За гуманистическую интеллигенцию России

На модерации Отложенный

Если для современного консерватизма (неоконсерватизма) ведущий, господствующий, правящий класс – бюрократия, для капитализма – это буржуа, для социализма – рабочий класс (для анархизма – крестьянство и ремесленники – это полукласс, двойной класс: собственник и рабочий), а для гуманизма – это интеллигенция. Философы (Платон) и ученые (Мор) должны быть правителями государства.

По сущности и роду деятельности интеллигенция – социальный источник гуманизма. Если неравенство – это принцип элиты (бюрократии), свобода – основной принцип буржуазии, а справедливость – принцип рабочего класса, то для интеллигенции синтезированы эти принципы в творчестве. Природа интеллигенции выходит за рамки «класса в себе» и даже «класса для себя». Это скорее «класс для всех» и «класс для других».

Википедия: термин интеллиге́нция используется в функциональном и социальном значениях. • В функциональном (изначальном) смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности. • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. Во множестве словарей формулируется как слой «людей, профессионально занятых умственным трудом».

Слово «интеллигенция» («божественный разум», «высший способ познания») пошло из древнего Рима с 5-го века. Для Гегеля интеллигенция – «высший разум», «самосознание народа», «дух народа». То есть, в начале это идеальное явление. Символично, что социальный термин «интеллигенция» (от лат. Intelligens – умный, мыслящий, знающий, понимающий) введен русским писателем П.Д.Боборыкиным в 60-х годах XIX века и из русского перешел в другие языки. По словарю В.И.Даля: интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей. Её миссия – сеять «разумное, доброе, вечное» (Н. А.Некрасов). В конце Х1Х века образно и методично определил интеллигенцию народный писатель-гуманист Глеб Успенский: «всегда свет, и только то, что светит, или тот, кто светит, и будет исполнять интеллигентное дело, интеллигентную задачу». «Интеллигенция – есть особый класс умственных работников» (Е. Лозинский, 1905 г.), «образованный класс», «мозг нации», «особая культурная категория» (П. Струве, 1909 г., в сборнике «Вехи»). П. Милюков (в “Вехах”): “Интеллигенция безусловно отрицает мещанство; мещанство безусловно исключает интеллигенцию”. «Интеллигенция есть этически-антимещанская, социологически – внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» (Р. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли, 1914г.). Н.А.Бердяев: «Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование. Это идеалистический класс Интеллигенция была у нас идеологической (через чур, в т.ч. советская, а сейчас наоборот деидеологизированная – Шутов), а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов. Это и есть разночинная интеллигенция, объединённая исключительно идеями и притом идеями соцального характера». И Бердяев выступает, борется за формирование из интеллигенции «образованного класса с русской душой (по бердяевски божественной, отданной не дьяволу, а богу, но не человеку, а, значит, не личности), просвещенным разумом». Бердяев считал критерием отнесения к интеллигенции «увлеченность идеями и готовность во имя своих идей на тюрьму, на каторгу, на казнь», при этом речь шла о таких идеях, где «правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью». Даже в годы гражданской войны в России поэт М.Волошин призывал верить в человека, соединял в своем сердце и поэзии «белых» и «красных» и для прогресса предлагал делать ставку не на рабочего, а «на изобретателя, организатора, зачинателей». М.Горький: «Русская интеллигенция – научная и рабочая – была, остаётся ещё долго будет единственной ломовой лошадью, запряжённой в тяжкий воз истории России…Она – лучшая в мире». Пастернак: «Искусство всегда у цели». Д.С.Лихачев предупреждал: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель».

Однако в нашей стране исторически роль интеллигенции в управлении государства была минимальной. В царской России она по статусу значительно уступала дворянству и другим сословиям, хотя на её положительном счету мировое развитие культуры и земства в XIX веке. В советские времена интеллигенция получила полупрезрительное название «прослойка» и вожди её не слушали (ссылали на ленинском «философском пароходе» и в сталинские «шарашки»). Интересный прецедент: в 1970г. создание кружка из «7 легионеров» под названием «Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза» (г. Нижний Тагил) с социал-демократической платформой. В «демократической России» интеллигенция стала самой нищей и ещё более деклассировалась. Для индустриального общества СССР и современной России ещё больше с точки зрения организованности, точнее самоорганизованности, идейно-политической, партийной, наша интеллигенция как и «западная интеллигенция в своём большинстве – испуганное стадо» (советский эмигрант В.Вейдле). (Здесь объяснение безрезультатных поисков объявленных Гуманистических партий и Гуманистического Интернационала).

В информационном обществе, в эпоху знания интеллигенция превращается в основную производительную силу общества, количественно и качественно растет. В России её удельный вес среди занятых составляет 40% (в Японии на одного работника физического труда приходится 10 работников умственного труда). На Западе разрабатывается понятие «креативный (творческий) класс», отличный от других классов. По оценке американского исследователя Флориды российский креативный класс составляет 13 млн. человек (по численности 2 место в мире) и 10% в составе рабочей силы (25-е место) при первом месте у США (30 млн.

человек и 30%).

В условиях НТР гуманизм является интеллектуально-социальным детищем и движением научной, гуманитарной, творческой, технической и управленческой интеллигенции, более широко – всех интеллектуалов. Хотя большинство из них пока этого не знает. Многие интеллектуалы («мы не класс») таскают идейно-политические каштаны из огня в огонь или религиозного консерватизма-аристократизма, или буржуазного капитализма, или пролетарского коммунизма. А некоторые, обжегшись на бюрократической КПСС, стали аполитичными или антипартийными.

