В Беларуси анонсирована революция - колхозы перестанут быть святыми коровами

На днях Он подписал 3 указа по колхозам. Один секретный, потому что там, видимо, колхозы начнут выпускать ракетные комплексы "Полонез".

2 других указа предусматривают, что с убыточных и закредитованных хозяйств будут сняты все долги и переданы специально созданному Агентству по управлению активами. Напомню, что по промышленности такие долги государству переданы Банку Развития. Здесь на это не пошли.

Планируется проанализировать состояние каждого колхоза и те, вернуть которые к прибыльной работе окажется невозможно, выставить на продажу, отдать в аренду или в траст. Причем продавать колхозы планируется на аукционе с понижением цены до нуля (БВ). Один из документов предусматривает беспрецедентные меры – передачу в собственность руководителя 25% акций, если он смог вывести хозяйство на прибыль.

Реформы затронут примерно 300 сельхозпредприятий (треть от всех). Более того, около 150 из них государство готово ликвидировать. Причиной принятия столь радикального решения стала глубокая убыточность отрасли – долги уже превысили объем годовой выручки. Изменения лоббировало и руководство аграрной отрасли, и директорат предприятий. Тормозились они на уровне президента.

Отношение к реформе двоякое.

Георгий Гриц, замдиректора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований АН РБ оценил указы как революционные. «это начало приватизации и знаковое событие для Беларуси». По его мнению, новые документы «формируют практический механизм для оздоровления отрасли и создают условия для появления нового класса собственников в сельской местности». Он считает, что всем другим отраслям белорусской экономики, в которых тоже много убыточных предприятий, стоит брать пример с аграриев.

Лидер Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, не одно десятилетие отдавший работе в профсоюзе работников агропромышленного комплекса, видит, что стакан наполовину пуст: "Мне эти указы по своей бессмысленности напоминают сизифов труд — невозможно оздоровить неплатежеспособные сельхозорганизации в условиях нерыночной, командно-административной экономики и правового нигилизма.

Или оставайтесь идеологически непорочными с категорическим отрицанием права частной собственности на землю, но тогда навсегда забудьте о понятии эффективного конкурентоспособного сельского хозяйства. Или откажитесь, наконец, от попытки сохранения феодализма с рабством на селе, и тогда получите не только оздоровленную экономику сельского хозяйства, но и возрожденную деревню. Но соединить несоединимое не получалось и не получится".

"само решение белорусской власти поддерживать сельское хозяйство, на мой взгляд, политически правильное. В эту отрасль вкладывают все, кто отдает себе отчет в ее особенности и понимает свою ответственность перед собственным народом: ведь село – это не только основа продовольственной безопасности, но и колыбель любой нации. В ЕС, например, поддержка сельхозпроизводителей на гектар сельхозугодий раза в четыре выше, чем у нас. Но то, что правильно у нас политически, не выдерживает критики с точки зрения экономической – вкладывать в белорусские колхозы, где нет хозяина – все равно что поливать если не Луну, то пустыню Сахару".

Эксперты гадают, что заставило Лукашенко, в принципе не приемлющего рыночные реформы, подписать такие документы. Называются две версии. Во-первых, давление непреодолимых обстоятельств в виде огромных долгов, которые государству уже нечем компенсировать. Во-вторых, требования кредиторов, в частности МВФ. 

 

Реформы под давлением и втихую, по мнению экспертов, чреваты несколькими опасностями. Во-первых, они могут быть не реализованы. История взаимоотношений Белоруссии с МВФ знает примеры, когда революционные решения были приняты, а реформы обещаны, однако так и не произошли. Нет никакой гарантии, что Агентство по управлению активами, которое сейчас создано для сельхозорганизаций, не ожидает та же участь. Во-вторых, реформы, которых стесняются, которые не обсуждают и не признают, могут оказаться не эффективными без системности и всеобщей поддержки. Например, если долги колхозам просто в очередной раз скостят, а управлять ими продолжат чиновники из кабинетов, а не сами аграрии, то реформа не просто захлебнется, она дискредитирует сама себя, предостерегают эксперты.

http://www.ng.ru/cis/2016-07-18/6_lukahsenko.html

http://udf.by/news/face2face/142442-belorusskiy-kolhoz-ostaetsya-unikalnym-ekonomicheskim-organizmom-sposobnym-omertvit-utilizirovat-i-pustit-po-vetru-lyuboy-kapital.html