«Русские, не уходите!»: как жители Пальмиры наблюдают за ходом ее разминирования

 

Корреспонденты «Звезды» в Сирии своими глазами увидели, как идут разминирование Пальмиры, процесс примирения и борьба с террористами.

Приятный свист турбин

Не мешает? интересуемся у одного из сирийских военнослужащих, показывая на бомбардировщик Су-24, который с грохотом уходит на боевое задание с российской авиабазы Хмеймим в Сирии.

Что ты, что ты, наоборот! импульсивно машет он руками. У меня брат рядом с аэродромом живет. Так и он, и его жена, и дети говорят, что этот шум придает уверенность и надежду. А когда это есть у человека, то и спится ему хорошо. Этот свист турбин очень даже приятен для Сирии! Вы видели, сколько у нас брошенных домов?

Видели… Прямо в центре Латакии, близ которой и находится Хмеймим, огромные кварталы мертвых многоэтажек. Все они недостроены: нестабильность, блокировка финансовых систем и угроза исчезновения государства отпугнули инвесторов и строителей.

Вот так бы выглядела сегодня вся Сирия, если бы Россия не вмешалась, констатирует боец.

Самолеты уходят один за другим

Даже после вывода части летательных аппаратов из Сирии российская авиация продолжает бить наиболее фанатичных приверженцев «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация). Несмотря на уговоры и огромные потери, которые им нанесли сирийские правительственные войска при поддержке нашей боевой авиации, они не собираются сдаваться и время от времени снова пытаются контратаковать. В большинстве случаев неудачно.

Кое-где они и вовсе изменили тактику: не выступают открытым фронтом, а предпочитают разбиваться на небольшие группки и пытаются исподтишка устроить теракты на уже освобожденных территориях.

…Боевые машины возвращаются. Все цели поражены. Только за четверо суток летчики совершили 87 боевых вылетов. И все безупречны. Однако такая слаженная работа российской авиации некоторым на Западе почему-то не нравится. И появляются небылицы.

О вбросах и фальшивках

Вот из последнего, например. В конце апреля иностранные СМИ с огромным аппетитом стрескали и не поперхнулись «новостью» о том, что российские бомбардировщики разнесли мирный госпиталь в Алеппо. «Правозащитники», как по команде, подняли вой. Хотя Минобороны России и заявило: ну не было там наших самолетов. Да и у американской стороны никаких претензий к России не было… Но дальше еще интереснее! Прямо на аэродроме Хмеймим начальник управления пресс-службы и информации Минобороны Игорь Конашенков показывает нам два снимка.

На первом фото того самого госпиталя с российского беспилотника, сделанные спустя пару дней после якобы бомбардировки: видно, что зданию и впрямь сильно досталось. А после демонстрации второго снимка даже самые убежденные скептики замолчали: на нем тот же госпиталь с теми же самыми повреждениями. Только вот сделан он был со спутника еще… в октябре 2015 года!

«Представленные вам фотоснимки наглядно подтверждают, что все якобы "свидетельства очевидцев" о факте авиаудара по больнице на самом деле являются очередной фальшивкой», подытожил Конашенков. Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.

И это было уже не первое разоблачение откровенного вранья, цель которого вполне очевидна сорвать процесс по примирению враждующих сторон, который успешно запустила и реализует Россия. Тем не менее наивно рассчитывать на то, что любители подобных «сенсаций» на этом успокоятся. Российские военспецы в шутку гадают, что те выкинут в следующий раз и не снимают ли уже в Голливуде кассовый блокбастер, где очередной выдуманный американский рэмбо в одиночку расправляется с ИГИЛ.

…С плаца доносятся звуки торжественного марша: там проходит репетиция Парада Победы. Вместе с российскими военнослужащими в такт маршируют и сирийские морские пехотинцы, они тоже участвуют в параде.

Это наша дань уважения России, поясняют позже сирийские офицеры. У русских есть большой опыт борьбы с фашизмом, и они сейчас помогают нам справиться с новым фашизмом, который пришел на нашу землю.

Пальмиру от мин освобождают российские саперы

В освобожденной от террористов Пальмире тем временем полным ходом идет разминирование. Спецы Международного противоминного центра ВС РФ исследуют квадрат за квадратом: драпая, уцелевшие боевики ИГИЛ как следует заминировали древние памятники, дома в жилой части Пальмиры, дороги…

При этом иные «сюрпризы» были весьма сложны: российским саперам пришлось столкнуться с радиоуправляемыми фугасами, хитроумными минными ловушками новых типов. Но знание и опыт побеждают коварство уже сейчас от опасных игрушек расчищено 825 гектаров территории, 8,5 тысячи зданий и обезврежено более 18 тысяч всевозможных взрывных устройств. Кстати, никто из западных «партнеров» так и не откликнулся на призыв России помочь в разминировании Пальмиры…

Россия еще раз продемонстрировала, что она не только вносит вклад в мировую культуру, но и сохраняет ее, говорят сирийские чиновники.

