Европа на грани социального взрыва

Волна манифестаций и забастовок, прокатившихся по Европе с начала сентября, достигла Брюсселя. Европейская конфедерация профсоюзов пообещала устроить в столице ЕС "крупнейшую демонстрацию протеста за последнее десятилетие", выведя на улицы одновременно более 100 тыс человек. Лозунги этих акций неизменны повсюду: "Нет сокращениям госбюджета, замораживанию зарплат, урезанию социальных выплат". При этом пока центр Брюсселя будет находиться в блокаде, Еврокомиссия озвучит список государств зоны евро, которые недостаточно эффективно сокращают бюджетные расходы.
Практика урезания госбюджетов - это единственный механизм, который Евросоюз смог противопоставить тяжелому финансовому кризису еврозоны, который в перспективе мог "утопить" весь Евросоюз, приведя к цепной реакции дефолтов европейских государств весной этого года. Удержать единую европейскую валюту и все единое экономическое пространство на грани пропасти ЕС смог, лишь применив "тяжелую артиллерию" - объявив о создании стабилизационного фонда сообщества суммарным объемом 750 млрд евро и согласовав отдельную программу помощи "слабому звену" сообщества - Греции в объеме 110 млрд евро. Причем, и в той, и в другой программе пришлось поступиться гордостью ради эффективности - пригласить к широкому участию в них МВФ, созданный как инструмент поддержки развивающихся стран.
Плата за эти программы оказалась высокой - в общей сложности 860 млрд евро. Хотя речь и не идет о "живых" деньгах, эти средства все же необходимо изыскать. Отсюда вопрос об оздоровлении бюджетов и резком урезании их расходной части. Конечно, речь не идет о прямой перекачке средств из социальных фондов в антикризисные программы. Сокращая бюджетные дефициты и понижая инфляцию, страны ЕС, соответственно, поднимают свой кредитный рейтинг, который является индикатором доверия финансовых рынков, на которых в случае необходимости европейские правительства смогут занять необходимые им средства. Речь идет, в первую очередь, о "цене денег" - ставке процента, под который государства ЕС смогут привлекать кредиты.
Для рядовых европейцев высшая математика финансовых рынков не важна. Их требование к своим правительствам и к руководству ЕС всегда одно и то же - "руки прочь от моей зарплаты". При этом имеется в виду, что зарплата по закону должна ежегодно индексироваться, причем опережающими инфляцию темпами. С точки зрения профсоюзов и "простых людей" финансовый кризис 2008 года устроили банки, раздававшие кредиты направо и налево без всяких гарантий их возвращения.
В результате, когда пузырь "плохих кредитов" лопнул, вся мировая финансовая система оказалась на гране коллапса. "Вот пусть банкиры и платят за кризис", - безапелляционно заявляет Европейская конфедерация профсоюзов.
Увы, все не так однозначно. Европейские правительства весной этого года выбирали меньшее из двух зол: начать болезненное оздоровление финансовой системы или оставить все как есть. Второй вариант означал бы волну дефолтов по всей Европе, которая привела бы к новому острому спаду экономики, только-только начавшей оправляться после кризиса 2008-2009 годов. Последствия в виде роста безработицы, снижения покупательской способности и скачкообразного падения госбюджетов грозили бы неизбежным мощнейшим социальным взрывом.
Эта ситуация, не допускавшая безболезненного решения, к сожалению, была жестко запрограммирована действиями самих европейских государств в начале кризиса осенью 2008 года. Тогда страны Европы пошли на спасение европейской банковской системы от тотального банкротства, предоставляя банкам беспрецедентный объем госгарантий, суммарные размеры которых превысили 1 трлн евро. Разве сумма не напоминает совокупный размер антикризисных фондов ЕС созданных весной 2010 года? Верно, и должна напоминать! Ведь спасение банков не позволило вскрыть "нарыв" невозвращаемых кредитов, который был первопричиной кризиса 2008 года. Он лишь несколько "рассосался" за счет программ реструктуризации банковской задолженности, но основная его тяжесть перешла, благодаря госгарантиям, на пусть и могучие, но далеко не всесильные "плечи" правительств ЕС - их бюджеты. При этом правительства многих стран ЕС, опасаясь социальных проблем, старались удерживать все государственные выплаты на докризисном уровне, привлекая дополнительные средства в бюджеты за счет кредитов. Все чего они добились - это отсрочили на год пик социальных потрясений
В результате к концу 2009 года 20 из 27 стран Евросоюза вышли за установленные пактом стабильности и роста рамки дефицита госбюджетов в 3 проц от ВВП. В Греции дефицит и вовсе достиг невиданного для зоны евро уровня - 14,2 проц.
Таким образом, глобальный финансовый кризис 2008 года и кризис зоны евро начала этого года носили системный и неизбежный характер. Причем европейские профсоюзы напрасно возлагают вину за них исключительно на банки. Интересно, сколько нынешних участников брюссельской манифестации были вынуждены реструктурировать свою задолженность по кредитам перед европейскими банками, которую они оказались не в силах погасить, и кто их заставлял эти кредиты брать?
Комментарии
см. Надувание щек в условиях системного кризиса
http://www.gidepark.ru/user/3626955182/article/110729
Люди не захотели жить в концентрационном лагере. Решили поломать "Железный занавес"
Думали это свобода.
Но, почему-то создали Еврозону.
Кто же в ЗОНЕ жить захочет?
Да ЕЩЁ И ПОРЯДКИ, ЗОННЫЕ.
Цыгане уже не люди.
Кто это решает?
Да не по закону, точно.
А по авторитету.
Зона, она и Европе зона.
Вот и начинают бунтовать!
Кто же захочет, чтобы , кучка из тупорылых и зажратых европарламентариев, использовали твою страну как скотобойней, для собственного народа.
Правительства стран заставляют делать, то что не хочет не правительства не народ.
Да какими благими намерениями это не провозглашалось, но если сначала провозглашается: - Человеческая личность, прежде всего! И этим искушали развалить соцлагерь. То теперь лозунг: - Европарламент прежде всего!
ЛУЧШЕ БЫ ИМ ВООБЩЕ НЕ СОЕДИНЯТЬСЯ!
А то за единением про людей забыли.
А это не русские, терпеть не станут.
Короче - полный пипец Европу ждёт.
К сожалению мера вынужденная и худой мир всё равно лучше.
Ближайшие 10-12 лет могут преобразить мировой порядок до неузнаваемости.