Мифы о марксизме

На модерации Отложенный
Мифы о марксизме
 

Достаточно известный в узких кругах интернет-деятель, разоблачитель лженауки и кандидат психологических наук Александр Невеев опубликовал своё видео под названием «Марксизм», где г-н Невеев разоблачает марксизм (ну, а кто этим сейчас не занимается?). Что хочется сказать по этому поводу? Мы должны быть благодарны автору за то, что он любезно собрал всевозможные штампы, ярлыки и заблуждения, которые были нанесены на марксизм недобросовестными исследователями и "разоблачителями", ревизионистами и теми, кто «не читал, но против», или теми, кто «читал, но не понял». По мнению таких «читателей», если они не поняли, значит автор – дурак, не они же.

Очень трудно опровергнуть все мифы о марксизме, собранные г-ном Невеевым, в одной небольшой статье, поэтому планируется серия небольших очерков, в которых автор постарается рассмотреть эти мифы в развернутой и доступной форме. В конце каждой статьи будет представлен список работ, которые были использованы автором для развенчания мифов, чтобы читатель мог легко самостоятельно проверить информацию и, возможно, приступить к изучению марксизма.

Миф первый: «Марксизм – не наука».

Главная линия, которой придерживается кандидат психологических наук Невеев, следующая: «Марксизм - лженаука, когда она начинает лезть в науку», - нужно отдать должное г-ну Невееву, что он упомянул о той позиции, которую отстаивают марксисты, что философия на определённом этапе своего развития становится наукой. Собственно, с этого этапа мы и начнём.

Что это за этап такой?

На этом этапе философия приобретает, помимо предмета исследования (наиболее общих закономерностей возникновения, существования и развития природы, человека и общества), собственный научный метод. Гегель, которому посчастливилось жить в эпоху гигантских потрясений и переворотов не только в науке и философии, но и в обществе, попытался описать этот переход в своём труде «Наука логики». В предисловии к перовому изданию он написал, ссылаясь на другую свою работу «Феноменология духа»:

«...философия, поскольку она должны быть наукой, не может <…> для этой цели заимствовать свой метод у подчинённой науки, как математика, и точно так же она не может довольствоваться категорическими заверениями внутреннего созерцания или пользоваться рассуждениями, основывающимися на внешней рефлексии...» 
«...только природа содержания может быть тем, что развертывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определение содержания». - Г.В.Ф.Гегель

Под методом Гегель понимал «осознание формы внутреннего самодвижения её содержания», а методом науки философии Гегель окрестил диалектику – диалектический метод.

Это была замечательная попытка описать этот переход, когда философия перестала завидовать другим наукам и заимствовать их методы, и приобрела свой собственный метод. Но Гегель не смог освободиться от пут своей философской идеалистической системы (может, он к этому и не стремился), поставили здание диалектики с головы на ноги бывшие младогегельянцы Маркс и Энгельс.

Маркс позже написал в предисловии ко второму изданию первого тома «Капитала», отвечая на критику своего монументального труда:

«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». - К.Г.Маркс

Здесь стоит отметить важность понимания одного из главных вопросов философии: что первично мышление или бытие, дух или природа, материя или сознание? Об этом вечном, но конечном споре Энгельс писал:

«...те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мир, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». - Ф.Ф.Энгельс

Ленин к этому добавлял, что «иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице».

Именно этот переход начал описывать Гегель, у которого, как заметил Ленин в своих философских тетрадях о «Науке логики»:

«...в самом идеалистическом произведении <…> всего меньше идеализма, всего больше материализма». - В.И.Ленин

Так же следует отметить вклад Фейербаха в разгром идеализма и реабилитации материализма, но этот фейербаховский материализм не был диалектичен, он был метафизичен, так как еще не полностью освободился от старых идеалистических рамок и категорий.

Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме» писал о диалектике не только как о древнегреческом искусстве спора, но и как о способе мышления:

«Этот диалектический способ мышления, распространённый впоследствии на явления природы, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы – как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе». - И.В.Сталин

Таким образом, идеалистическая гегелевская диалектика отчистилась от идеалистической шелухи, и философия, опираясь на научный метод познания движения и развитии материи - диалектический материализм, стала наукой.

Классическая немецкая философия стала одним из составных элементов и источников марксизма, который также включал в себя классическую английскую политэкономию и французские учения о социализме, как об обществе социальной справедливости. Синтез этих трёх элементов дал нам марксизм.

Марксизм как наука использует в качестве своего метода диалектический материализм, который в изучении общественной материи (материальной жизни общества) становится историческим материализмом.

Таким образом, следует сделать вывод, что марксизм является наукой, как бы кому этого не хотелось и не казалось иначе. Марксизм изучает общество, общественные явления и отношения внутри данного общества, короче, внутреннее самодвижение общества, а методом марксизма является диалектический материализм.

В следующий раз мы рассмотрим вопрос о базисе и надстройке общества.

Глеб Владимиров

Источники:

  1. А. Невеев «Марксизм»
  2. Г.В.Ф. Гегель предисловие к первому и второму изданию «Науки логики»
  3. К. Маркс предисловие к первому и второму изданию первого тома «Капитала»
  4. В.И. Ленин «Карл Маркс (краткий библиографический очерк с изложением марксизма)»
  5. И.В. Сталин «О диалектическом и историческом материализме». (кн. Вопросы ленинизма изд. 11. или краткий курс истории ВКП(б).)