Во многом благодаря России сохранилась Пальмира, российские саперы расчистили ее от мин. И мы будем помнить солдат, которые сложили свои головы, освобождая город. В том числе, конечно, русского героя Александра Прохоренко, погибшего под Пальмирой…

По разминированной Пальмире неторопливо ходят эксперты ЮНЕСКО от 14 разных стран. Осматривают то, что террористы ИГИЛ варварски взорвали: храм Баалшамина, храм Набо, статуя Льва Аллата, Триумфальная арка, Долина гробниц… Они здесь, потому что недавно мировое сообщество откликнулось на другой призыв нашей страны: исполнительный совет ЮНЕСКО единогласно поддержал резолюцию России о восстановлении разрушенных памятников, так что воскрешать эту сокровищницу культуры будут сообща. За работу примутся, как только точно определят, что именно пострадало.

«Он хочет жить, как раньше»

…В российском Центре по примирению враждующих сторон идет привычная работа: сотрудники центра принимают звонки из деревень, жители которых устали от войны и хотят подписать соглашения о примирении. Фактически это означает, что с момента подписания документа в их населенные пункты возвращается законная власть, а мирную жизнь с этого момента будут гарантировать сирийские правительственные войска.

При этом данные о таком сотрудничестве немедленно поступают союзникам по антиигиловской коалиции. И таких деревень и городов становится все больше: на 6 мая их число увеличилось до 94. Сообщают о желании сложить оружие и представители различных вооруженных формирований: уже 52 такие группировки согласились (причем по собственной инициативе) прекратить огонь.

Едем в одну из деревень под названием Кау Каб (провинция Хама), которая на днях присоединилась к мирному процессу. Следы войны уже на подъезде к деревне: огромные дырки в стенах, снесенные крыши, а кое-где и вовсе рухнувшие дома. Нас встречает веселая толпа местных жителей, которые бьют в барабаны и пляшут. Мир это праздник.

В руках у многих портреты действующего президента Сирии Башара Асада. Старейшины деревни вместе с представителями сирийской власти и российскими офицерами из Центра примирения подписывают документ о примирении, об этом тотчас же объявляют людям. «Аллах, Сирия, Асад!» радуется народ. Толпа продолжает веселиться, а к нам подходит мальчик с плакатом Асада и что-то говорит.

Он просит, чтобы русские не уходили, переводят его слова. Он хочет жить как раньше, а не бегать от террористов и прятаться от обстрелов. Новейшая история этой деревни это и есть новейшая история Сирии, по которой можно понять, что происходило в головах людей, когда заварушка в стране только начиналась. И к чему это привело.

В самом начале жители Кау Каб (как и жители сотен других сирийских деревень) поддались «революционной» эйфории и побежали записываться в оппозицию: называть себя сирийским оппозиционером было тогда модным поветрием. Часть каукабцев даже создали собственный вооруженный отрядик.

…Разочарование пришло вместе с приходом «революционеров» из «Джебхат ан-Нусры» и ИГИЛ. Оказалось, что их идеология не подразумевает никакой свободы и демократии, о которой так много говорили в Кау Каб. И началось…

Боевики пришли и выгнали людей из деревни, рассказывает местный шейх Мабарек. Некоторым мужчинам под страхом убийства их семей раздали оружие и заставили воевать.

Недавно сирийская армия при поддержке ВКС России вытеснила террористов далеко за пределы деревни. И старейшины на народном сходе мудро постановили: таких «демократий» от боевиков им не нужно, а возможность жить, растить детей, работать и зарабатывать им предоставляет правительство.

Это же и есть настоящая свобода, говорит школьный учитель Шадид. Он вернулся в родную деревню всего несколько часов назад, а до этого на несколько месяцев вместе с семьей вынужден был бежать. Так зачем же человек тогда вечно ищет что-то другое взамен того, что Аллах им и так дает? Не понимаю…

По соглашению местные вооруженные отряды должны сдать оружие, что и происходит на наших глазах. Часть этих ребят собираются вступить в сирийскую армию. Отдельный разговор те самые местные жители, которые по разным причинам находились в рядах террористов. Завернутые в арафатки, они выстроились в очередь с автоматами. В груду оружия кладется американская штурмовая винтовка М16: группировка, в которой они были, входила в состав «Джебхат ан-Нусры», которая частично снабжается амуницией и оружием из Турции.

Многие неграмотные, а потому вместо подписи в документе о сдаче оружия ставят отпечаток большого пальца в Сирии признается такой вид «визирования». Вместе со всеми за процедурой внимательно следит прокурор из Хамы.

Да, они брали в руки оружие, говорит он. Но не запачкали свои руки кровью невинных людей, поэтому им будет дано прощение.

И что, они уйдут?

Да, правительство же обещало! Они снова будут пахать и строить. Хватит воевать!

Автор: Алексей Овчинников