Другая власть
Советская власть с самых своих первых лет никогда не была таким уж сильным монолитом, каким ее представляют. Коммунисты преодолели много испытаний, в частности моральных.
Самым серьезным испытанием на прочность стала коллективизация. Начавшаяся после завершения политики НЭПА она ставила под сомнение правильность курса партии. НЭП который длился почти 8 лет успел хорошо войти в жизнь партийных руководителей, которые все боле тесно сростались с новыми буржуями – «нэпманами» и кулаками.
К концу 1920-х годов вставал вопрос – быть социализму или не быть? Партийное руководство собрав волю в кулак выбрало социализм, отказавшись от дальнейшей реставрации рыночных отношений
Начавшеяся коллективизация фактически привела к расколу в рядах стороников самого генерального курса. Противников этого правящего курса можно охарактеризовать так:
- Противнники Сталина – троцкисты, зиновьевцы, «правые»
- Ранее поддерживавшие Сталина, но не одобрявшие коллективизацию и перешедшие к «правым»
- Сначала поддержавшие коллективизацию, но затем усомнившиеся в ней, перейдя в лагерь «правых»
Для представителей власти, успевшие повидать буржуазный строй при царизме и еще недавно слащавый НЭП, быстро усомнились в правильности такого курса. После начала коллективизации число протвников ее проведения лишь росло. Рост сопровождался увеличением разного рода проблем и трагедий – ошибок, голода и бунтов.
В некоторых случаях стихийные мятежи были настолько сильны, что ставили под вопрос сохрание советской власти в определенном регионе. Особенно это проявлялось в неумении представителей власти справится с возникшими трудностями.
Сколько же коммунистов пройдя через все это смогли остатся верными генеральному курсу
……………………
Как люди попадали в «правые» хорошо указано в заявлении Михаила Фриновского:
«В том же 1929 году в Москву приехал ЕВДОКИМОВ в связи с намечаемым переводом его в качестве начальника СОУ ОГПУ. Я был у него в номере гостиницы «Селект». Вначале ЕВДОКИМОВ расспрашивал меня, как идут дела в Москве, потом сообщил, что он переводится в Москву и что ЦК предлагает ему наладить оперативную работу ОГПУ.
В этой же беседе я поделился с ЕВДОКИМОВЫМ и сообщил, что попал в правые на практике.
В это время уже имели место осложнения в деревне в связи с коллективизацией сельского хозяйства. Я спросил ЕВДОКИМОВА — как у вас на Северном Кавказе идут дела? Он говорит: «Дела сложны, колхозы в казачьих и национальных районах прививаются туго, сопротивление идет большое», и он выразился так: «Черт его знает, выйдет ли из этого дела что-нибудь?»
За время нахождения ЕВДОКИМОВА в Москве, а потом уже после его переезда в Москву у меня с ним было несколько встреч. В процессе этих встреч ЕВДОКИМОВ говорил, что ЦК допускает много безобразий в деревне и «черт его знает, к чему все это приведет».
……………..
Следующая встреча с ЕВДОКИМОВЫМ у меня состоялась уже во время приезда в Закавказье в 1930 году, когда он объезжал районы, в которых проводились операции по борьбе с повстанчеством.
После официальных разговоров я имел с ЕВДОКИМОВЫМ интимную беседу, во время которой он мне говорил, что вооруженным путем, как думает ЦК, колхозов не создашь.
Вот, говорит он, в Дагестане население говорит, что колхозам капут, и это не только в национальных областях, что обстановка очень сложна и в центральной России.
Может так получиться, говорил ЕВДОКИМОВ, что кулака-то мы разорим и физически уничтожим, а осложнений у нас в стране может быть много и хозяйства в деревне партия не создаст.»

