Любовь Орлова в виде Золушки ("История советского кино в киноплакате. 1919-1991")

Плакаты на выставке попадаются по-настоящему редкие.
Фото: Евгения ГУСЕВА
В июне этого года в Москве прошла выставка советского киноплаката. Это была первая выставка за долгие годы. И странно, что никто не додумался провести ее раньше: рассматривать советские постеры (а на выставке собрано их более трех сотен) по-настоящему интересно. Тем более, попадаются по-настоящему редкие.

Например, первый постер к "Светлому пути" Григория Александрова, на котором изображено сразу четыре Любови Орловой и указано оригинальное название картины - "Золушка" (изменили его уже потом, по личному требованию Сталина).

Или роскошный плакат к "Грозе" Владимира Петрова (1934), на котором шаль Катерины развевается, словно крылья.

Или к "Детям капитана Гранта" Владимира Вайнштока (1936), на котором воспроизведены самые эффектные сцены из фильма (в результате рассматривать его едва ли не интереснее, чем смотреть сам фильм).

Или плакат к фантастико-приключенческой картине Льва Кулешова "Луч смерти" (1925), на котором изображено нечто вроде свастики, причем зрителю предлагается разгадать значение символа ("Сделавшему тайну этих знаков понятной вход на "Луч смерти" бесплатно!" - гласит надпись в уголке).
Фильм, кстати, дошел до наших дней не целиком. А плакат - целиком.

Это первая выставка советского киноплаката за долгие годы.
Фото: Евгения ГУСЕВА
Самые интересные плакаты, конечно - самые старые, 20-х и 30-х годов. Но и последующие эпохи подарили немало любопытных графических решений.
Например, есть на выставке огромный, несколько "кислотный" постер к "Белому солнцу пустыни" (где только художник высмотрел в фильме Владимира Мотыля такие ядовитые краски?) или плакаты к ныне забытым фильмам азербайджанской, эстонской, туркменской, таджикской киностудий… Или совсем скромные плакаты военного времени - напечатанные в одну-две краски на дешевой бумаге, и оттого еще более трогательные.
Денис КОРСАКОВ
Комментарии