Мягкая сила . Террористы переигрывают Путина

На модерации Отложенный

Через пробитый боевиками коридор в Алеппо прибыли десятки грузовиков с гуманитарной помощью - еда, медикаменты, вода. Пока у нас высоколобо рассуждают о "мягкой силе", дикие террористы вовсю ее используют.

Боевики объявили о безоговорочном сотрудничестве с международными гуманитарными организациями, чем неизбежно вызовут симпатии западной общественности. Они, конечно, не самые лучшие парни, но на фоне России, которая вообще не пропускала конвои в окруженную часть Алеппо, выглядят значительно привлекательнее. И ведь правда - тут происки госдепа искать нелепо - наши и правда свели "гуманитарную операцию" к угрозам мирному населению к немедленному выходу из города в никуда, иначе приравняют его к террористам.

Теперь операцию по деблокаде своей вооруженной группировки боевики представляют как акцию по спасению от голодной смерти мирного населения Алеппо (и, кстати говоря, вполне обоснованно). Российский план выглядел, мягко говоря, сомнительно: 300 тысяч человек, остающихся в городе, было физически негде разместить в случае их выхода, а кадры передач, часть из которых выглядела, да и была грубой постановкой, где один-два грузовика разгружали пару тонн еды, никого не убеждали.

В общем-то, практика гумконвоев в Донбасс, которые в общей сложности привезли по паре грамм еды в день на человека, в Сирии вообще была сведена к фарсу и откровенной картинке.

Была ли возможность перетянуть общественное мнение на Западе в свою пользу? Про "отечественное" я не говорю - его наглухо забила пропаганда, вызывая усталость любыми новостями.

Наверное, была. С помощью той самой "мягкой силы", о которой у нас так любят рассуждать, но о которой понятия не имеют. Нужно было забить эфир сотнями передач про страдающих жителей Алеппо, десантировать 50-70 тысяч палаток, поставить буровые установки для бурения скважин, фильтрационные установки, обратиться с призывом ко всем без исключения гуманитарным организациям в мире обеспечить бесперебойные конвои в места, куда предполагалось свозить жителей Алеппо - в общем, создать фон, на котором проведение операции по зачистке города от боевиков сопровождалось бы четкой причинно-следственной связью со спасением мирного населения.

Вместо этого мы увидели угрюмых генералов, которые стращали последствиями для тех, кто не выполнит ультиматум и не выйдет из города умирать в чистое поле.



Понятно, что в таких условиях боевики наголову переиграли "освободителей", предложив западному зрителю принципиально иную повестку - мы спасем мирных жителей, пробив коридор для доставки гуманитарной помощи.

Европа после массового миллионного наплыва беженцев весьма нервно относится к идее таких массовых гуманитарных катастроф - и вариант боевиков оказался медийно на порядки более выигрышным, чем угрюмый сценарий почти что геноцида, который был предложен нашими "спасителями" и "освободителями".

Здесь налицо очередной медийный провал, неумение выстраивать отношения и перетягивать на свою сторону тех, кого можно перетянуть. Это не какой-то разовый пробел - точно так же российская дипломатия и пропаганда ведет себя во всех остальных случаях. Так же мы провалили всю политику на Украине, не то что не конкурируя с Западом по перетягиванию общественного мнения, а вообще не участвуя в этом соревновании. Вся политика России на Украине была сведена к показушным русско-украинским посиделкам с выпивкой, пока американцы трудолюбиво два десятилетия возили тысячи и тысячи журналистов, учителей, общественных и прочих деятелей на сотни семинаров, организовывали демонстрации преимуществ слияния с Западом, проталкивали свои кадры во все структуры. Нашим было не до того - мы дружно пилили газовые потоки. О "мягкой силе" иногда говорили, чаще - нет, но в реальности не делали вообще ничего. Итог - налицо.

В Сирии происходит то же самое. Даже придя туда с идеей помощи, мы умудрились свести ее к сугубо военному аспекту, причем явно непобедоносному. Теперь угрюмость и ультимативность вкупе с бомбардировками превращают Россию даже для сирийского населения в точно такого же врага, что и все остальные. Какая разница, кто тебя убивает?

Это системная проблема. У нас нет системы продвижения своего влияния даже там, где мы имеем все шансы, где мы определяем свою повестку, где мы имеем возможность (редкую, нужно отметить) относительно самостоятельно формировать если не политику, то хотя бы характер своих действий. Война идет в первую очередь в головах - и эту войну мы неизменно проигрываем. Теперь даже дикарям из какой-то "Джебхат ан-Нусры".