Ефим Евдокимов во время коллективизации потерял веру в Сталина и генеральный курс и стал «правым» Результаты работы его и др. "правых" по вербовке новых людей потрясут позже всю страну
И так было по всей стране. В каждом обкоме и горкоме были те, кто не принял существующее положение вещей. Они прямо не афишировали это, но в личных разговорах близкими коллегами и товарищами они позволяли себе осуждать курс партии.
Если хотя бы один руководитель обкома становился сомневающимся, то он заражал своим сомнение других людей, его окружавших. Они приходили в лагерь к «правым», которые обещали, что если не будет Сталина, все что они считают неправильным прекратится.
Трудности коллективизации создавали все самые благоприятные условия для роста оппозиционных настроений и создания оппозиционных групп.
Кроме этого, важной причиной ухода к «правым» были личные, корыстные, шкурные интересы, с которыми они были повязаны с нэпманами и кулаками.
«Правые» используя это вели вербовку кадров по всей стране, чем больше тем лучше. Вот как это описывал Фриновский:
«ЕВДОКИМОВ говорил, что ведется большая работа, целый ряд людей, занимающих большое положение в ряде других областей СССР, перешли к правым. И вот здесь он заявил: «Видишь, как сейчас приходится вести борьбу с Центральным Комитетом: когда-то боролись с повстанчеством, а сейчас самим приходится искать нити, связи с повстанчеством и, чтобы его организовать, приходится идти в низовку.
Это очень сложная и опасная работа, но без низовки — секретарей райкомов, председателей РИКов или людей, которые связаны с деревней, — мы возглавить повстанчество не сумеем, а это одна из основных задач, которая стоит перед нами»»
Евдокимов правильно полагал что «низовка» сыграет важную роль в уничтожении правящего режима в стране.
И тут надо обратить внимание на один аспект – если секретарь крайкома-обкома был «правым», то и его ближайшее окружение тоже были «правыми». Ведь любой руководитель подбирая себе помошников, будет подбирать людей , которые во всем его поддерживают, думают как он и поступают как он.
В итоге складывалась ситуация, когда все руководство обкома и горкома были «правыми», насаждавшие всюду свои кадры – на все важные посты,в райкомы, в директора предприятий
Таким образом к 1936-37 годов вся область или край оказывался в незримой власти антисоветской оппозиции
……………………………
Характерный пример, это Восточно-Сибирский край (ВСК), возникший в 1930 году как новое объединение.
Всего за советский период Иркутск «пережил» 22 первых секретарей губкома – окружкома – крайкома – обкома. При этом для 4-х из них (Федора Григорьевича Леонова – 1930-1933, Михаила Осиповича Разумова – 1933–1937, Александра Сергеевича Щербакова – 1937–1938, Аркадия Александровича Филиппова – 1938–1939) пребывание в должности первого секретаря полностью укладывается в 30-е годы и еще для одного (Кирилла Ивановича Качалина – 1939–1944) – 1939 г. стал началом более чем пятилетнего секретарства.

Федор Леонов был обвинен в связях с анти-советскими группами и выведен с должности 1 секретаря ВСК
ЦК стало искать на его место честного сторонника генерального курса
Еще в сентябре-октябре 1933 на страницах «Восточно-Сибирской правда» появилась серия инициированных постановлением ЦК ВКП(б) от 15 августа 1933 «О неблагополучном положении в Восточно-Сибирской партийной организации» публикаций, содержавших крайне критические оценки работы руководства Крайкома, обвиняемого, с одной стороны, в попустительстве растранжириванию социалистической собственности, самоснабжении, противодействию комиссии по чистке, с другой – в том, что край не выполнил промфинплан и занял предпоследнее место в стране по развитию сельского хозяйства.
И уже с начала сентября, более чем за месяц до принятия решения ЦК о рекомендации М.О. Разумова на должность первого секретаря Восточно-Сибирского крайкома – там же стали появляться публикации, в которых в качестве примера наиболее эффективной деятельности обращалось внимание на положительный опыт возглавляемого именно им Татарского обкома ВКП (б)
А уж после принятия решения ЦК, предваряя приезд М.О.Разумова в Иркутск, появляются многочисленные заметки с одобрением этого решения:
«Бюро Крайкома и его первый секретарь тов. Леонов оказался неспособным осуществить это (оздоровить районные организации..).
Но это будет осуществлено во что бы то ни стало под руководством испытанного большевика тов.
Разумова, рекомендованного ЦК партии . Татария, где тов. Разумов был до этого секретарем областного комитета партии, заняла первое место в союзе по всем показателям.
И нет никаких сомнений в том, что, возглавляя краевой комитет партии, тов. Разумов, под руководством ЦК партии и тов. Сталина, при широкой поддержке и помощи со стороны краевой организации, поведет край по пути побед, по пути превращения из неблагополучного в передовой»
О произошедших изменениях в руководстве региона члены крайкома-обкома узнавали непосредственно на их пленумах, а рядовые коммунисты − из сообщений о состоявшемся пленуме в «Восточно-Сибирской правде». При этом дважды – в отношении Ф.Г. Леонова и М.О. Разумова – отставке предшествовала достаточно жесткая критика ЦК ВКП(б) положения в Восточной Сибири. В первом случае было принято уже упомянутое выше специальное постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1933, во втором − критика, имевшая уже более персонифицированный характер, прозвучала на февральско-мартовском (1937) пленуме ЦК ВКП (б):
«Известно, что т. Разумов работал до Восточной Сибири в Татарии, и вот с переходом т. Разумова на работу в Восточную Сибирь за ним постепенно перекочевали многие работники из Татарии.
Я не хочу сказать, что в Восточной Сибири сложилась артель, что все названные товарищи − негодные работники, но, как видите, методы подбора работников не содействуют укреплению связи партийного руководства с партийным активом»

