Россия обсуждает закон 'о полиции'

Закон "о полиции" опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru, где может оставить свой комментарий, мнения и предложения по новой структуре и полномочиям правоохранительных органов России. В пояснительной записке объясняется, что закон должен устранить несогласованность норм, пробелы в правовом регулировании деятельности милиции и что мнение граждан о деятельности полиции станет одним из основных критериев официальной оценки ее работы. Эксперты считают широкое гражданское обсуждение уникальной возможностью построить эффективную правоохранительную систему. По положениям законопроекта идут жаркие споры как на сайте (где возможно комментировать каждую статью предложенного закона), так и в блогосфере, правозащитном и экспертном сообществе.

Тренд

Для общенародного обсуждения опубликован закон "о полиции", который кардинально изменяет работу правоохранительных органов

Президент Д. Медведев:

"На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией. (...) со времен Октябрьской революции органы правопорядка стали называться милицией, что подчеркивало их народный, рабоче-крестьянский характер - "дружинники в погонах". (...) Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. (...)  Надо подумать и над системой экзаменов сотрудников милиции на предмет знания нормативных актов. Естественно, (должно быть) доскональное знание Конституции.»

Эксперты

Алексей Макаркин, первый вице-президент ЦПТ: То, что обозначено в законопроекте, достаточно радикально, а любые радикальные изменения всегда означают риск для властей, - заявил он. - Власть идет на риск, но это гораздо безопаснее, чем вообще не рисковать и ограничиваться инерционно-ведомственными изменениями косметического характера

Леонид Поляков - замдекана факультета политологии ВШЭ: В самом обществе должно меняться отношение к этой проблеме. Вместо равнодушия и отношения к этому как к некоему неизбежному злу должна нарастать нетерпимость по отношению к любому факту нарушения прав и свобод человека, по отношению к фактам вымогательства со стороны милиционеров. Если милиция будет понимать, что у них земля под ногами будет гореть, если каждый факт нарушения закона ими будет тут же становиться известным и публично обсуждаться, то мне кажется, что это тоже как-то поможет изменить ситуацию с милицией.

Леонид Радзиховский, публицист: Возможно ли это? Я думаю, что при желании ничего невозможного тут нет. В этом смысле стоит обратить внимание на такого «любимого» нами человека, как Саакашвили, который сумел «почистить» грузинскую милицию.

Даже его злейшие враги констатируют факт, что, по крайней мере, на нижнем уровне (а нижний уровень - это тот, который прямо соприкасается с людьми) взяток в грузинской милиции нет. При этом там не было ни расстрелов, ни посадок на 25 лет, ни каких-то громких процессов. Следовательно, ничего невозможного в этом нет, было бы желание. А учиться, между прочим, не зазорно ни у кого: ни у Саакашвили, ни у любой другой страны, в каких бы самых плохих отношениях вы с ней не находились. Учиться ради получения нужного результата можно у кого угодно.

Партия власти

Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности: "Надо признать, что полиция - это профессиональные сотрудники, у этого понятия есть исторические корни. Переименование назрело. (Чтобы изменить милицию) необходимо изменить сущность подходов, которые регулируются, в том числе новым законопроектом, который сейчас начнет активно обсуждаться".

Оппозиция

Владимир Жириновский - лидер ЛДПР: С удовольствием поддержим любой новый закон, но хотелось, чтобы власть принимала конкретные действия по защите граждан, можно принять закон, реформировать, но приказы кто будет отдавать и исполнять их. Для того чтобы новая полиция была эффективной, она должна быть полностью вертикально выстроена снизу доверху. Она должна полностью подчиняться только высшему руководству страны, никаких вариантов с муниципальной милицией, никакой горизонтали. Сегодня милиция подчиняется губернаторам, мэрам и полностью политизирована. Жесткая вертикаль должна быть и в вопросах финансирования милиции - только из федерального бюджета.

Виктор Илюхин (КПРФ): "Ведь это известная практика - переименовали улицы. Ну, переименуем милицию в полицию и еще более удалим этот очень важный орган от народа, и еще больше посеем сомнение, и просто будут говорить: полицейские, полицейские, полицейские. (...) Когда создавалась рабоче-крестьянская милиция, ее первое предназначение было - охрана общественного порядка. Суть не в этом, какое название. Пусть переименовывают, но в новый сосуд наливают прежнее содержание, если содержание это гадкое, отвратительное, несвежее, то оно в этом новом сосуде и дальше будет гнить, если мы никаких других очищающих мер не предложим. Я не очень уверен в перспективах реорганизации правоохранительных органов".

Несистемная оппозиция

«Каспаров.ру»: «Шило на мыло -Медведев предложил переименовать милицию в полицию. (...) Ранее за переименование милиции в полицию высказывался оппозиционный политик Владимир Милов. Он заявлял, что необходимо переименовать ведомство, поскольку это больше соответствует выполняемым им функциям.»

ВАШЕ МНЕНИЕ...