Почему мы вкладываем свои деньги в загнивающий Запад, а не в процветающую Россию?

На модерации Отложенный

Выступая перед Думой шестого созыва, Путин сказал: «Еще раз хочу подчеркнуть, главным в этот период является не партия или кандидат, главное – это избиратели, граждане страны».

То есть я – главный! И вы – граждане России.

Я отношусь к словам Путина через парадигму инвестора. Как это? А так, что я – миноритарный акционер своей страны, как и все остальные ее жители. Периодически проводим собрание акционеров (голосования по выбору Президента и Думы), на котором выбираем состав директоров.

Раньше собирались каждые четыре года, теперь – реже. Наверное, всё больше доверяем своему Совету Директоров. Но вот прошло уже достаточно времени – и надо подвести итоги работы нашего Совета Директоров. Состав практически не менялся, а Генеральный Директор уже 16 лет руководит предприятием.

Итак прикинем вопросы к очередному собранию акционеров.

Меня очень смущает тот факт, что более 85% денег Россия вкладывает в ценные бумаги и валютные депозиты других стран – а не в облигации российских компаний и развития производства у нас.

До середины 2014 года средства, вложенные в иностранные облигации, по доходности с треском проигрывали отечественным. И только девальвация 2014-15 гг. позволила иностранным облигациям обойти российские – по цене, но не по доходности.

Т.е. не будь девальвации, это были бы жутко провальные инвестиции. Или Совет Директоров знал, что сделает девальвацию и выиграет в рублях?

Если бы мы не выводили деньги из страны с 2007 года, а вложили их в наше производство, у нас были бы фактически 2 такие страны как сейчас – или одна нормально развитая, и никакой девальвации!

Но и сегодня резервов хватит, чтобы выстроить новую страну! Главное – загрузить наши заводы заказами на годы вперед, при этом никакой поддержки и субсидий не надо – бизнес будет сам расти.

Наш Совет Директоров не устаёт повторять, что Россия остро нуждается в инвестициях, в том числе – в инфраструктуру. Но инвестиции в инфраструктуру требуют участия государства – непосредственного или через институты развития. И даже в условиях дефицитного бюджета вариант наращивания соответствующих расходов осуществим – например за счет роста госдолга. Минфин такой вариант отвергает: рост госдолга – увеличение нагрузки на бюджеты будущих лет. То есть исходно полагает, что эти инвестиции не окупятся.

Но тогда возникает резонный вопрос: а с какой стати инвесторы будут вкладываться в долгосрочные проекты России, если в них не верит даже сам ее Совет Директоров?

Представим, что доходы бюджета неожиданно увеличатся из-за роста нефтяных цен. Что мы тогда будем делать? Правильно – опять копить деньги в Резервном фонде и держать экономику на голодном пайке.

 

В чем же причина вложения наших денег в госбумаги стран, которые на нас положили… пардон, наложили санкции, делают из нас пугало и двигают их армии к нашей границе?

Коррупция? Но она есть практически во всех странах мира в том или ином виде, за редким исключением. Что однако не мешает желающим развиваться странам хранить деньги в своей экономике, а не в чужом чулке. Для нас в любом случае было бы выгодней вкладываться в свои стройки – даже с гарантией, что половину умыкнут, как на Сочинской Олимпиаде. Но половина-то реально материализуется – и хоть что-то отстроим тогда. А в чужом чулке наши деньги пропадают для нас на 100 процентов!

Говорят, это наши резервы на «черный день». Но если его ждать с таким бездеятельным фатализмом, как у нас, то он наступит непременно: кризисы в капитализме неизбежны. Но зачем его ждать, сидеть и ничего не делать?

Может, лучше отстроить новую страну, как сделал это Китай? И тогда черный день, если придет, будет для нас в 100 раз лучше, чем сейчас хороший.

Почему название наших резервов «международные»? Называются они так от места размещения, и в этом тоже есть некий подвох. Смотрите, если я свои сбережения положу на депозит Сбербанка, они же от этого не перестанут быть «моими», не станут «сбербанковскими». Так ведь? А если я вложусь в облигации и акции США и Европы, то это уже «международные» резервы, а не мои?..

