Фотография с сайта http://www.vashdosug.ru
Когда-то Александр Володин сказал: «Жизнь — это такое воспоминание»…. И вот спектаклем А. Баргмана в театре им. В.Ф. Комиссаржевской «Графоман» мы и вспомнили ту жизнь.
В советской драматургии 60-х годов не было писателя, драматурга, который бы, как в свое время А. Чехов, занимался «исследованием человеческой души», всех ее проявлениях и оттенках. А в наше «бешеное» по скорости, время некогда остановиться, задуматься, понять почему что-то происходит так, а не иначе.
Сергей Бызгу в сцене из спектакля «Графоман» Театра им. Комиссаржевской. Фотография с сайта Кино-Театр.ru
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой…
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Этими стихами А. Володина начинается действие спектакля.
Как хорошо, что вновь обратились к пьесе Володина — к таким сомневающимся людям, неуспешным, но постоянно думающим, в мыслях которых рождается истина. Собственно эти черты менталитета, русского, советского менталитета, в массе свойственные, выросшим в Советском Союзе, как бы не передергивалось все в последнее время. Сам Володин — яркий представитель писателя, выросшего на этих ценностях.
И такой спектакль вдруг появился — браво! Браво и тому, что это спектакль для думающих людей! В этом и состоит предназначение театра — дать толчок человеку, «обратиться» к его «голове», заставить, в концов думать, думать — ведь он же ЧЕЛОВЕК!
В наше время так проникновенно-чувствующих писателей просто не существует — все делают «быстрые» деньги, и это грустно. Режиссер А. Баргман вдохнул в спектакль «Графоман» подлинную жизнь с ее противоречиями, несовершенством и т.п. И пусть эта жизнь, пусть этот «социализм с получеловеческим лицом», но это живая жизнь, это наша прошлая жизнь со всеми ее недостатками!
Сцена из спектакля «Графоман» Театра им. Комиссаржевской. Фотография с сайта Кино-Театр.ru
«Хуже сплю,
больше пью,
меньше женщин домой провожаю,
реже стал от друзей возвращаться под утро домой…
Что такое со мной?
Что такое со мной?
Я не знаю.
Я такой же, как был!
Я такой же, как был!
Я такой!..»
Перед нами «вспыхивают» разные человеческие истории, грустные и смешные, трогающие за душу и не оставляющие равнодушными никого из зрителей. В спектакле всего в меру — и музыки, отражающей все оттенки настроений и дополняющей стремительно развивающееся на сцене действие, иногда умиротворяющей, иногда позволяющей самому додумать мысль, звучащую в монологе. Минимум декораций, а если и есть, то только, что отражает главное, то, что запомнилось, осталось в памяти — например, скамейки, именно выкрашенные зеленым цветом скамейки… И все разговоры, монологи, все заряжено свойственной в те времена бескомпромиссностью суждений, но и одновременно все это — акварель, нежна и ненавязчивая.
Хочется выделить главного героя спектакля скромного инженера по технике безопасности Мокина в исполнении Сергея Бызгу. Во многом это спектакль-монолог, ведь от скучной советской действительности Мокин — тихий, ранимый, порой смешной и нелепый — спасается в своем тайном увлечении — сочинении стихов. От затягивающей, безнадежно глупой действительности возможно убежать только таким образом, тренируя свой мозг, придумывая, додумывая ситуации, создавая свой мир. Периодически происходит столкновение мира реального и мира, придуманного самим Мокиным, и вот тогда рождаются пронзительными, обнаженные до нерва монологи, когда зритель, затаив дыхания, слушает Мокина — Сергея Бызгу, абсолютно верит ему, переживает за него. Артист умеет достучаться до каждого сердца и никого не оставляет равнодушным. Перед зрителями проходит трогательная история человеческого одиночества, а потом, по мере развития, понимаешь,что люди одиноки и непоняты практически все в этом городе, да и вообще в стране. Но.., как писал в своей очерке В. Короленко, «человек рожден для счастья, как птица для полета», и за это счастье можно и нужно бороться любыми, пусть и призрачными, способами. Ведь Душа человека живет и дышит для счастья. Поэтому инженер Мокин так остервенело, как заклинание повторяет: «Стыдно быть несчастливым».
И каждый раз, когда я несчастлив, я твержу себе это: «Стыдно, стыдно, стыдно быть несчастливым!» И сразу вспоминаются стихи замечательного поэта Н.Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!»
Сцена из спектакля «Графоман» Театра им.
Комиссаржевской. Фотография с официального сайта театра.
«Хочешь быть счастливым – будь им». Для этого нужно, в основном, научиться управлять собой. Счастье – это состояние. Счастье – это то, что вы чувствуете. Счастье – это состояние Души. Это настрой вашей Души, в котором вы живете.
Перед зрителями «прошла» Азбука жизни и любви!
Изумительный, ажурный, добрый, мудрый спектакль — побольше бы таких!
Юлиана Рязанцев




Комментарии