Михаил Разумов считался образцовым сторонником правящего режима, его выбрали чтобы он боролся с врагами власти
Но ни Политбюро, ни ЦК не знали, что Разумов уже разочаровался в коллективизации и стал «правым»
……………………….
«Правый» Разумов приехал в ВСК и привез с собой своих помошников, расставив их на ключевые посты – все они были «правыми», противниками Сталина
В Иркутске начало этой традиции, в целом достаточно характерной для 30-х годов, было положено мартовским 1937 г. пленумом Иркутского горкома ВКП(б), состоявшимся вслед за февральско-мартовским пленумом ЦК, на котором прозвучала критика в адрес М.О. Разумова и его кадровой политики.
На нем – в целях исправления многочисленных ошибок, допущенных в работе Иркутского ГК ВКП(б) – было выдвинуто парадоксальное предложение: об избрании первым секретарем М.О. Разумова, что должно было способствовать укреплению горкома с областным комитетом и, тем самым – и подъему всей работы в городе.
Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что должность первого секретаря Иркутского ГК до этого занимал А.С. Казарновский, относившийся как раз к категории «перекочевавших» за М.О. Разумовым работников Казанского ГК ВКП(б).
При этом – несмотря на критику и подобных отношений «семейственности», и недостатков в деятельности А.С. Казарновского – последний был лишь понижен в должности, будучи избран вторым секретарем

В 1930-е в Иркутске и во всем ВСК по сути не было никакой власти партийного курса, она была лишь формальностью
Все было в руках антисталинской оппозиции, они занимали все руководящие должности в обкоме, горкоме и райкомах
Процветала клановость, коррупция и показуха

Все учебные заведения , больницы, крупнейшие колхозы, заводы управлялись троцкистами и "правыми"
…………………
Так продолжалось вплоть до снятия Разумова, на которого скопилось уйма компромата и ЦК более не желало его видеть на столь значимом посту. На его место был назначен Александр Щербаков.
Приехав летом 1937 года он взялся за проверку руководства всего края и пришел в ужас.
В июле 1937 года Щербаков докладывал члену Политбюро о проведенной им работе:
“Должен сказать, что людям, работавшим раньше в Восточной .
Сибири - верить нельзя.
Объединенная троцкистско- “правая” контрреволюционная организация здесь существовала с 1930-1931 года.
Партийное и советское руководство целиком было в руках врагов.
Арестованы все руководители областных советских отделов, зав. орготделами обкома и их замы (за исключением пока двух), а также инструктора, ряд секретарей райкомов, руководители хозяйственных организаций, директора предприятий и т.д. Таким образом, нет работников ни в партийном, ни в советском аппарате. Трудно было вообразить что-либо подобное.»

Александр Щербаков был удивлен результатами проверки
Он сам в начале не мог поверить, но оказалось, что все значимые посты в крае занимали только «правые» и троцкисты
Далее Щербаков писал:
«Теперь начинаем копать органы НКВД.
Однако я не только не унываю, но еще больше укрепился в уверенности, что все сметем, выкорчуем, разгромим и последствия вредительства ликвидируем.
Даже про свою хворь и усталость забыл, особенно когда побывал у тт. Сталина и Молотова»
И дураку было ясно, что такое положение дел не могло обходится без покровительства НКВД, которые вместо того, чтобы гасить оппозиционные группы, по сути прикрываали их

Ян Петрович Зирнис в течение 6 лет руководил УНКВД ВСК, при нем проникновение "правых" и загнивание руководства области набрало невиданный размах
Зирниса на короткое время сменил опальный Марк Гай, но вскоре он тоже был арестован за измену и на его место пришел Герман Лупекин. как позже выяснилось этот кадр был подсунут Ежовым, чтобы развалить работу НКВД в области.

Герман Лупекин был назначен на должность главы УНКВД ВСК по указанию Ежова, с целью организовать поддержку "правым" кадрам
Позже он станет главой УНКВД Иркутской обл., но будет разоблачен в 1938 г.
26 сентября 1937 г. Восточно-Сибирский край был разделен на Читинскую и Иркутскую области.
Александр Щербаков стал главой Иркутского обкома, а Читинский возглавил Иван Муругов. Это назначение было ошибкой. Муругов был «правым», что выяснилось лишь в 1939 году.
Как оказалось Муругов, бывший с 1936 г. - уполномоченный КПК по Восточно-Сибирскому краю, был заверьбован в анти-советскую организацию еще Разумовым

Григорий Сергеевич Хорхорин,первый глава Читинского УНКВД также оказался замешан в деятельности оппозиции и был разоблачен лишь в 1938 г.
...........................................................
Это был лишь один характерный пример, приоткрывающий верхушку айсберга, называемой анти-советской оппозицией. На самом деле ее можно назвать как и антисоветской оппозицией, так и другой советской властью
Вся правда в том что "оппозиция" была не просто оппозицией, а силой которая будучи в большинстве создала параллельную систему власти, ни много ни мало
Под формальной верностью генеральному курсу., они на самом деле оставались верными троцкизму и "правому" курсу
Комментарии
Да, Вы правы... И первыми надо выкорчевать головановых!.. :)))
Что ты генетический вешвтель, не оспариваю, верю тебе на слово, ибо бывшие капээсэсовцы редко возвращают себе человеческие качества... Будь здоров и не встречайся на пути!.. :)))