О том, что надо что-то делать лидер справоросов Миронов говорил адвно, еще на закате введения программ дебилизации школьников и егэ. Но только ничего не изменилось.
Образование и карьера, оказывается, не являются взаимосвязанными: такой вывод можно сделать, изучив результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир». Граждане России потеряли веру в эффективность отечественной системы образования: 88,4% респондентов считают, что получить желаемую работу после окончания вуза невозможно, т. к. для этого необходимы опыт и усовершенствованные профессиональные навыки. Лишь 7,8% опрошенных оптимистичны и надеются запросто трудоустроиться.
Те же почти 90% респондентов полагают, что полученных в вузе знаний явно недостаточно для работы в реальной жизни. Стоит напомнить, что российскую систему образования уже не первый год упрекают в оторванности от жизни, излишней теоретичности, но, как видим, воз и ныне там. «Это подтверждает мнение, что программы отечественных вузов отличаются большим академизмом и существенно оторваны от профильной практики», – делают такой же вывод эксперты «Ромир». Только 7,6% участников опроса искренне полагают, что необходимый багаж знаний возможно приобрести по итогам обучения в вузе.
Неудивительно, что 93,7% респондентов намерены продолжать образование, причем 51,3% из них будут это делать в целях карьерного роста. А 2,7% опрошенных собираются расширять и совершенствовать свои знания лишь за рубежом. Исследование показало, что в желании получить еще одно высшее образование наиболее активна возрастная группа 36-40 лет – 62%. Видимо, к этому возрасту граждане России либо хотят перемен в жизни (хотя маловероятно, что сложившийся в профессиональном плане человек пожелает начать все с нуля), либо перспективы дальнейшего карьерного роста требуют очередной «корочки». Также можно предположить, что стремятся к переквалификации и те, кто получал первое высшее неосознанно, «за компанию», и потом, после метаний на «не своем» месте, вновь делают выбор и получают статус студента.
В целом, если отойти от предположений, почему респонденты ответили так, а не иначе, вывод по результатам опроса весьма неутешителен: российские граждане, понимая бесперспективность и неэффективность отечественных образовательных стандартов и программ, но за неимением лучшего (на заграничное образование нужны средства, и немалые), получают диплом как необходимость, однако не дающую гарантий дальнейшего карьерного роста. В связи с этим они готовы и собираются вновь учиться, повышать свой образовательный уровень. Хотя зачем еще один документ об образовании, который станет лишь способом шагнуть по карьерной лестнице? Получается своеобразное коллекционирование дипломов, которые лишь при возможности можно разложить веером перед новым работодателем или использовать как самоутверждение.
Эксперты также критически оценивают существующие образовательные программы и систему в целом. «Отечественные образовательные программы сейчас – это либо сформировавшиеся и закостеневшие еще в советское время приемы и методы, либо попытки адаптировать зарубежные методики и курсы к российской действительности. Можно сказать, что довольно объемная часть программ слишком оторвана от реальности, они не дают определенных практических навыков, опираются только на теоретическую базу. И это, в свою очередь, уже воспитывает того, кто учится: он не видит причинно-следственных связей, не умеет и не хочет задавать вопросы», – рассказал KM.RU заместитель генерального директора издательства «Рид групп» Максим Тевелев.
Будущее российского образования также представляется весьма туманным. Если уже сейчас существующие программы ставят под сомнение смысл и эффективность образования в высшей школе, то представляется, что дальше они могут завести лишь в тупик. «Будущее российского образования пока что представляется довольно смутным. Мы живем в переходный период, уходим от устаревших стандартов и программ, но пока непонятно, что мы получим в результате преобразований», – отметил директор Института гуманитарных наук МГПУ, профессор, автор учебных пособий по истории России Виктор Кириллов.
KM.RU уже неоднократно писал о проблемах российского образования. Вспомним хотя бы недавний скандал, связанный с приказом № 86. Согласно документу, выпущенному Минобразования за один месяц до сдачи ЕГЭ, менялся перечень экзаменов, необходимых для поступления на ту или иную специальность. Получилось, что школьникам, и без того встревоженным предстоящей итоговой аттестацией, еще раз потрепали нервы: не к тем предметам готовились весь год. Опубликование приказа № 86 наделало много шума, всколыхнуло не только школьников и их родителей, но и студентов. Российский студенческий союз заявил о готовности провести акции протеста около здания Минобразования. Все это поставило министерство в крайне неудобное положение. Тут уже г-н Фурсенко был вынужден задуматься о последствиях своих опрометчивых действий: вроде и отозвать документ нельзя, и оставить как есть уже не получится.