Говорят, что эти «международные резервы» нужны для выплаты валютных долгов российскими компаниями и поддержания стабильности валютного курса.

Согласно статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ» целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы…

Красивые слова. Но что делал ЦБ 18 декабря 2014 года, когда курс доллара взлетел до 80 рублей? Где он был со своими валютными интервенциями? Почему случился этот дикий взлет валюты?

Да потому что Роснефти надо было отдать компании «BP» по сделке с акциями более 7 млрд. долл., и Роснефть начала скупку этих долларов на валютном рынке Московской биржи. Наш тонкий валютный рынок шатается уже от сделки на пару сотен миллионов – а миллиарды!

Где был тогда ЦБ? Почему не выдал кредит Роснефти – государственной компании? И не было бы никакой валютной паники у населения. Или ЦБ не верил, что Роснефть (крупнейшая госкомпания наряду с Газпромом) сможет вернуть занятое? Или проблема еще в чем-то?

Но факт в том, что, как мы видим, ни на какие внутренние цели, даже самые насущные, определяющие жизнь всей страны, международные резервы не используются.

 

Тогда вопрос: какого Харитона эти резервы лежат на Западе и не используются на прописанные в законах страны цели? Почему мы покупаем западные облигации – а на вырученные с этого деньги в ЕС и США платят пенсию своим пенсионерам в разы больше, чем нашим, субсидируют производство, развивают их страны и чморят нашу?

Вы можете представить себе ситуацию, когда отец семейства не дает своему ребенку деньги на обучение, на лечение, на отдых. А тратит все на соседского ребенка: на его образование в частной школе, в престижном ВУЗе, на его роскошный автомобиль, отдых на Мальдивах, хорошую квартирку ему прикупает… Дескать свой – больной и непутевый, черта ль в него вкладываться, все равно отдачи не получишь никакой! Примерно так сейчас и выглядит финансовая политика нашего правительства и Центробанка.

Но почему так?

Мы проиграли холодную войну – и теперь платим репарации Западу? Наши резервы используются как контрибуция за Советский период доминирования в мире?

Фактом при этом опять же остается то, что стратегия развития нашей страны лежит в русле девальвации российской валюты!

Наш гендиректор Путин не так давно обратил внимание на риски чрезмерного укрепления рубля: «Рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках, и в этой связи нам нужно подумать, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с этими факторами». Надо что-то делать с этим растущим рублем…

 

Так вот, с экономической точки зрения мне не понятны действия нашего Совета Директоров. Возможно, тут какая-то политика, геополитика, какие-то многоходовки…

Но все равно: кто-нибудь сможет объяснить мне, почему 86% наших денег за бугром? Почему нашим генеральным казначеем выбран Запад, о подлости, вероломстве и ожидаемом буквально со дня на день крахе которого твердят у нас все политические утюги?

А может, все куда проще?

Вот многие не понимают, почему Путин так любит прощать внешние долги. Кубе он простил30 ярдов, Ираку –40 ярдов... С позиций здравого смысла это раскидывание деньгами выглядит совершенно безумно. Ведь Куба-то дефолта не объявляла, от своих обязательств не отказывалась. Можно было в зачет долга арендовать территорию военной базы Лурдес, строить на острове курорты и т.д. Можно было использовать внешний долг как инструмент давления… А РФ просто взяла и списала долги без всяких условий. Простила Украине29 ярдовдолга…

А ларчик, возможно, открывается вот так: в результате путинских списаний долгов утилизированы десятки миллиардов американских долларов. То есть Кремль фактически помогает обслуживать внешний долг США. За счет кого? За счет тех феерических русских, которые готовы все стерпеть и все простить возлюбленному ими Путину. А для их так сказать морального удовлетворения тем временем разыгрывает популярный нынешний спектакль под названием «Мы воюем с Америкой!»