Почему Америка не боится большого внешнего долга

«Секрет доллара» или почему Америка не боится большого внешнего долга
 
печатный долларовый станок

Известно, что США имеют огромный внешний долг. На данный момент он превышает $18 трлн. (здесь онлайн счетчик гос. долга в реальном времени).

Гос долг США онлайн

Для сравнения это 71 бюджет России. Между тем при всей риторике о необходимости сокращения внешнего долга, которая слышна из уст и демократов и республиканцев, он продолжает лишь увеличиваться, сейчас – на $3 млрд. в день. Растет он не только в абсолютном выражении (что можно было бы списать на инфляцию), но и в % от ВВП.

<ins class="adsbygoogle" data-ad-client="ca-pub-6140018706343448" data-ad-slot="9102390804" data-ad-format="auto" data-adsbygoogle-status="done"><ins id="aswift_1_expand"><ins id="aswift_1_anchor"></ins></ins></ins>

Внешний долг США в % от ВВП по годам

В пересчете на каждого жителя страны получается $57 тыс. При этом практически ничего кроме словесных интервенций, чтобы исправить ситуацию, не делается. Почему? Америке не страшен внешний долг? В общем да – не страшен, потому что никто эти $18 трлн. отдавать не будет.

Долг самому себе

Страны занимают и отдают в долларах – их внешние заимствования номинированы в американской валюте. При этом чтобы гасить долларовые обязательства, «обычной» стране нужно их покупать, США же в текущей ситуации может их просто напечатать. При этом известно, что увеличение денежной массы приводит к девальвации национальной валюты, а значит, стоимость долга от этого лишь снизится. Поэтому «байки» о том, что если завтра все страны предъявят свои требования к США, Америка будет вынуждена объявить дефолт, не состоятельны. Не предъявят, потому как долги будут выкуплены за бесценок, и предъявители попусту пустят свои валютные активы на ветер. Увеличение же инфляции, которое автоматически происходит при «включении печатного станка» вполне допустимо. Она в США, к примеру, ниже российской в 9 раз (1,6% против 15%).

«Бесплатные» деньги

Когда выгодно брать кредит? Тогда, когда процент по нему ниже или равен инфляции. Несмотря на то, что объем государственного долга США превышает 100%, его обслуживание (выплата процентов) в год стоит не более 2%.

Что сопоставимо с американской инфляцией. Фактически получается, что все заемные средства для США бесплатны. Трудно «умерить аппетит», когда ты бесплатно можешь получить неограниченное количество денег, которые можно потратить как на «социалку», так и на реальный ВВП, который растет на 3% в год, что для развитой экономики совсем неплохо.

При этом даже текущий долг никто по факту не отдает. Заканчивается срок обращения облигаций – выпускаются новые. При «мизерной» доходности в 0,3% по однолетним облигациям, недостатка в кредиторах нет. Здесь играют роль хорошая кредитная история, понятные правила игры, статус первой в мире экономика и экспорт, пользующийся спросом.

Яйцо или курица?

Собственно товары и технологии, пользующиеся массовым спросом, и определили судьбу доллара в качестве мировой резервной валюты. Качественный и разнообразный экспорт в союзе со способностью получать прибавку к ВВП от кредитных денег, сделали американскую экономику устойчивой и прогнозируемой. В этом месте как раз «покоится» еще один миф – сильный доллар позволяет быть сильной экономике США. Зависимость обратная – национальная валюта крепка там, где сильна экономика. Конечно не только товары, но сложившееся мнение делают доллар «крепким». Ситуация, в которой даже «иллюзия» будет поддерживаться, может продолжаться до тех пор, пока она выгодна всем участникам.

Так уж это выгодно?

На самом деле, факт того, что доллар – мировая, а не национальная валюта не так хорош для финансовых властей США. Одно дело, когда за доллары покупаются товары и услуги, произведенные в «штатах», другое – когда спрос на «американца» растет из-за спекуляций и сделок между другими странами. Это влияние, которое постоянно нужно учитывать ФРС в разрезе увеличения издержек и снижения конкурентоспособности экспорта.

Сколько это будет продолжаться?

До тех пор, пока не «подрастут» конкуренты. Они уже на подходе – это ЕС и Китай, производство мирового ВВП которых сравнимо по объему с ВВП США.

ВВП США Китая и ЕС

Это отражается на популярности евро и юаня и на их доле в мировом обороте валют. Юаню при сильном экспорте пока мешают не совсем прозрачные правила денежно-кредитной политики Китая, а ЕЦБ борется с европейскими сложностями (замедлением экономики) и укреплять евро не торопится. Есть и еще один предел – отрицательный рост мировой экономики. Однако если это произойдет, проблемы настигнут не только доллар.

Дмитрий Котов, экономист.