Общество замерло в ожидании рокового решения министра. В итоге Фурсенко пошел по пути наименьшего сопротивления: вузам приказано вернуться к первоначальному списку вступительных экзаменов.
В стороне от скандала не остался и президент России Дмитрий Медведев. 16 мая на совещании по вопросам укрепления здоровья школьников и детей в учреждениях дошкольного образования глава государства отчитал Фурсенко. «Обращаю Ваше внимание на то, что с приказами нужно быть аккуратней. Вы Вашим приказом под названием «Приказ № 86» на дыбы поставили всю страну», – приводит слова президента РИА «Новости». Тогда же Медведев обратился ко всем чиновникам с требованием внимательнее относиться к подписываемым документам, чтобы не вышло «очень и очень некрасиво». «Я имею в виду не только само министерство, но и всю нормотворческую работу, которую ведет правительство. Аккуратней надо, это – очень чувствительные вещи», – призвал президент.
Между тем сам Андрей Фурсенко, видимо, желая отвлечь внимание от своего промаха, говорил о чем угодно, лишь бы не возвращаться к теме злосчастного ЕГЭ, не раз ссылался на другие приказы Минобразования, среди которых – касающийся тестирования школьников на наркотики. Глава ведомства заявил, что ученики должны воспринимать тестирование как «стандартную процедуру», подобную вакцинации, «через которую должны пройти все». Тогда же Фурсенко вспомнил и о здоровье детей, поднял тему медицинских кабинетов в школах, которые отсутствуют в трети учебных заведений. Можно сказать, что министр образования за свой приказ № 86 отделался легко, даже не выговором, а замечанием президента. Пожурили и забыли.
Своей точкой зрения на ситуацию с нашумевшим приказом № 86 с KM.RU поделилась руководитель Центра проектов нового школьного образования издательства «Национальное образование» Елена Мишняева:
– Подготовка к ЕГЭ – процесс долгий, системный. Ни один учитель, ни одно пособие не в силах подготовить выпускника за месяц к экзамену. Поэтому решение о сдаче экзаменов по выбору принимается учащимися и родителями задолго до периода аттестации, все силы и внимание концентрируются на этом. И реакция на факт изменения списка вступительных экзаменов в данном случае вполне объяснима.
Интересен тот факт, что изменили списки те вузы, где конкурс – далеко не заоблачный. Т. е. объяснить это попыткой снизить накал страстей при поступлении никак нельзя. Скорее это – воспитанная годами патологическая исполнительность руководства вузов: вышел приказ – надо выполнить. Неважно, как, неважно, какие последствия будут...
Система образования сейчас напоминает подопытного кролика: на фоне несовершенной законодательной базы на местах живут по букве приказов и распоряжений. Тут проводится пилотный проект, здесь организовывают эксперимент. А учителям, учащимся и их родителям остается только подстраиваться. Потому что на то, чтобы полностью реформировать и отладить систему, понадобится не меньше 10 лет.
За комментарием по поводу нынешнего состояния образовательной системы в России KM.RU обратился к члену-корреспонденту Всероссийской академии образования Александру Абрамову:
– Образовательная система деградирует. Это – общенациональная катастрофа, нужно менять все, и в первую очередь – политику. Последние 10 лет т. н. модернизации способствовали деградации. Все эти годы решительно, кроме болтовни, ничего не делалось по отношению к четырем китам, на которых стоит образование: квалификация учителей в широком смысле, содержание образования, средства обучения, а самое главное – образовательная среда, т. е. уровень уважения и атмосфера в обществе. Но в каком состоянии находятся телевидение и его просветительские функции, вы прекрасно знаете. В течение 10 лет никто никого не слушал, какие были процессы по всем поводам: ЕГЭ, подушевое финансирование... Так что это – плата за страшные ошибки.
– Как Вы оцениваете скандал с приказом № 86?
– Во-первых, это – законченная безответственность. Нельзя же так издеваться над людьми, тем более когда Минобразования и так критикуют все кому не лень, и правильно делают. Во-вторых, когда внутри системы два министерства не могут между собой договориться, понимая негативные последствия, в частности, и для самих министров, – это уже показатель власти. Кроме того, Медведев должен был в этом случае «власть употребить».
– Что будет дальше с образованием в России? Каков Ваш прогноз?
– Я думаю, общество должно проснуться и потребовать каких-либо решительных действий, отказа от дурной политики. Нужно вырабатывать новый курс. Но для этого именно общество должно потребовать перемен.
Комментарии