения?) политизировала деятельность Совета по развитию институтов гражданского общества. Новый его председатель собирается десталинизировать общественное сознание и заниматься судебной и милицейской (мы-то знаем, что полицейской) реформой. Только в каком направлении?  

 Согласно официальной биографии Михаила Федотова, размещенной на сайте Союза журналистов России, он доктор юридических наук, профессор, имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. Занимал высокие государственные посты – в том числе директора Российского агентства интеллектуальной собственности, министра печати и информации, постоянного представителя РФ при ЮНЕСКО. Автор около ста книг и статей по проблемам прав человека и правового обеспечения свободы слова и печати, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества.