Последний бой специального элитного подразделения французской армии
На модерации
Отложенный
Последний бой специального элитного подразделения французской армии
Сегодня
18 июня 1815 года. Битва при Ватерлоо. В этот день наполеоновская армия потерпела сокрушительное поражение от союзных войск.
Чтобы не допустить пленение императора и не позволить кавалерии противника преследовать Бонапарта, в свой последний бой пошло специальное элитное подразделение французской армии — старая гвардия Наполеона.
Союзные войска под командованием герцога Артура Уэлсли Веллингтона уже праздновали победу, когда совершенно неожиданно обнаружили, что противник вовсе и не собирается сдаваться.
— Разрешите вас поздравить, сэр! Лягушатники бегут со всех ног. Победа под Ватерлоо навсегда войдёт в историю. И имя фельдмаршала Веллингтона неразрывно будет связано с этой викторией, сэр.
— Вы всегда делаете поспешные выводы, господин адъютант. Видимо поэтому вы до сих пор в чине майора. Всего в двух километрах от наших позиций стоя французы и никуда не собираются уходить. Возьмите мою подзорную трубу и полюбуйтесь.
— Но это ведь смешно, сэр. Что может эта горстка солдат?
— В следующий раз я буду тщательнее выбирать адъютантов. Это, к вашему сведению, ветераны итальянского и египетского походов Наполеона. Его старая гвардия. И я молю Бога, чтобы они одумались. Иначе будут еще больше жертв. Как с одной, так и, с другой стороны.
Вечером 18 июня 1815 года три батальона старой гвардии Франции под командованием полковника Пьера Камбронна стали в единое каре и бросились в атаку на союзные войска.
Пьер Жак Этьен Камбронн.
Ядра и пули англичан превращали боевой порядок французов в горы трупов. Но и контратаки союзников раз за разом откатывались, буквально разодранными гвардейскими штыками.
В конце концов каре просто не могло двигаться вперёд, так ка со всех сторон было завалено убитыми солдатами.
Тогда один из английских офицеров крикнул: «Храбрецы. Сдавайтесь». В ответ прозвучали знаменитые слова Камбронна: «Гвардия умирает, но не сдаётся».
Личная гвардия Бонапарта сделала свой выбор. Через минуту раздался последний залп английских орудий… Старая гвардия Наполеона перестала существовать.
— А я оказался прав, сэр! Эта горстка французов лишь слегка потрепала нам нервы.
— Мало того, что вы никудышный адъютант, так у вас совершенно отсутствует такое понятие, как офицерская честь. Сдайте своё оружие.
— Но… фельдмаршал? Я…
— Вашу шпагу, господин майор. Слушай могу команду. Становись! На караул! Приспустить знамёна. Отдадим почести противнику, который до конца исполнил свой долг. Это были храбрые воины.
В XIX веке старая гвардия Наполеона сражалась крайне редко. Она практически всегда оставалась последним резервом императора, защищая его особу. Летом 1815 года гвардейцы ценой своей жизни не позволили союзникам пленить Бонапарта.
«Гвардия умирает, но не сдаётся». Эти слова полковника Пьера Камбронна навсегда вошли в историю. В наши дни этот девиз многих гвардейских подразделений нашей страны.
автор:
Комментарии