Сон власти

События конца лета-начала осени подтолкнули меня к мысли о том, что наша власть… как бы это сказать… имеет позднее зажигание, что ли… или «тупит» изо всех сил. Или спит, как «земля под снегом, – не слыша ни о чём, глухая ко всему»… Вряд ли эта власть пользуется таким приемом, как «подтупливание», сознательно. Впечатление, что на завтрак разные чиновники – высокого и не очень ранга – пьют тормозную жидкость – вот их и тормозит. Если умничать, можно назвать это «недостаточной скоростью реагирования на социальные процессы».

Приведу несколько общеизвестных фактов.

Несколько лет назад начали проектировать трассу через Химкинский лес. Первыми возмутились экологи, возникло движение в защиту Химкинского леса, начались акции, протесты, избиения журналистов – «и был всюду стон и скрежет зубов…». Местные власти, не имея законных способов утихомирить буйство экологов-экстремалов (это вам не письма протеста писать, а реально под ментовские дубинки лезть) от своего же произвола, прибегла к способам незаконным – обратилась к знакомым гопникам (откуда, интересно, у местных чиновников такие знакомые?) – и получила в ответ показательный разгром химкинской администрации. Химкинский лес превратился в символ защиты района (области, страны) от произвола чиновников.

Отстоим Химкинский лес – и страну отстоим!

При этом власти привычно не озаботилась объяснением своей позиции, поступая, как всегда, - то есть нагло и непублично.

И вот, когда большая часть леса была уже вырублена, просека проложена, крикуны и горлопаны отсидели свои 15 суток, - проснулась самая высшая власть – Президент Российской Федерации. И пресек все в корне. Так Александр Македонский разрубил гордиев узел. И сейчас этот узел согласований, привязок к местности, широкого общественного обсуждения и нового финансирования предстоит связать заново – и таки построить дорогу. Правда, с опозданием на несколько лет.

И вот у меня вопрос: что, Президент не мог раньше прореагировать и вмешаться? Или он ждал, пока проснутся чиновники рангом пониже? Или пока ситуация не успокоится сама собой?

Другой случай – кооператив «Речник». Люди жили, обустраивались, высаживали деревья и стригли газоны. И это в Москве, в черте города!

Буквально через несколько десятилетий после возникновения кооператива «Речник» власть проснулась и попыталась отыграть назад. Вроде как давали вам землю по советским еще законам для строительства фанерных домиков, а вы построились из кирпича, то есть незаконно, да и страна у нас сейчас другая. Вот у нас и судебное решение есть. Выселяйтесь!

И было: ночные бдения, живая цепочка перед экскаватором, суровые судебные приставы, бесчисленные иски и бесчисленные же суды, пикеты, слезы перед телекамерами и рыдания в газетах…Через несколько недель – вмешательство Общественной Палаты РФ и, как апофеоз всего, - вмешательство Президента.

Который пресек.

И вот интересно, весь этот шум в СМИ, все эти слезы, показанные оптом и в розницу почти на всех каналах, все эти пикеты и вещички, выброшенные в грязь, - это что, вмешательства власти не требовало? Президент у нас, что, телевизор не смотрит? А его помощники? А помощники помощников? Что, при такой армии чиновников, Президенту доложить никто не мог?!

Или, не к ночи будь сказано: милиция.

Что милиции у нас нет – стон раздавался по всей Руси великой. Но этот стон шел снизу, как холодное подводное течение. Поверху же шел легкий приятный бриз о «ментах» и «операх», «тайны следствия» и «ментовские войны», «гражданины начальники» и прочие телесказки для взрослых о честных и неподкупных служителях закона.

В это время настоящие, не телевизионные менты и прокуроры ездили на машинах пьяные, пьяные же стреляли в обидчиков из своих табельных пистолетов, давили людей на пешеходных переходах, ломали им руки и носы во время «следственных мероприятий». Точку поставил майор Евсюков.

Евсюков разбудил Россию. Россия разбудила Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Министр внутренних дел долго не хотел просыпаться, но, видимо, пришлось. Газеты и телевидение просто пестрели сообщениями о злодеяниях ментов. В итоге, полное согласие общества между собой насчет того, что «с милицией надо что-то делать» выродилось в громкое неприличное…ммм, как бы это выразиться... «стравливание воздуха через задний клапан» - в «Закон о полиции».

То есть – ментов переименовать в полицаев и с момента принятия Закона считать их честными и неподкупными.

Вряд ли общество с этим согласится. Поэтому тормошение власти будет продолжаться до тех пор, пока она окончательно не проснется. Милиции ведь не нужна косметическая операция – ей необходим цикл из тяжелых болезненных операций с последующим глубоким восстановительным лечением.

Лужков. Год за кодом – избиения оппозиционеров, шулерство с выборами, преференции фирме «Интеко», непонятное (у нас же суды независимые!) выигрывание почти всех судов на подведомственной территории, превращение Москвы в «грядку, с которой нужно получить максимальный доход».

Время от времени все эти процессы прорывались наружу протуберанцами скандалов – то судья Егорова расскажет, как на самом деле выносятся решения в московских судах, какие люди и откуда звонят и пытаются влиять на судей. То какой-нибудь застройщик, уставший давать взятки и брать в долю членов московского правительства, вдруг напишет заявление в прокуратуру. То вдруг Немцов с Миловым напишут книгу с детальным описанием московской коррупции, - но верховные власти спят. И крепок их сон.

И вот, когда издержки этого сна стали превышать прибыли от пребывания Лужкова во власти и нераскачивания общей лодки, - громыхнуло. Причем громыхнуло не очистительным дождем, смывающим грязь коррупции с улиц столицы, а громыхнуло бомбой, попавшей в жилой квартал, убившей мерзавцев и праведников – и виновных, и непричастных. Зачистка территории, понимаешь.

А что, раньше было никак? Нужно было годами тянуть, ничего не видеть и не слышать?!

И такие случаи летаргического сна нашей власти можно перечислять еще очень долго. Вывод из всего этого один: вертикаль власти не работает. И вертикаль власти заставить работать как канал связи с обществом – невозможно. Вертикаль работает как полупроводник с большим сопротивлением: если сверху вниз распоряжения еще отдаются и худо-бедно доходят, то снизу вверх – почти никогда.

А система без обратной связи обречена на вымирание. Это научный факт.

И качество государства проверяется не тем, что государство не совершает ошибок, а тем, что в нормальном государстве ошибки исправляются максимально быстро. В нашем же государстве ошибки превращаются в привычный пейзаж, изменить который может только какой-нибудь природный катаклизм – землетрясение там, или революция какая…

Да! Вот еще что: в нормальном государстве пейзаж меняется выборами. Но не у нас. У нас власть так и постарается разыгрывать из себя глухую да того момента, пока мы не проиграем все.

Но это будет уже другая история уже другой страны.