По интересным исследованиям социолога Староверова (2002 г.), классовая самоидентификация интеллигенции в нашей стране (40%) ниже среднего уровня (49%), на 5 месте, перед бомжами и маргиналами: экономически – 40 % (1-е место у крестьян), социально – 50% (1-е место) и политически – 30% (1-е место у предпринимателей, в том числе государственно – 1-е место у служащих). Жаль, что в этом исследовании нет духовно-идеологического самоопределения, но можно предположить его еще более низкий уровень.

В социологическом опросе «Есть ли и какая у интеллигенции своя политическая идеология?» (г. Киров, март 2008 г.) относительное большинство (42%) опрошенных признают наличие у интеллигенции своей идеологии, связывая её с личными убеждениями и интересом к политике. Среди названных идеологий интеллигенции на 1-м месте – гуманизм (23% ответивших с идеологией). Но большая часть идеологических респондентов-интеллигентов (77%) признают за свою идеологию идеологии других классов. Всего среди интеллигенции 10% идеологических гуманистов. Российская интеллигенция до своей идеологии гуманизма пока не доросла. Главная причина отсутствия идеологии у интеллигенции – её идеологическая неграмотность .

Это подтверждается и другими политологическими исследованиями. В диссертации Беляева В. А. на соискание ученой степени доктора политических наук по теме «Интеллигенция как субъект российского политического процесса» (Казань – 2007) хотя интеллигенция выделяется как социальный класс и показывается как неполный субъект политики, но без вывода идеологической причины – отсутствие своей гуманистической идеологии.

Российская интеллигенция выполнила свои исторические консервативную для дворянства, социалистическую для рабочего класса и либеральную для буржуазии идейно-политические миссии. Сейчас нужен гуманистический тип интеллигенции и интеллигента для всего народа и одновременно для себя как социального класса. И он появляется, пока единично, личностно. Академик Н.Моисеев: Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня связывается с понятием интеллигентности». Показательно, что в исследовании профессора А.В.Соколова «Поколения русской интеллигенции» (2009 г.) по его классификации высший интеллектуальный тип – интеллигент-гуманист, но без ключа идеологии гуманизма не открыт социальный класс интеллигенции. По Соколову, критерии интеллигентности: 1) образованность, 2) креативность, 3) этическое самоопределение.

Но классовые уровень и особенность интеллигенции отмечают некоторые социальные философы: «Интеллигенция существенно отличается от буржуазии и рабочего класса, вместе взятых. Последние (за незначительным числом исключений, подтверждающих правило) живут, не поднимаясь над эмпирическим уровнем, - это и есть их классовая норма. Интеллигенция «живёт» уровнем выше – теория, теоретическая рефлексия» (Кустарев А. Нервные люди. Очерки об интеллигенции. М., 2006, с.56).

Российский нобелевский лауреат по физике 2000 года Ж. Алферов: «Будущее России не за олигархами, а за людьми науки и образования». Все другие социальные классы и слои – менее идейно-политически гуманистичны, менее современно прогрессивны, более консервативны и даже реакционны, так как связаны с уходящими общественно-экономическими формациями и культурными цивилизациями (историческими типами общества). Интеллигенция же – это новый класс, в том числе и по интеллектуальной собственности, наступающего постиндустриального, информационно-культурного, гуманного, интеллектуального общества. В соответствии с общественной закономерностью прогресса (регресса) социального класса как исторического субъекта идеология интеллигенции включает больше науки и меньше веры. Поэтому гуманизм – самое прогрессивное интеллектуальное учение, а религиозный консерватизм – наоборот, самое реакционное и регрессивное не только священников, но и бюрократии.

Суммируем. Гуманизм по социальной базе и политике – это интеллектуализм. Интеллигенция – не просто работники преимущественно умственного труда («в начале было слово»). Она, как класс, имеет приоритет саморазвития («7 раз ему объяснил, сам понял»), моральных и творческих стимулов, духовно-культурных ценностей над материальными, в т.ч. доходами и бытовыми условиями, в труде и жизни. В современном, информационном обществе во всех сферах ее место ведущее, авангардное, идейное. Ее продукт, результат – умственное, нравственное и физическое здоровье и развитие народа. Смысл и миссия интеллигенции – прогнозно-проектный прогресс народа (разумные последствия – «чем слово наше отзовется?»). Это самый антимещанский и антиобывательский класс, инициатор и катализатор информационного и гражданского гуманного общества.

Сейчас начало процесса соединения 2-х процессов: интеллектуализации и гуманизации в и для человека и народа в личностном прогрессе общества и государства. И это взаимокритерий прогресса: по оценке гуманистичности определяется уровень интеллигентности человека и народа, а по интеллигентности – уровень гуманизма. Например, гуманистический ИРЧП количественно обобщает эту диалектику связи и развития человека и народа. По исследованиям института мозга человека РАН: творчество даёт самый высокий результат во всех делах + омолаживает человека – умные живут дольше.

Значительно повышается идейно-политическая роль интеллигенции. Это будет самостоятельный класс №1 в экономической, социальной, политической и культурной, духовно-идеологической сферах общества и государства, а так же в международных дружеских и мирных отношениях. Её преимущества – в научности, образованности и творчестве. Прецедент создан в Интернет-сообществе.

Мы разработали проект гуманистической идеологии интеллигенции и создаём её центристскую партию "Гуманная Россия".